Цели:
- Научить описывать и определять предметы через их признаки.
- Научить сравнивать предметы по их признакам.
- Научить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо признаку.
Предварительная подготовка:
1. Принести любые, легко описываемые по
признакам предметы или картинки с их
изображением, например: кусочек сахара, плитку
шоколада, деревянную линейку, однотонную
ученическую тетрадь и т.п.
2. Принести любые картинки для сравнения по парам,
например: монета и пуговица, одинаковые по
размеру два цветных карандаша, два мяча и т.п.
ХОД УРОКА
– Ребята, сегодня к нам на урок пришел Незнайка.
Все мы знаем, что этот веселый коротышка
хвастливый, но очень сообразительный. И он
хочет научиться описывать предметы.
– Мы должны помочь Незнайке! Но для этого нам
следует вспомнить – какие признаки мы изучили на
прошлом уроке?
– Дети перечисляют по очереди признаки
(свойства): цвет, форма, материал, размер, вес,
вкус.
– Итак, что же значит описать предмет?!
Описать предмет – это значит объяснить, какой это предмет, перечислить как можно больше его признаков, т.е. подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: «Какой это предмет?» (Слайд 3)
Задание «Опиши предмет» (Слайд 4)
– Давайте попробуем описать некоторые предметы, т.е. перечислить их признаки.
Учитель показывает детям различные карточки с
предметами: сахар, шоколад, карандаш, тетрадь,
монету, школьную доску…
Ученики должны перечислить как можно больше
признаков этого предмета.
Например, шоколад – коричневый, сладкий, прямоугольный, твердый, съедобный.
– А теперь выполним аналогичное задание №9 в тетради.
Задание №9. (Слайд 5)
– Ребята, перед нами Буратино, друг Незнайки.
Он очень хотел бы, чтобы мы помогли ему
справиться с заданием – описать предметы:
воздушный шарик и холодильник.
Ученики описывают (устно) каждый предмет.
(Воздушный шарик – круглый, синий, легкий,
резиновый; Холодильник – прямоугольный, белый,
тяжелый, металлический).
– Сейчас немного отдохнем и поиграем. Для игры нам потребуются ваши ладошки.
Игра «Бывает – не бывает» (физпауза) (Слайд 6)
– Я сейчас буду называть предметы с их признаками, а вы будете сидеть тихо, если эти признаки бывают у предмета, и хлопать в ладоши, если их не бывает (можно воспользоваться карточками). А на экране в этом нам поможет волшебная палочка.
Например: сладкий лимон (хлопки), зеленое солнце (хлопки), черный виноград (бывает), белый котенок (бывает), деревянная ложка (бывает), добрый синий крокодил (хлопки)…
– Снова обратимся к тетради.
Задание №10. (Слайды 7, 8)
– Незнайка выполнил задание, но сомневается в правильности своих ответов. Давайте проверим!
Ученики должны раскрасить все флажки красным цветом, а затем изменять только требуемые признаки. Например, требуется изменить только цвет флажка, значит, дети должны нарисовать такой же флажок, но любого другого цвета, в следующем случае изменяют только форму флажка и т.д.
(Для учеников, которые работают быстрее, можно предложить выполнить задания под звездочкой и оценить 2-3 работы)
– Молодец, Незнайка! Справился с заданием, все выполнил верно!
Задание «Сравни предметы» (Слайд 9)
– Ребята, Буратино нашел карточки и хочет
проверить, сможем ли мы назвать общие и
различающие признаки пары предметов.
Учитель показывает детям пары предметов
(картинки с предметами) и просит назвать общие
признаки, а затем найти различающие их
признаки. Например:
Монета и пуговица (одинаковы по цвету и форме, но различны по размеру и материалу)
Два мяча (одинаковы по форме и материалу, но различны по размеру и цвету)
Две тетради (одинаковые по форме, размеру и материалу, но различные по цвету)
Красный воздушный шарик и помидор (одинаковые по цвету, но разные по размеру, форме и материалу) и т.д.
– Вернемся к тетради.
Задание №11. (Слайд 10)
– Это задание аналогичное тому, что задал Буратино. Начнем сравнивать предметы с общих признаков, а затем найдем различающие их признаки.
Пример: Табуретки схожи всем, кроме формы, карандаши – всем, кроме размера, машины различаются только по цвету, следующие два предмета отличаются названием (зеркало и часы), вазы различаются размером и формой, а лопаты – размером, формой, цветом и, может быть материалом.
– Ребята, я думаю, Незнайка понял, что значит описать предмет. И теперь он хочет поиграть с нами в игру – наоборот. Незнайка будет перечислять признаки, а мы должны отгадать предмет. Все предметы спрятаны в волшебной шляпе.
Игра «Угадай предмет» (Слайд 11)
Максимально подробно описывается какой-либо предмет (только признаками), а ученики отгадывают его.
Например:
– фрукт: желтый, овальный, кислый (ЛИМОН);
– зверь: лесной, маленький, серый, колючий (ЁЖ);
– рыба: морская, большая, хищная, серая, зубастая,
злая (АКУЛА);
– Ребята, Незнайка очень любит рисовать, но у него не всегда получается. Он хочет, чтобы мы нарисовали для него …(Работа в тетради)
Задание №12. (Слайд 12)
а) большой, круглый, желтый овощ (ТЫКВА);
б) маленький, круглый, серый, металлический
предмет (МОНЕТА).
Задание №13. (Слайд 13)
– А еще Незнайка любит играть в разные игры. Но сейчас он потерял игрушку и просит нас найти ее: это красный, круглый, большой предмет (МЯЧ).
Задание «Выбери общее название и убери со стола лишние предметы» (Слайд 14)
Фрукты: яблоко, груша, абрикос.
Съедобные предметы: яблоко, мороженое, груша,
абрикос, вишня.
Круглые предметы: яблоко, мяч.
Желтые предметы: абрикос, яблоко, груша.
– Мы знаем, что Незнайка большой шалун. Все пуговицы он собрал вместе. А по какому признаку теперь их разделить, совсем запутался. Давайте поможем ему разделить пуговицы и выясним, сколько групп у нас получилось. (Работа в тетради)
Задание №14. (Слайд 15)
– Сначала разделим пуговицы по одному признаку – по цвету, а затем по другому – по форме.
Ученики должны разделить одной линией пуговицы по цвету – желтые и зеленые, другой – по форме – овальные и круглые.
– Итак, у нас получились 4 группы: зеленые круглые, зеленые овальные, желтые круглые, желтые овальные. (Ученик должны самостоятельно сделать такой вывод).
Задание №15. (Слайд 16)
– Данное задание напоминает «…убери со стола
лишние предметы». Поиграем с Незнайкой?
Нужно вычеркнуть лишний предмет и объяснить
причину, т.е. назвать признак, который делает
предмет лишним в данной группе:
1) Овальный шар, как единственный среди
остальных круглых предметов;
2) Большой шар, т.к. он больше остальных предметов
по размеру;
3) Синий шар, как единственный среди остальных
желтых предметов;
4) Мяч, т.к. все остальные предметы – шары.
– Ребята, в следующих заданиях Незнайка предлагает нам дорисовать предметы. Я думаю, мы справимся и с этими заданиями.
Задание №16. (Слайд 17)
Дети должны определить закономерность расположения фигур и нарисовать следующую фигуру, сохранив эту закономерность. Определяем сначала форму следующей фигуры (круг), затем – цвет (зеленый).
Задание №17. (Слайд 18)
Из нижнего ряда предметов ученики должны выбрать предмет, который по какому-либо признаку может быть включен в верхнюю группу предметов. При этом следует проверить каждый предмет.
Ответы: красная чашка подходит только по цвету, монета – только по форме, а пуговица – и по цвету и по форме.
Итог урока:
– Итак, сегодня на уроке вместе с Незнайкой мы научились описывать и определять предметы через их признаки, сравнивать предметы по их признакам.
Домашнее задание: (Слайд 19)
№18.
Вспомним игру «Бывает – не бывает». В данном задании нужно на рисунке найти ошибки художника, т.е. то, чего «не бывает».
Карточки с заданиями (Слайды 21-26)
В конце урока учащимся раздаются карточки с заданиями в виде тестов на два варианта. Проверяется степень усвоения нового материала.
1 вариант: (Слайды 21-23)
2 вариант: (Слайды 24-26)
Литература:
- Методические рекомендации для учителя, 2 класс, А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
- Информатика в играх и задачах, 2 класс, часть 2. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
- Информатика тесты, 2 класс, О.Н.Крылова.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/