Формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий на уроках математики и технологии при изучении темы "Симметрия". 8-й класс

Разделы: Математика, Технология

Класс: 8


«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий...» автор А . Дистервег. XIX век

В основе методологии стандартов ФГОС второго поколения лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлена, в частности, и новое понимание основного результата образования– индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных  и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».

Конечной целью обучения является формирование способов действий, которые могут быть сформированы в результате учебной деятельности. Задача учителя – не передача знаний, а управление учебной деятельностью. При этом  задачей обучаемого является овладение умением осуществлять деятельность или выполнять действия и операции,  с помощью которых она реализуется.

Нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования к отбору педагогических технологий. Мы бы хотели остановиться на примере  организации проектной деятельности «Почему симметрия приятна для глаз?», сущность которой в триаде составляет: замысел, реализация, продукт.

Творческий проект «Почему симметрия приятна для глаз?»  предназначен для учеников 8 класса  и продолжительностью 5 часов ( 3 часа математики и 2 часа технологии). Данная тема заинтересовала нас  в результате отсутствия полной, интересной и доступной информации в учебнике по теме: «Симметрия в природе и на практике» и помогла замотивировать учащихся к изучению школьного материала. Работая над проектом учащиеся имели возможность развивать УУД: личностные (практическая направленность проекта,  коммуникативные); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование своей работы), познавательные (умение организовывать свою деятельность ,умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей , и отвечать за этот выбор).

Участие в проекте помогает учащимся формировать такие метапредметные компетенции, как социально-мировоззренческие компетенции в решении поставленных проблем, сотрудничество, креативность, любознательность.

Постановка проблемных и учебных вопросов дети предлагали, обсуждали и корректировали на первом  стартовом занятии.

Основополагающий вопрос проекта: «Как достичь гармонии в мире?»

Проблемные вопросы:

  • Что такое гармония?
  • Почему в природе нет симметрии?
  • Как человек стремится к гармонии?

Учебные вопросы

  • Что такое гармония?
  • Что такое симметрия?
  • Какие виды симметрии существуют?
  • Есть ли симметрия в живой природе?
  • Какие симметричные объекты создал человек?

План выполнения проекта

1 час. Стартовая презентация учителя и постановка проблемных вопросов учащимися. План работы. Создание творческих групп. Распределение обязанностей в них. Маршрутные листы. Работа с источниками информации: словари, карты, гербарии, алфавит, фотографии и репродукции  и заполнение таблицы:

знаю

хочу узнать

узнал

 

 

 

Таблица заполняется постепенно. На первом занятии заполняются два первых столбца, а третий – на последнем во время рефлексии.

2 час. Работа в группах по сбору и систематизации найденной информации (теоретическая часть)

  • Осевая симметрия;
  • Центральная симметрия;
  • Центрально-симметричные фигуры;
  • Зеркальная симметрия.

3 час. Практическая направленность симметрии в живой и неживой природе и деятельности человека.(Практическая часть)

Учащиеся работают по группам и выполняют задания используя конструкторы, мозаику, лего, вышивку, народный костюм, изображения машин и механизмов, вырезают снежинки, создают орнаменты, используя геометрические фигуры, сюжетные композиции, аппликацию и т д.

4 час. Домашнее задание по созданию симметричного продукта.

5 час. Презентация по защите проекта. Рефлексия. Самооценка.

Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.

Вариантом организации этого этапа продолжение заполнения таблицы в разделе «узнал» . 1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;

2) укажи свой личный вклад в работу группы;

3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать.

Вывод.

В результате выполнения проекта учащимися были сформированы умения  и  компетенции:

Исследовательские: генерировать  идеи,  выбирать  лучшее  решение.

Социального  взаимодействия: сотрудничать  в процессе  учебной  деятельности, оказывать помощь товарищам  и  принимать  их  помощь, следить  за  ходом  совместной  работы  и  направлять  её  в  нужное русло.

Информационные:  самостоятельно  осуществлять  поиск  нужной  информации, выявлять  какой  информаций или  каких умений  не  достаёт

Презентационные: выступать  перед  аудиторией,  проявлять  артистические  способности, отвечать  на  неожиданные  вопросы,  использовать  различные средства  наглядности.

Рефлексивные: отвечать  на  вопросы « Чему  я  научился?», «Чему мне необходимо научиться?»,  находить  свою  роль  в  коллективном  деле..

Управленческие: проектировать  процесс,  планировать  деятельность – время,  ресурсы,  принимать  решения,  распределять  обязанности  при  выполнении  коллективного  проекта.

Оценочное: оценивать ход и  результат своей деятельности и деятельности других.

Суммируя основные эффекты такого обучения отметим преимущества:

  • возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
  • меньше времени тратится на формирование знаний и умений, снижаются дисциплинарные трудности;
  • ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • меняется характер взаимоотношений между учениками; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
  • учащиеся приобретают способность адекватно оценивать свои и чужие возможности, приобретают важнейшие социальные навыки

Литература:

  1. Газета «Искусство», 2006 г., № 2
  2. Организация деятельности по формированию универсальных учебных действий на уроках. ГАУ УДПО ВО «ВИПКРО имени ЛИ Новиковой». Владимир 2013
  3. Справочник по элементарной математике. М.Я. Выгодский. – Издательство « Наука». – Москва 1971г. – 416стр.
  4. Справочник по математике для средних учебных заведений. А.Г. Цыпкин. Под редакцией С.А. Степанова. – Издательство «Наука». – Москва 1984г. – 480 стр.
  5. История математики в школе IX – X классы. Г.И. Глейзер. – Издательство «Просвещение». – Москва 1983г. – 351стр.
  6. Эстетика урока математики. И.Г. Зенкевич. – Издательство «Просвещение». – Москва 1981г. – 79 стр.
  7. Энциклопедия для детей. Биология. С. Исмаилова. – Издательство «Аванта+». – Москва 1997г. – 704стр.
  8. «Школа и производство» №4, 8 за 2011год. №8 за 2013