ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа:
Рабочая программа по географии для 6 класса
составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего
образования. Рабочая программа по географии 6
класса разработана в соответствии с Программой
среднего (полного) общего образования по
географии 6-11 кл. базовый уровень (под ред. И.В.
Душиной) М. – Дрофа. 2008г., на основе основной
образовательной программы школы на 2013-4014 уч.г.
Программа географического краеведения. Рабочая
программа конкретизирует содержание конкретных
тем образовательного стандарта и дает
распределение учебных часов по разделам курса.
Программа взята полностью без изменений.
Программа рассчитана на 68 часов (34 часа по
федеральному базисному плану и 34 часа
регионального компонента, 2 часа в неделю).
Программа выполняет 2 основные функции:
1. Информационно-методическая функция
Она позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного процесса.
2. Организационно-планирующая функция
Она предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ
Учебная программа по географии содержит следующие разделы:
1. Пояснительную записку, в которой определяются цели обучения географии в 6 классе, раскрываются закономерности живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений;
2. Содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределённого по содержательным разделам с указанием числа часов на изучение соответствующего материала.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В программе по географии предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в географическую деятельность, на обеспечение понимания ими краеведческого материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
Уделяется внимание использованию компьютера и информационных технологий. География призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для жизни, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами при решении задач.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
1. Формировать на базе знаний и умений научной
картины мира как компонента общечеловеческой
культуры;
2. Овладевать символическим языком географии,
вырабатывать формально-оперативные
географические умения и научиться применять их к
решению географических задач;
3. Получить представление о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных
способах их изучения, об особенностях выводов и
прогнозов, носящих вероятный характер;
4. Развивать логическое мышление и речь;
5. Сформировать представления об изучаемых
понятиях и методах как важнейших средствах
экологического моделирования реальных
процессов и явлений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
- Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Содержание программы по географии 6 класс
(34 часа по федеральному базисному плану и 34 часа регионального компонента, 2 часа в неделю, итого 68 часов)
Введение.
География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.
Виды изображений поверхности Земли.
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы.
Географические координаты: географическая
широта и долгота. Способы изображения земной
поверхности на глобусе. План местности.
Ориентирование и измерение расстояний на
местности и плане. Азимут. Компас. Способы
ориентирования на местности. Определение высоты
точки на местности. Изображение холма с помощью
горизонталей. Способы изображения земной
поверхности на плане. Условные знаки. Чтение
топографического плана местности.
План местности. Географическая карта —
особый источник информации. Легенда карты.
Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение
расстояний по карте с помощью масштаба и
градусной сетки. Ориентирование по карте.
Определение абсолютных высот по карте.
Строение Земли. Земные оболочки.
Земля — как планета. Выдающиеся географические
открытия и путешествия. Форма и размеры Земли.
Движения Земли. Земная кора и литосфера.
Внутреннее строение Земли, методы его
изучения. Земная кора; ее строение под
материками и океанами. Горные породы
магматического, метаморфического и
осадочного происхождения. Изменение температуры
горных пород с
глубиной.
Литосфера — твердая оболочка Земли.
Подвижные участки земной коры. Образование
вулканов. Основные зоны землетрясений и
вулканизма на Земле. Методы предсказания и
защиты от опасных природных явлений; правила
обеспечения личной безопасности. Рельеф
Земли. Неоднородность земной поверхности как
следствие взаимодействия внутренних сил
Земли и внешних процессов. Основные формы
рельефа суши и дна Мирового океана. Различия
гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли
на карте.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие –важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли.
Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Стихийные природные явления.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова.
Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010г.
2. Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии
6 класс– «Вако» М. 2004г.
3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6
класс.
4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6-го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка,
Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида,
Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный
Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское
плоскогорье, Бразильское плоскогорье,
Восточно-Европейская (Русская), Великая
Китайская, Великие равнины, Декан,
Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность,
Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская
низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ,
Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла,
Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская
Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли,
Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания,
Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан,
Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия,
Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан,
Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский,
Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское,
Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское,
Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное,
Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов,
Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка,
Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио,
Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей,
Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь,
Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория,
Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида,
Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев
и Кордильер.
Тема ”Население Земли”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк,
Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет,
Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия,
США, Франция, Япония
Учебно-тематический план:
Раздел |
Количество часов |
Практическая часть |
Введение | 3 | П/Р 1 Составление календаря погоды. |
План местности | 6 | П/Р 2 Масштаб П/Р 3 Ориентирование по компасу П/Р 4 Составление плана местности |
Географические карты | 8 | П/Р 5 Определение координат |
Литосфера | 4 |
П/Р 6 Описание свойств горных
пород П/Р 7 Обозначение на контурной карте центров землетрясений П/Р 8 Определение по карте географического положения гор и обозначение их на контурной карте. П/Р 9 Определение по карте географического положения равнин и обозначение их на контурной карте П/Р 10 Описание форм рельефа своей местности |
Формы рельефа земной коры | 5 | |
Гидросфера | 12 | П/Р 11 Обозначение на контурной карте
холодных и теплых течений. П/Р №12 Обозначение рек
на контурной карте. П/Р 13 Обозначение озер на к/к. |
Атмосфера | 12 | П/Р 14 Обработка данных календаря погоды.
Построение графика температура для своей
местности. П/Р 15 Построение диаграммы садков для своей местности по календарю погоды. |
Биосфера | 6 | |
Население Земли | 4 | |
Природа и население своей местности | 4 | |
Обобщающее повторение | 4 | |
Итого | 68 |