Обучение музыке требует целого комплекса различных способностей. Самая важная, разумеется, предрасположенность к занятию искусством – склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области. Надо обладать музыкальными способностями – так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью.
Мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки, складывается из высоких и низких звуков. Но мелодия будет неинтересна, если составляющие ее звуки будут одинаковы по своей продолжительности (длительности).
Если рассмотреть в деталях любой орнамент, окружающий нас в быту (на салфетках, коврах, посуде), то можно увидеть, что отдельные его части ритмично повторяются.
Нужно заметить, что любой орнамент делает ту или иную вещь красивее. И в музыке мы тоже можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры (ритмические рисунки).
В музыке ритм – организация звуков в определенных закономерных временных соотношениях друг к другу.
Чувство ритма в широком смысле означает восприятие, воспроизведение и умение создавать ритм.
Чтобы избежать многих ошибок в будущем, необходимо в процессе работы с учеником еще на начальных уроках объяснять, показывать на практике азы музыкального ритма, ритмической организации материала, различные ритмические формулы, принципы сильных и слабых долей и т.д.
Заниматься ритмом отдельно, абстрактно от развития музыкального слуха, музыкального мышления бессмысленно. Чувство ритма, как и музыкальный слух, должно воспитываться до того, как ребенок начнет занятия на инструменте.
«В психологии чувство музыкального ритма понимается, как способность активно переживать и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения». [Б.М.Теплов «Музыкальная психология»]
Вообще можно сказать, что чувство ритма является первостепенным в комплексе музыкальных способностей. Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов (А.А. Баренбойм, А.В. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Прокофьев) о том, что чувство ритма врожденное и почти не развиваемо. Однако другие музыканты-педагоги и психологи (К. Орф, Б. М. Теплов и др.) доказывают, что при определенной методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма развивается. В данной работе мы придерживаемся именно этого утверждения.
Чтобы развить чувство ритма у ребенка в занятиях можно использовать игры со словом. Особенностью является то, что эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодический напев. Первоначальные ритмоинтонационные попевки должны быть наделены характерностью и выразительностью и быть «на слуху» у ребенка. Ими могут быть детские считалки, дразнилки, прибаутки (обычно на одном, двух или трех звуках).
На начальном этапе обучения мы не будем требовать от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом следует научить его умению равномерно передавать пульсацию долей. Педагог приносит на урок игрушку или карточку с изображением животного, произносит название игрушки или картинки, а потом повторяет название, одновременно хлопая в ладоши. Игрушке это нравится и она «просит» ребенка повторить. На данном этапе названия прохлопываются только четвертными длительностями.
Как вариант каждой игрушке придумать имя. Например:
Отхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками), по столу (ладошками) или по полу (топая ногами).
Педагог рассаживает игрушки и придумывает какую-то игровую ситуацию. Например: «Зайчику было грустно, он сидел и плакал, к нему в гости пришел Мишка Федя, сел рядом и начал успокаивать. Потом пришел Котик Барсик и стал ласково мяукать. Зайчик Степа успокоился».
- Кто пришел в гости к Зайчику Степе?
- ФЕ-ДЯ, БАР-СИК
Ученик проговаривает и прохлопывает сложившуюся ритмическую формулу из кличек. Животных каждый раз можно менять.
Играть можно не только с отдельными словами, но и с целыми стихами. Для этого педагог прочитывает стих, а в это время ребенок пытается передать те шаги, которые он слышит в стихотворении, с помощью хлопков, игрой на детских музыкальных инструментах (ложки, трещотки, колокольчики, треугольники, маракасы) или на домре на открытых струнах. Стихотворения и мелодии должны быть узнаваемыми для ребенка. Например:
Следующий шаг в развитии чувства ритма – ощущение метра (сильных и слабых долей). Слабые доли прохлопываем в ладоши, а сильные ударом руками по коленям. Лучше всего на этом этапе помогут упражнения с использованием имен. Сначала необходимо выяснить, сколько нужно сделать хлопков на конкретное слово, затем какой из слогов ударный. Для того, чтобы понять какой слог в слове ударный, нужно его пропеть.
Например, имя Соня. Сколько нужно хлопков, чтобы заменить имя Соня? Верно, два. Какой слог ударный, а какой безударный? (Пропеваем Со-ня). Сразу стало ясно, что ударный слог в этом слове – первый. Для записи можно использовать такие значки:
! – безударный слог,
! – ударный слог.
Игра «Кто твой дружок или подружка?»
Спросить у ребенка: «Кто твой дружок или подружка?». Ребенок сам прохлопывает и проговаривает имя. С подобными играми педагог активизирует ребенка на самостоятельное выполнение заданий.
В играх со словами можно использовать не только имена, но названия животных или растений.
Игра «Найди пару»
В одном столбце изображения животных, в другом рисунки ритмов этих слов. Необходимо найти нужный ритм к картинке и соединить их карандашом:
И последний шаг в развитии чувства ритма – сам ритм (чередование коротких и длинных долей).
В столь раннем возрасте ребенку еще трудно понять и запомнить названия длительностей. Пока он может только различать короткие и длинные звуки. Для обозначения нужно использовать условные знаки: долгий звук выразить в виде длинной вертикальной полоски, а короткий в виде полоски меньшего размера.
Также можно использовать еще один способ: длинные звуки будут изображаться незакрашенным овалом, а короткие звуки будут представлять собой такие же овалы, только заштрихованные.
Вместо счета лучше использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий – слогом «ти».
Игра «Эхо»
Правила игры просты. Учитель прохлопывает ритм, а ребенок тихо повторяет, как эхо.
Также существует много разновидностей этой игры. Например, ученик и учитель одновременно простукивают определенный ритм. По мере прохождения игры, учитель изменяет ритм, в этот момент ребенок должен услышать эти изменения и повторять.
Игра с карточками
На карточках нарисованы ритмические блоки. Ученик должен прохлопывать эти ритмы разными способами.
Разновидность игры с карточками
На карточках нарисованы палочки различного размера. Учитель составляет из них какой-нибудь ритм, а ученик прохлопывает его. Затем меняются ролями: ученик сам составляет ритм с помощью карточек, а учитель прохлопывает то, что составил ученик. Ребенок должен проследить правильно ли прохлопал учитель и, если вдруг, тот сделал ошибку, то исправить ее. Вместо карточек возможно использование пуговиц разной величины: большие пуговицы – «та», маленькие – «ти». Например:
Игра «Научи матрешек танцевать»
Для игры необходимы большая и маленькая матрешки. У педагога в руках большая матрешка, у ребенка – маленькая. «Большая матрешка учит танцевать маленьких» - говорит педагог. Отстукивает по столу определенный ритмический рисунок, а ученик повторяет этот рисунок своей матрешкой. При повторении игры ведущим может быть ребенок.
Игра «Определи по ритму»
Для игры необходимы карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок, в котором зашифрованы названия животных, растений, а другая половина пустая; картинки с иллюстрациями этих животных и растений. Педагог исполняет ритм любым способом (можно прохлопать, простучать с помощью детских музыкальных инструментов, сыграть на домре). Ребенок по ритму определяет, какое животное зашифровано. В дальнейшем можно усложнить задачу: на карточках изображен ритмический рисунок не одного слова, а знакомой ребенку песенки.
Ритмический рисунок на карточках может быть изображен в виде длительностей. Например:
Можно изобразить в виде коротких и длинных полосок. Например:
Или ритмический рисунок можно изобразить незакрашенными и закрашенными овалами. Например:
В процессе усвоения ребенком материала эту игру можно усложнить и разнообразить по типу лото. Ребенку выдается большая карточка, с нанесенными на нее несколькими ритмическими рисунками. У педагога находятся цветные рисунки с изображением того, что зашифровано в ритме (или песня или одиночное слово). Учитель берет рисунок и воспроизводит ритм, ребенок должен найти у себя на большой карточке графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Чтобы игра проходила интереснее, ее можно сделать коллективной.