Эпиграф:
«Пушкин - это наше все!»
Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, литературы и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.
Цель урока:
- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
Задачи урока:
1. обучающие
- увидеть значение творчества великого русского поэта А.С.Пушкина для русской музыки;
- ввести и усвоить новые термины «музыкальная живопись», «живописная музыка», «музыкальное прочтение стихотворения», «выразительность и изобразительность».
- формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
- обосновать, что стихи Пушкина необыкновенно музыкальны;
2. развивающие
- для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;
- использовать межпредметные связи;
- развивать эмоциональное восприятие произведения:
- показать многомерность и гармоничность всех жанров музыки, поэзии и живописи;
3. воспитательные
- установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися;
- воспитывать такое нравственное качество как товарищество;
- организовать работу класса в парах, в группах, как основной фактор взаимовыручки на уроке.
Тип урока:
Интегрированный урок-путешествие «Один день с Пушкиным»
Средства обучения:
- Учебник «Музыка. 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина
(Москва, Просвещение, 2011 г.) - Музыкальный центр
- Компьютерная презентация
- Карточки для работы в парах
- Тест- задание
- Русские народные инструменты
Музыкальный материал:
Романсы и песни на стихи А.С.Пушкина:
1. «Зимняя дорога» муз. В Шебалина,
2. «Зимний вечер» муз М.Яковлева;
Русские народные песни на стихи Пушкина:
3.«Сквозь волнистые туманы»,
4.«Буря мглою небо кроет»;
5. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
6. Русская народная песня-наигрыш «Во саду ли, в огороде»;
7. П.И.Чайковский «Времена года. Январь. У камелька»;
8. Г.В.Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».
Литературный материал:
Стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Няне».
«Сказка о царе Салтане» (отрывки)
Высказывание о Пушкине Аксакова, стихи М. Пляцковского
На доске портрет Пушкина
Вступительное слово учителя.
Мы живем в своем, настоящем времени. У нас свои заботы, свои труды, свои кумиры. Но волшебный Пушкин снова и снова с нами. Это – мера времени, мера высоты, мера глубины, мера человечности. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви». Вдумайтесь, ребята, в эти слова Лихачева, в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А что для каждого из вас значит Пушкин»?
Учитель. Прочтите эти слова и скажите, как вы их понимаете.
«Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия». (Д. Лихачев)
Высказывания детей.
Учитель. На уроках литературного чтения вы знакомились творчеством Пушкина – его стихами и сказками, изучали биографию поэта, об этом рассказывают ваши творческие работы и проекты. А сегодня на уроке мы попытаемся открыть нового для нас Пушкина – Пушкина в музыке, попробуем по-другому услышать знакомые стихи.
Тема урока:
«Музыкальность стихотворений А.С. Пушкина. Выразительность и изобразительность»
Учитель. В один урок нам необходимо вместить целый день, проведенный с Пушкиным. Попробуем? Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие, и назовем его «Один день с Пушкиным».
С чего начинается любой день?
Дети. Любой день начинается с утра.
ЧАСТЬ 1. УТРО.
Учитель. Зимнее утро! Мы попадаем в дом поэта. Давайте посмотрим, каким было это утро у Пушкина.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 44. Прочтите цитату.
Дети. «Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
Учитель. Попробуйте прочесть эти строки выразительно, обращая на знаки препинания. А теперь попытайтесь написать музыку к этим двум строчкам, какие интонации вы улавливаете?
Дети. Мороз и солнце; День чудесный! – интонации радости, восторга;
мелодия восходящая;
Еще ты дремлешь, друг прелестный... – интонации спокойствия, умиротворенности, тишины, мелодия нисходящая, замедление темпа
Учитель. Вот так и композиторы создают произведения на стихи Пушкина, они вчитываются в каждую строчку и ищут соответствующие интонации в музыке.
Учитель. А на интерактивной доске слова великого русского композитора. Вы узнали его? Кто это?
Дети. Петр Ильич Чайковский.
Учитель. Прочтите слова Чайковского
Дети. «Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Учитель. Как вы можете объяснить их?
Дети. В стихах слова такие же, как и в прозе, но они связаны определенным ритмом.
В этих словах слышна музыка.
Эти слова как бы уже предполагают звучание музыки.
Учитель. Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай». Итак, как вы думаете, это утро Пушкин проведет дома, или отправится в дорогу?
Дети. Пушкин отправится в дорогу, чтобы получить новые впечатления и передать их в стихах.
Учитель. Давайте посмотрим, как поэт передает свои впечатления в стихотворении «Зимняя дорога».
Дети читают про себя. А затем вслух и ищут особые интонации к каждой фразе.
На доске текст «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Учитель. Молодцы, ребята, вы подобрали правильные интонации и краски в этом стихотворении. Прищло время разучить мелодию. Эту песню написал композитор Виссарион Яковлевич Шебалин
На доске портрет Шебалина
Распевание:
- разделение на голоса (сопрано – альты);
- исполнение вокализом основных интонаций и фраз;
- работа над дыханием
- динамика, артикуляция, чувство ансамбля
Исполнение песни В.Шебалина «Зимняя дорога»
Учитель. Мы исполнили это произведение "а капелла" с элементами канона. А что обозначают эти понятия?
Дети. А капелла – это пение без инструмента.
Канон – это повторение одной ми той же мелодии, но с небольшим опозданием.
Учитель. При пении каноном нужно чисто интонировать свою мелодию и прислушиваться к ней в другой группе, которая поет с опозданием.
В исполнении «а капелла» и канон являются самыми трудными, ведь при пении «а капелла» аккомпанемент музыкального инструмента отсутствует, а в каноне необходимо особое музыкальное чутье и ощущение ансамбля.
Дети еще раз исполняют песню Шебалина на стихи Пушкина.
Учитель. Вы достойно справились с этим заданием. А сейчас давайте послушаем, как это произведение звучит в исполнении профессиональных певцов – капеллы Московской консерватории.
Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» в исполнении капеллы.
Учитель. У этого стихотворения есть продолжение. Давайте прочтем дальше и попробуем в интонации слов и знаков препинания уловить музыкальные интонации. Иначе говоря, дать свое музыкальное прочтение стихотворения.
Дети читают, как и в первый раз, про себя и подбирают особые интонации к каждой фразе. Затем читают выразитель вслух.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Учитель. А теперь, наверное, самое интересное… Давайте проверим, оправдались ли ваши музыкальные предположения.
Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» (продолжение)
А вот еще один пример на те же стихи.
Учитель исполняет русскую народную песню.
Учитель. Вы чувствуете, как совершенно по-другому зазвучали стихи? Какие новые интонации вы услышали?
Дети. Здесь слышны интонации народной музыки.
Здесь необыкновенная широта и раздолье в мелодии.
Песня звучит совершенно по-другому, и в этом ее прелесть.
Учитель. Как вы думаете, это произведение создано композитором, или это народный напев?
Дети. Это похоже больше на народную песню.
Учитель. Совершенно верно. Это русская народная песня, так народ слышит стихи поэта. Можно сказать, что это тоже, своего рода, музыкальное прочтение стихотворения.
Работа с учебником.
Прочтите первое задание на стр.45
Учитель. Можно сравнить эти два произведения, написанные на одно на одно и то же стихотворение, с дорогой?
Дети. Да. Дорога русской народной песни представляется прямой, ровной и короткой. А дорога песни композитора Шебалина - трудной, ухабистой и длинной.
Учитель. По какой же дороге мы поедем вместе с Пушкиным?
Дети. По длинной. Чтобы получить больше впечатлений.
Учитель. Обратите внимание на ключевые слова в учебнике «выразительность, изобразительность». Пусть они послужат нам ключом для наших впечатлений.
Итак, я рада, что вы выбрали дорогу, на которой будут трудные, творческие задания, интересные встречи. Но если мы будем работать сообща, помогая друг другу и приходя на выручку, то преодолеем её и узнаем, куда так спешил Пушкин. А как вы думаете, на каком транспорте путешествовал поэт?
Дети. На лошадях.
Звучит «Тройка» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций
к повести Пушкина «Метель»
Учитель. Звучит одна из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Слышите? Это мчится тройка, она будто летит по заснеженным равнинам....
Задание №1 (на индивидуальных раздаточных листах)
Отметьте галочкой, кто из композиторов сочинил это произведение:
Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский
Правильный ответ
Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский
… На бескрайних просторах России, когда до нужного места можно было ехать сутки, а то и двое, в чистом поле вдоль дороги стояли высокие столбы, на которых висели небольшие колокола. В них никогда не звонили люди, но в пургу и метель без этих колоколов можно было сбиться с дороги и затеряться среди снегов.Для чего нужны были такие колокола?
Дети.
Во время метели, от сильного ветра колокола раскачивались и звонили.
Ямщик ехал на их звон, ведь они стояли вдоль дороги.
Эти колокола помогали не сбиться в пути во время метели.
Учитель. Правильно, ребята, вот поэтому им дали название - метельные колокола. Давайте и мы поможем поэту не заблудиться в метель.
Групповая работа. Дети делятся на группы по 4-5 человек и на колокольчиках и треугольниках каждая группа исполняют «Метельную импровизацию».