Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: "Домашние птицы"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Уточнение и расширение словаря по теме: «домашние птицы», обучение детей составлению рассказа-описания по схемам-опорам.

Интеграция:

  • «Социализация»
  • «Познание»
  • «Здоровье»

Задачи:

1.  Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
  • обучать детей составлять короткий рассказ о птицах по плану.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • активизировать словарь по данной теме,
  • учить детей образовывать притяжательные прилагательные;
  • образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
  • развивать моторику рук, внимание, мышление детей.

3. Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в деятельности, самостоятельность.

Формы организации совместной деятельности: путешествие, игра, упражнения, упражнение на развитие моторики,  физкультминутка, составление рассказа с опорой на схему-опору.

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации

Главные методы обучения

Практические:

  • упражнение

Наглядные:

  • наблюдение
  • демонстрация наглядных пособий

Словесные:

  • рассказ педагога
  • беседа
  • чтение художественной литературы

Игровые:

  • дидактическая игра
  • воображаемая ситуация в развёрнутом виде

Лексический материал: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята, селезень индюк, индюшка, птенец, голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка, гогочет, кудахчет, крякает, кукарекает, кормиться, живет.

Оборудование: картинка с изображением птичьего двора, картинки с изображением домашних птиц, пера,  маски по количеству детей, схемы– опоры для составления рассказа, раскраски с изображением домашних птиц.

Содержание работы

Действие учителя – дефектолога

Действие детей

Лексический материал

Задачи

Организационный момент

 

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор. Кто там живет?

– Какие это птицы? Почему мы говорим, что они – домашние?

– Каких же домашних птиц мы можем встретить?

– Почему мы говорим, что это птицы?

– А могут ли домашние птицы летать?

Ответы детей:

  • Там живут птицы
  • Домашние птицы
  • Дети называют
  • У них есть крылья и клюв
  • Нет

Домашние птицы, крылья, клюв

активизировать внимание

привлечение детей к диалогу

Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы»

– Итак, оправляемся на птичий двор. Я предлагаю вам поехать на машине:

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы — хоть куда!

 

 

 

 

развитие моторики

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Сообщение темы

Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

– Ну, вот мы и на птичьем дворе.

– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить, с кем встретимся?

–Давайте посмотрим и скажем, кто нас встречает, назовем членов семьи каждой домашней птицы.

– Где живут домашние птицы? А как мы можем назвать домик курицы и петуха?

– Что едят домашние птицы?

– Какую пользу приносят человеку?

  • Педагог показывает картинки, а дети называют
  • Дети отвечают
  • Домашние птицы
  • Петух – курица – цыпленок;
    гусь – гусыня – гусенок;
    утка – селезень – утенок;
    индюк – индюшка – индюшонок
  • Курятник
  • Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы
  • Перо, пух, мясо, яйца

активизировать словарь

Основная часть

Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Мы с вами сказали, что только у птиц есть крылья и клюв. А теперь давайте вспомним, какие еще части тела есть у них.

– Давайте скажем, что есть у петуха.

Педагог показывает на картинке части тела петуха, а дети называют

Голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка

активизировать словарь

Игра "Кому это принадлежит?"

– Скажите, чем покрыто тело птиц?

– Правильно пером. (показывает картинку с изображением пера)

– Значит это перо чье?

– Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)

– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?)

– Если перо потеряла утка, то перо (чьё?)

– Если это перо потеряла курица, то перо (чьё?)

– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?)

 

  • Птичье перо.
  • Петушиное.
  • Гусиное.
  • Утиное.
  • Куриное.
  • Индюшачье.

образование притяжательных прилагательных

Физминутка "Кто как разговаривает?".

– А сейчас мы немножко поиграем, превратимся в домашних птиц.

– Я по кругу иду, птицу показать хочу.

Дети надевают маски домашних птиц

Тот ребенок, на кого указал педагог, говорит, как подает голос птица

  • утка крякает – кря-кря,
  • гусь  гогочет – га-га-га,
  • индюк – болбочет,
  • курица – кудахчет, квохчет,
  • цыпленок – пищит,
  • петух –  кукарекает

слова – действия

Пальчиковая гимнастика Цыпы (Н. Филоненко).

Цыпы по двору гуляли,
Цыпы крошки собирали:
«Клю-клю-клю-клю,
Клю-клю-клю-клю…»
За жуком бежали:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
В лужицу упали – шлеп!
Встали, отряхнулись,
К солнцу потянулись…
И пошли опять
По двору гулять!

удары кулачками
пальчиками о ладошку

 

ребром ладоней

тыльной стороной ладоней

руки подняли вверх

 

развитие моторики

Дидактическая игра "Назови ласково".

– Молодцы, а теперь, чтобы превратиться обратно в детей, вам надо назвать вашу птицу ласково.

ребенок, отдавая маску, называет домашнюю птицу ласково

петушок, курочка, уточка, цыпленочек.

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Составление рассказов по схемам – опорам.

– Много мы сегодня вспомнили и рассказали  о домашних птицах. А теперь я вам предлагаю составить рассказ.

Составление группового рассказа о петухе детьми по предложению по картинно-графическому плану. Индивидуальный рассказ 2-3 детей.

Петух – это домашняя птица. У петуха есть голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка. Он живет в курятнике. Петух живет с курицей и цыплятами. Питается петух специальным кормом, хлебными крошками, ищет червячков. Петух дает людям перо, мясо.

развитие связной речи

Итоговая часть

Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы»

– Но вот и пришло время отправляться обратно в детский сад.

– Понравилось вам на птичьем дворе?

– Ребята, я хочу подарить вам раскраски с изображением домашних птиц, чтобы вы вспоминали о них и не забыли нашу поездку на птичий двор.

дети выполняют упражнение (см. выше)

 

 

берут раскраски, прощаются.

 

поощрение детей

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

Д/упражнения  "Кому это принадлежит?" «Подбери слова»

Формы взаимодействия с родителями:

Тренировочные упражнения в логопедическом альбоме Н.Э.Теремковой по теме «Домашние птицы»