Цели урока:
- Обобщить и закрепить теоретические знания учащихся по пройденной теме, уметь делать выводы и умозаключения.
- Научить через игру коллективному поиску ответов на вопросы.
- Формировать умения работать в группах, навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и общих учебных задачах.
- Сформировать практические умения работы с географической картой и другими источниками информации.
- Развивать память, умение систематизировать изученный материал, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов.
- Развивать познавательный интерес и кругозор учащихся по географии.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся через знакомство с культурой других народов.
- Уметь анализировать и оценивать учащимися собственную деятельность, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: урок – обобщение в форме игры.
Оборудование: настенная карта «Зарубежная Азия», изображение флагов государств, бумага, карандаши, ручки, технические средства, слайды.
План урока
- Организационный момент.
- Игра.
- Подведение итогов.
Ход урока
Один из индийских историков сказал: «Отнимите у людей Азию, и они лишатся своего прошлого, настоящего и будущего». Бесспорно, роль Азии в современном мире уникальна. Можно сказать, что солнце экономики, политики и даже культуры снова встаёт на Востоке. На этом уроке мы вспомним о странах азиатского региона, поговорим об их характерных особенностях, повторим и обобщим наши знания, полученные на предшествующих уроках.
Учащиеся класса предварительно делятся на команды. Каждая команда садится за свой столик; на столах – чистые листы бумаги и ручки.
Задание 1. Блицтурнир «Страны Азии»
Каждой команде по очереди задаются вопросы. Если команда отвечает правильно - присуждается один балл, при неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.
- Внутриконтинентальное государство, находящееся к северу от Китая. (Монголия)
- Какая страна является родиной чая? (Китай)
- Одна из самых густонаселённых стран мира, где большая часть населения проживает в столице. (Сингапур)
- Страна, занимающая первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота, а по заготовкам мяса – одно из последних. (Индия)
- Эта страна дала миру такие изобретения, как: зонтики, веер, фарфор, шёлк, воздушного змея, порох, бумагу. (Китай)
- Какая страна дала миру арабские цифры, десятичную систему чисел, число Пи, квадратные уравнения, а также шахматы, домино, карты и пуговицы? (Индия)
- В какой стране родилось боевое искусство тхэквондо? (В Южной Корее)
- В какой стране родились боевые искусства дзюдо и сумо? (В Японии)
- Островное государство в Индийском океане, родина цейлонского чая. (Шри-Ланка)
- Страна Центральной Азии, где находится космодром «Байконур» (Казахстан)
- Государство в Гималаях, граничит с Индией и Китаем. (Непал)
- Родина сиамских котов (Таиланд)
- Женщины какой страны носят сари? (Индии)
- Женщины какой страны носят кимоно? (Япония)
- Одна из самых развитых стран Юго-Западной Азии, большинство населения которой составляют евреи. (Израиль)
Задание 2. Вставьте пропущенные страны и столицы
Вызываются по два человека от каждой команды. Они выполняют это задание за отдельными столами. Учитывается правильность работы и время.
Страна |
Столица |
1. Филиппины |
|
2. Казахстан |
|
3. |
Ханой |
4. |
Улан-Батор |
5. Индонезия |
|
6. |
Коломбо |
7. Сирия |
|
8. |
Кабул |
9. |
Тегеран |
10. Таиланд |
|
11. |
Куала-Лумпур |
12. Республика Корея |
|
13. |
Дакка |
14. |
Нью-Дели |
15. Саудовская Аравия |
|
16. Китай |
|
Задание 3. Мои утверждения
На доске поочерёдно вывешиваются карточки, по три страны в каждой.
- Сингапур, Тайвань, КНДР
- Таиланд, Вьетнам, Китай
- Китай, Монголия, Индия
- Индонезия, Филиппины, Шри-Ланка
- Таджикистан, Япония, Республика Корея
- Индия, Пакистан, Япония
- Иран, Таиланд, Узбекистан
Выслушав утверждение, назвать страну, которая к нему не относится.
- Я утверждаю, что эти три страны относятся к НИС.
- Все три страны располагаются на полуострове Индокитай.
- Все три страны входят в пятёрку стран с высокой численностью населения.
- Это страны – архипелаги.
- Все три страны являются морскими державами.
- Это федеративные республики.
- Столицы трёх стран начинаются на букву «Т».
Задание 4. Определить принцип объединения стран в группы
- Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Иордания
- Киргизия, Монголия, Непал, Ирак
- Монголия, Япония, Бангладеш
- Пакистан, Индонезия, Саудовская Аравия, Йемен
- ОАЭ, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия
- Япония, Малайзия, Бахрейн
- Китай, Индия, Шри-Ланка
- Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Лаос
Ключ:
- Страны Юго-Западной Азии
- Внутриконтинентальные страны
- Однонациональные страны
- Страны, где основная религия – мусульманство
- Нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны
- Страны с конституционной монархией
- Страны – экспортёры чая
- Страны - члены АСЕАН
Задание 5. Узнай страну по описанию
1. Эту страну называют «страна наоборот», так как пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, кошки бесхвостые, а белый цвет является траурным. Нам она известна как «страна восходящего солнца». (Япония)
2. Эта самая высокогорная страна мира привлекает иностранных туристов необычными природными ландшафтами и национальными парками, большинство из которых являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государство находится между двумя самыми населёнными странами мира. Основная отрасль экономики – сельское хозяйство, где выращивают рис, кукурузу, сахарный тростник, джут, корнеплоды. Основной источник дохода – туризм. (Непал)
4. Страна богата минеральными ресурсами, выпускает тепловозы, станки, телевизоры, ЭВМ, лекарства мирового качества, выполняет космическую программу, по числу научно-технических специалистов занимает 2-е место в мире. При этом низкий национальный доход на душу населения, в большинстве деревень нет электричества. Развивающаяся аграрно-индустриальная, самая многонациональная страна мира. (Индия)
4. По форме территория этой страны на карте напоминает латинскую букву «S». Протянулась с севера на юг вдоль побережья Южно-Китайского моря. Это парламентская республика. Субтропический муссонный климат позволяет выращивать рис, хлопок, каучуконосы, чай, перец, бананы, сахарный тростник, орехи. Страна вышла на одно из первых мест в мире по производству кофейных зёрен. (Вьетнам)
5. Это древнее государство в Центральной Азии с маленькой плотностью населения. Из-за сурового континентального климата, сельское хозяйство уязвимо к стихийным бедствиям в виде сильной засухи или холода. В стране мало пахотных земель, но много пастбищ, где пасут овец, коз, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов. Родина Чингисхана. (Монголия)
6. Индустриальная страна с динамично развитой экономикой. На мировой рынок поставляет продукцию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Туризм, в особенности паломничество, является важной статьёй дохода страны. Благодаря жаркому климату и достопримечательностям, туристов привлекают леса Галилеи, долина реки Иордан, Иудейские и Самарийские холмы. Достижения в различных отраслях медицины способствуют высокому развитию системы здравоохранения. (Израиль)
7. Крупнейшая страна Юго-Западной Азии. Её часто называют «Страной двух мечетей», имея в виду два главных города ислама. Страна занимает первое место в мире по запасам и добыче нефти. (Саудовская Аравия)
8. Островное государство на юго-востоке Азии. Почти всё население проживает в столице страны. Сегодня является международным центром мирового значения, центром высоких технологий. Особое место занимает производство компьютеров, лазеров, оптики и различных видов вооружения, а также нефтепереработки. Здесь находятся крупные банки и второй по грузообороту порт мира. (Сингапур)
9. Аграрно-индустриальная страна Юго-Восточной Азии, в состав которой входят более 18 тысяч островов. Проживает около 300 народов, 88% населения исповедует ислам. Территория богата различными полезными ископаемыми, ведётся добыча нефти, газа, железных руд и руд цветных металлов. (Индонезия)
10. Одно из древнейших государств, подарившее миру много выдающихся открытий и изобретений: компас, спички, арбалет, пельмени, мороженое, висячий мост, зубную щётку, туалетную бумагу, рыболовный крючок и другие. Страна с самым многочисленным населением в мире и развитой экономикой. Родина конфуцианства. (Китай)
Задание 6. Определить по флагу название страны
На слайдах представлены флаги стран Зарубежной Азии. Определить название стран. <Приложение1>
Ключ:
- Китай
- Вьетнам
- Израиль
- Япония
- Индия
- Казахстан
- Ливан
- Саудовская Аравия
- Индонезия
- Шри-Ланка
- Непал
- Пакистан
- Турция
- Республика Корея
- КНДР
Задание 7. Определить страну
На отдельных слайдах представлены достопримечательности, памятники культуры и искусства стран Зарубежной Азии. <Приложение2>
Ключ:
- Индия
- Япония
- Вьетнам
- Израиль
- Иордания
- Непал
- Сингапур
- Гонконг
- Малайзия
Подведение итогов
Капитаны команд оценивают степень участия своих игроков на отдельном листе. Подведение итогов игры.
Рефлексия. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.