Цель: Уточнение и расширение словаря по теме: «домашние птицы», обучение детей составлению рассказа-описания по схемам-опорам.
Интеграция:
- «Социализация»
- «Познание»
- «Здоровье»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
- обучать детей составлять короткий рассказ о птицах по плану.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- активизировать словарь по данной теме,
- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;
- образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- развивать моторику рук, внимание, мышление детей.
3. Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в деятельности, самостоятельность.
Формы организации совместной деятельности: путешествие, игра, упражнения, упражнение на развитие моторики, физкультминутка, составление рассказа с опорой на схему-опору.
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации
Главные методы обучения |
|||
Практические:
|
Наглядные:
|
Словесные:
|
Игровые:
|
Лексический материал: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята, селезень индюк, индюшка, птенец, голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка, гогочет, кудахчет, крякает, кукарекает, кормиться, живет.
Оборудование: картинка с изображением птичьего двора, картинки с изображением домашних птиц, пера, маски по количеству детей, схемы– опоры для составления рассказа, раскраски с изображением домашних птиц.
Содержание работы |
Действие учителя – дефектолога |
Действие детей |
Лексический материал |
Задачи |
Организационный момент |
||||
|
– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор. Кто там живет? – Какие это птицы? Почему мы говорим, что они – домашние? – Каких же домашних птиц мы можем встретить? – Почему мы говорим, что это птицы? – А могут ли домашние птицы летать? |
Ответы детей:
|
Домашние птицы, крылья, клюв |
активизировать внимание привлечение детей к диалогу |
Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы» |
– Итак, оправляемся на птичий двор. Я предлагаю вам поехать на машине: Едем, едем на машине, |
|
|
развитие моторики |
Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы |
||||
Сообщение темы Дидактическая игра "У кого кто в семье?". |
– Ну, вот мы и на птичьем дворе. – Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить, с кем встретимся? –Давайте посмотрим и скажем, кто нас встречает, назовем членов семьи каждой домашней птицы. – Где живут домашние птицы? А как мы можем назвать домик курицы и петуха? – Что едят домашние птицы? – Какую пользу приносят человеку? |
|
|
активизировать словарь |
Основная часть |
||||
Дидактическая игра "Посмотри и назови". |
– Мы с вами сказали, что только у птиц есть крылья и клюв. А теперь давайте вспомним, какие еще части тела есть у них. – Давайте скажем, что есть у петуха. |
Педагог показывает на картинке части тела петуха, а дети называют |
Голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка |
активизировать словарь |
Игра "Кому это принадлежит?" |
– Скажите, чем покрыто тело птиц? – Правильно пером. (показывает картинку с изображением пера) – Значит это перо чье? – Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё?) – Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?) – Если перо потеряла утка, то перо (чьё?) – Если это перо потеряла курица, то перо (чьё?) – Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?) |
|
|
образование притяжательных прилагательных |
Физминутка "Кто как разговаривает?". |
– А сейчас мы немножко поиграем, превратимся в домашних птиц. – Я по кругу иду, птицу показать хочу. |
Дети надевают маски домашних птиц Тот ребенок, на кого указал педагог, говорит, как подает голос птица |
|
слова – действия |
Пальчиковая гимнастика Цыпы (Н. Филоненко). |
Цыпы по двору гуляли, |
удары кулачками
ребром ладоней тыльной стороной ладоней руки подняли вверх |
|
развитие моторики |
Дидактическая игра "Назови ласково". |
– Молодцы, а теперь, чтобы превратиться обратно в детей, вам надо назвать вашу птицу ласково. |
ребенок, отдавая маску, называет домашнюю птицу ласково |
петушок, курочка, уточка, цыпленочек. |
образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
Составление рассказов по схемам – опорам. |
– Много мы сегодня вспомнили и рассказали о домашних птицах. А теперь я вам предлагаю составить рассказ. |
Составление группового рассказа о петухе детьми по предложению по картинно-графическому плану. Индивидуальный рассказ 2-3 детей. |
Петух – это домашняя птица. У петуха есть голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка. Он живет в курятнике. Петух живет с курицей и цыплятами. Питается петух специальным кормом, хлебными крошками, ищет червячков. Петух дает людям перо, мясо. |
развитие связной речи |
Итоговая часть |
||||
Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы» |
– Но вот и пришло время отправляться обратно в детский сад. – Понравилось вам на птичьем дворе? – Ребята, я хочу подарить вам раскраски с изображением домашних птиц, чтобы вы вспоминали о них и не забыли нашу поездку на птичий двор. |
дети выполняют упражнение (см. выше)
берут раскраски, прощаются. |
|
поощрение детей |
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:
Д/упражнения "Кому это принадлежит?" «Подбери слова»
Формы взаимодействия с родителями:
Тренировочные упражнения в логопедическом альбоме Н.Э.Теремковой по теме «Домашние птицы»