Химико-биологическая игра "Эрудит"

Разделы: Химия, Биология


Цель: развитие познавательной и творческой активности школьников, расширение
кругозора, формирование интереса к изучаемым предметам, создание условий
для совершенствования коммуникативных компетенций.

  Ход игры:

Игра начинается с приветствия, представления капитана, членов команды, названия и эмблемы (не оценивается)
Игра включает 7 этапов (слайд 2)

I этап: «Разминка» (слайд 3: после выполнения задания выводится «алюминий»)
Команда получает тестовое задание, из букв правильных ответов на вопросы теста складывается слово «алюминий»; за каждый правильный ответ – 1 балл, max – 8 баллов

1. В каком случае кислород выступает как химический элемент?
А) входит в состав воды;
Б) является одним из компонентов воздуха;
В) поддерживает горение;
Г) взаимодействует с простыми и сложными веществами.

2. Вилочка у птиц – это
К) сросшиеся грудные кости;
Л) сросшиеся ключицы;
М) сросшаяся первая пара ребер;
Н) ни один из ответов не верен.

3. Число шейных позвонков:
Ш) у кита – 1;
Щ) у крота – 3;
Э) у жирафа – 12;
Ю) ни один ответ не верен

4. Основная причина, по которой водород считают топливом будущего:
М) при горении его освобождается много энергии и образуются лишь пары воды, не загрязняющие природу;
Н) самый легкий газ – удобно перевозить;
О) значительные запасы сырья для получения.

5. Сердце у всех рыб имеет:
З) одну камеру;
И) две камеры;
К) три камеры;
Л) ни один ответ не верен.

6. Наибольшее число молекул кислорода обозначает запись:
Л) О2 ;    М) О3 ;   Н) 2О2;        О) 3О.

7. Диафрагма впервые появляется:
Ж) у земноводных;
З) у пресмыкающихся;
И) у млекопитающих;
К) у птиц.

8. Какую из пар элементов можно отнести к изотопам?

II этап: «Верите ли Вы?» (слайд 4)
Командам предлагается утверждение (слайды 5 и 6), они должны решить, верное утверждение или нет.
За каждый правильный ответ – 1 балл, max – 6 баллов

III этап:  «История науки в лицах» (слайд 7)
Капитану команды предлагается кроссворд, правильно разгадав который, он получает ключевое слово – «Мечников». За каждый правильный ответ – 1 балл. Правильное решение – слайд 9 (сетка на слайде)

Вопросы:

  1. Защитная реакция организма
  2. Амебовидные клетки крови
  3. Болезнь – «людской мор», свирепствовавшая в XIV веке
  4. Белковые вещества, содержащиеся в крови и уничтожающие чужеродные тела
  5. Повышенная чувствительность организма к ряду факторов
  6. Препарат, содержащий готовые антитела
  7. Процесс поглощения клеткой твердых частиц
  8. Препарат, содержащий ослабленные микроорганизмы

Команда в это время отвечает на вопросы, связанные с жизнью и деятельностью ученых-химиков (слайд 8: фотографии ученых, текст зачитывается)

1. Более двух веков отделяет нас от его жизни, его судьбы. Уважением и восхищением перед его научным и жизненным подвигом исполнены слова ближайших потомков и духовных наследников: «Сей муж был великого разума, высокого духа и глубокого учения». «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей». «Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его». «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник». (М.В.Ломоносов)

2. Ученый писал: «По существу четыре предмета составили мне имя. Тут все мое богатство». Имя же великого ученого носят:

  • Химический элемент
  • Вулкан на Курильских островах
  • Город на Каме
  • Минерал
  • Кратер на обратной стороне Луны
  • Подводный горный хребет
  • НИИ метрологии
  • Премия и Золотая медаль за лучшие работы по химии и химической технологии и одно из важнейших открытий.

Возмущенный бездумным сжиганием остатков от перегонки нефти, бросил свою знаменитую фразу: «Нефть – не топливо. Топить можно и ассигнациями». (Д.И.Менделеев)

3. Его первый учитель был опытным метеорологом. Сын ткача, самостоятельно овладевший физикой и математикой, с 12 лет сам обучал им ребят в сельской школе. Его первый доклад был посвящен цветовому дефекту зрения, который он обнаружил у себя и который впоследствии был назван его именем. Химией он увлекся в довольно зрелом возрасте – около 35 лет, что не помешало ему внести бесценный вклад в развитие физики и химии. Создатель химической атомистики, он первым дал определение «химическому элементу», ввел понятие «атомного веса» (Дж.Дальтон)

4. Он родился и большую часть жизни провел в итальянском Турине. Юрист по образованию, математику, физику, химию он изучал самостоятельно и настолько хорошо, что преподавал их в университете более 40 лет. Этот ученый вел правильный и размеренный образ жизни, он был отцом восьми детей, глубоко презирал роскошь и был равнодушен к своим заслугам и известности. Согласно закону, названного его именем, в одинаковых объемах любых газов при неизменных температуре и давлении содержится одинаковое число молекул. (А.Авогадро)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

IV этап: «Вопрос – ответ» (слайд10)
Вопрос: «Что общего между речным песком, водой, углекислым газом?» (слайд 11)
Ответы – слайд 12. За каждый признак – 1 балл

V этап:  «Пятый лишний» (слайд 13)
Команды должны выбрать из предложенного списка объектов «лишний» (слайд 14).  
За правильный выбор – 1 балл, за комментарий к выбору – 1 балл

VI этап: «Эстафетка» (слайд 15)
Задание для данного этапа – слайд16, ответы – слайд 17. За правильный ответ – 1 балл.

После окончания VI этапа – подведение промежуточных итогов игры:
команда, набравшая наименьшее количество баллов, на заключительном этапе игры начинает участие первой.

VII этап: «Гонка за лидером» (слайд 18)
Конкурс представляет собой блиц из 7 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл
Вопросы – слайды 19 и 20.

Приложение