Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом.
Задачи урока:
- Образовательные: выяснить причины возникновения и особенности первых религий, дать общее представление об иудаизме; формирование понятий: пантеон, многобожие, единобожие, заповеди, Завет;
- Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развивать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, побуждать выполнять творческие работы;
- Воспитательные: воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов; развитие умения слушать и слышать друг друга;
Оборудование:
- учебное пособие «Основы мировых и религиозных культур» 4-5 кл. авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др.
- карта для путешествия «Религии мира»
- слайды к уроку
- интерактивная доска, проектор
- электронное приложение
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие в прошлое. Давайте вспомним, что берет с собой человек отправляясь путешествовать.
(Ответы детей)
Совершенно верно. Нам с вами обязательно потребуется карта, чтобы мы знали в каком направлении двигаться, журналы для записи походных наблюдений (это ваши тетради) и компас. А кто мне скажет, зачем путешественнику компас?
(Ответы детей)
Умнички! И чтобы правильно определить направление, куда мы будем двигаться, надо выполнить несколько заданий.
(Учащиеся в группах получают карточки с вопросами. От каждой группы отвечает выбранный ученик.)
1 группа: Что такое культура?
2 группа: На какие части можно разделить культуру?
3 группа: Выберите из предложенных слов понятия, касающиеся материальной культуры (памятники, стол, машина, храм, природа, бог, религия, справедливость, добро, зло)
4 группа: Выберите из предложенных слов понятия, касающиеся духовной культуры (памятники, стол, машина, храм, природа, бог, религия, справедливость, добро, зло)
5 группа: Расшифруйте анаграмму ЯРИЛЕИГ
Все молодцы! Правильно справились с заданиями. И теперь мы с вами можем отправляться в наше путешествие.
(На доске вывешивается карта для путешествия «Религии мира»)
На интерактивной доске или по телевизору появляется слайд с изображениями религиозных символов различных народов.
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир религий. Это путешествие в глубины человеческой культуры. Нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои зримые и прекрасные следы. Это хранящие былое величие египетские пирамиды и сфинксы, торжественные готические храмы Европы, изысканная китайская живопись. Путешествие в мир религий – это путешествие в самую сокровенную область человеческих духовных поисков и устремлений. В глубочайших тайниках человеческого духа берут свое начало вера и почитание древних богов, преклонение перед величием Вселенной и природы. Путешествие в мир религий – это путешествие в мир истории, самобытных традиций и обрядов разных народов, а также захватывающее постижение настоящего.
А сейчас мы с вами отправимся к древним людям.
(Слайд с изображением поселений первых людей)
Религиозные чувства возникли у человека на самом раннем этапе его истории. Найденные захоронения древних людей сделаны с большой любовью и заботой. Люди в те времена верили в загробное существование и высшие силы. Они заботились о душах своих предков, верили, что души умерших продолжают участвовать в жизни всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их.
В глубокой древности человек не отделял себя от природы. Но в то же время, он пытался понять, объяснить мир, в котором он жил. Так появилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – все это живые существа, только непохожие на человека. Уже древний человек не мог не ощутить присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь, и смерть. Так появился культ Богини – матери, который был распространен в эпоху каменного века. На огромном расстоянии от Пиринеев до Сибири находят женские фигурки, вырезанные из дерева или камня.
(Слайд с изображением фигуры Богини – Матери)
Древние люди верили, что окружающий их мир населен духами, добрыми или злыми. Эти духи обитали в деревьях, камнях, воде, огне, воздухе. Люди считали некоторых животных священными. Из древности идет обычай поклоняться многим богам, которые со временем заменили духов.
Во многих древних государствах – Египте, Греции, Риме, а также в Китае, Японии, Индии – люди верили, что богов много. Так в Древнем Египте, люди поклонялись богу солнца Ра, богу мудрости Тоту и богу воды Себеку (поэтому крокодилы в Египте считаются священными животными).
(Слайд с изображением этих богов).
Древние египтяне были первыми, кто стал воздвигать богам алтари, храмы и статуи.
А кто из вас не знает древнегреческих богов? Давайте вспомним, какой самый главный греческий бог? (Это Зевс – бог неба). Другой бог – бог воды – грозный Посейдон, богиня Земли – Гера, жена Зевса и многие другие. Все эти боги находились по верованиям древних греков на горе Олимп, отсюда и название «олимпийские боги».
(Слайд с изображением древних олимпийских богов)
Все вместе эти боги назывались пантеоном.
Так как в пантеоне было много богов, то религии этих древних времен назывались многобожием.
Давайте с вами запишем в наших путевых журналах слова, которые вы услышали впервые.
Учащиеся открывают тетради, записывают тему путешествия и понятия «пантеон» и «многобожие»
Мы продолжаем наше путешествие и сейчас познакомимся с первым народом, который поверил в Единого Бога. Этот народ был народ иудейский(еврейский). По преданию, родоначальником евреев считается патриарх Авраам. Он ушел из страны своих предков и поселился в земле Ханаан (это современные территории государства Израиль, Палестины, Ливана, часть Сирии). Та земля была обещана ему Богом, поэтому ее называют Землей Обетованной. Через некоторое время здесь начался голод, и потомки Авраама переселились в Египет. Со временем евреи превратились в рабов. Фараон Египта по предсказаниям пророков знал о том, что должен родится еврейский мальчик, который повзрослев, выведет евреев из Египта. Поэтому был дан указ об уничтожении всех мальчиков. Но Моисея спасла дочь фараона, которая нашла его в корзине около реки. Она вырастила его и воспитала. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему спасти еврейский народ. Моисей повел свой народ обратно в Землю Обетованную. Много чудес показал бог своему народу во время его странствий. Сорок лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны Божьи Заповеди. Это произошло на горе Синай. Моисей заключил с Богом договор (Завет). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и выполнять его заповеди. Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там свое царство. Чтобы почитать своего бога, они построили в городе Иерусалиме Храм. Однако через некоторое время на иудейское царство напали могущественные соседи. Иерусалимский храм был разрушен, а иудеи переселены в другое государство – Вавилонию. После падения Вавилона иудеи смогли вернуться к себе на родину и заново построили Храм Единого бога. Однако нашествия продолжались, и земля иудеев вскоре перешла в руки римлян.
По мере рассказа показываются слайды с изображением тех или иных событий.
Давайте в наших журналах запишем новые понятия:
Авраам – родоначальник евреев (иудеев)
Моисей – вывел иудеев в Землю Обетованную
Скрижали – каменные таблички с заповедями Бога
Завет – договор с Богом
Иудаизм – религия, которая зародилась в Иерусалиме, в которой почитался единый Бог.
Основатели иудаизма – Авраам и Моисей
4. Закрепление
Ребята, на этом наше путешествие закончилось. Вы узнали много нового и интересного во время этого путешествия. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее найдет правильный ответ». Откроем наши учебники на страницах 10-11.
Я буду вам задавать вопросы, а вы быстро находить в учебнике ответы. Кто первый даст правильный ответ, получит кусочек раскраски, где изображен ответ. Все готовы? Начали:
– Религия, в которой почиталось много богов?
– Что такое пантеон?
– Первый народ, поверящий в Единого бога?
– Родоначальник евреев?
– Кто вывел евреев из рабства?
– Как по-другому назвать Землю Обетованную?
– Что было написано на каменных табличках, полученных от Бога?
– Как назывались эти каменные таблички?
– Что заключил Моисей с Богом?
– Как называется договор с Богом?
– Что построили иудеи в городе Иерусалиме?
5. Рефлексия
– Ребята, понравился ли вам урок?
– Что нового вы узнали на этом уроке?
– Что вам больше всего понравилось на этом уроке?
– Хотите ли вы больше узнать о других религиях нашей планеты?
6. Домашнее задание:
Подготовить небольшие сообщения о богах Древней Греции, Египта, Рима и других древних государств