«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий...» автор А . Дистервег. XIX век
В основе методологии стандартов ФГОС второго поколения лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлена, в частности, и новое понимание основного результата образования– индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».
Конечной целью обучения является формирование способов действий, которые могут быть сформированы в результате учебной деятельности. Задача учителя – не передача знаний, а управление учебной деятельностью. При этом задачей обучаемого является овладение умением осуществлять деятельность или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.
Нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования к отбору педагогических технологий. Мы бы хотели остановиться на примере организации проектной деятельности «Почему симметрия приятна для глаз?», сущность которой в триаде составляет: замысел, реализация, продукт.
Творческий проект «Почему симметрия приятна для глаз?» предназначен для учеников 8 класса и продолжительностью 5 часов ( 3 часа математики и 2 часа технологии). Данная тема заинтересовала нас в результате отсутствия полной, интересной и доступной информации в учебнике по теме: «Симметрия в природе и на практике» и помогла замотивировать учащихся к изучению школьного материала. Работая над проектом учащиеся имели возможность развивать УУД: личностные (практическая направленность проекта, коммуникативные); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование своей работы), познавательные (умение организовывать свою деятельность ,умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей , и отвечать за этот выбор).
Участие в проекте помогает учащимся формировать такие метапредметные компетенции, как социально-мировоззренческие компетенции в решении поставленных проблем, сотрудничество, креативность, любознательность.
Постановка проблемных и учебных вопросов дети предлагали, обсуждали и корректировали на первом стартовом занятии.
Основополагающий вопрос проекта: «Как достичь гармонии в мире?»
Проблемные вопросы:
- Что такое гармония?
- Почему в природе нет симметрии?
- Как человек стремится к гармонии?
Учебные вопросы
- Что такое гармония?
- Что такое симметрия?
- Какие виды симметрии существуют?
- Есть ли симметрия в живой природе?
- Какие симметричные объекты создал человек?
План выполнения проекта
1 час. Стартовая презентация учителя и постановка проблемных вопросов учащимися. План работы. Создание творческих групп. Распределение обязанностей в них. Маршрутные листы. Работа с источниками информации: словари, карты, гербарии, алфавит, фотографии и репродукции и заполнение таблицы:
знаю |
хочу узнать |
узнал |
|
|
|
Таблица заполняется постепенно. На первом занятии заполняются два первых столбца, а третий – на последнем во время рефлексии.
2 час. Работа в группах по сбору и систематизации найденной информации (теоретическая часть)
- Осевая симметрия;
- Центральная симметрия;
- Центрально-симметричные фигуры;
- Зеркальная симметрия.
3 час. Практическая направленность симметрии в живой и неживой природе и деятельности человека.(Практическая часть)
Учащиеся работают по группам и выполняют задания используя конструкторы, мозаику, лего, вышивку, народный костюм, изображения машин и механизмов, вырезают снежинки, создают орнаменты, используя геометрические фигуры, сюжетные композиции, аппликацию и т д.
4 час. Домашнее задание по созданию симметричного продукта.
5 час. Презентация по защите проекта. Рефлексия. Самооценка.
Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
Вариантом организации этого этапа продолжение заполнения таблицы в разделе «узнал» . 1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;
2) укажи свой личный вклад в работу группы;
3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?
4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать.
Вывод.
В результате выполнения проекта учащимися были сформированы умения и компетенции:
Исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение.
Социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло.
Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информаций или каких умений не достаёт
Презентационные: выступать перед аудиторией, проявлять артистические способности, отвечать на неожиданные вопросы, использовать различные средства наглядности.
Рефлексивные: отвечать на вопросы « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», находить свою роль в коллективном деле..
Управленческие: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Оценочное: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других.
Суммируя основные эффекты такого обучения отметим преимущества:
- возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
- меньше времени тратится на формирование знаний и умений, снижаются дисциплинарные трудности;
- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между учениками; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
- учащиеся приобретают способность адекватно оценивать свои и чужие возможности, приобретают важнейшие социальные навыки
Литература:
- Газета «Искусство», 2006 г., № 2
- Организация деятельности по формированию универсальных учебных действий на уроках. ГАУ УДПО ВО «ВИПКРО имени ЛИ Новиковой». Владимир 2013
- Справочник по элементарной математике. М.Я. Выгодский. – Издательство « Наука». – Москва 1971г. – 416стр.
- Справочник по математике для средних учебных заведений. А.Г. Цыпкин. Под редакцией С.А. Степанова. – Издательство «Наука». – Москва 1984г. – 480 стр.
- История математики в школе IX – X классы. Г.И. Глейзер. – Издательство «Просвещение». – Москва 1983г. – 351стр.
- Эстетика урока математики. И.Г. Зенкевич. – Издательство «Просвещение». – Москва 1981г. – 79 стр.
- Энциклопедия для детей. Биология. С. Исмаилова. – Издательство «Аванта+». – Москва 1997г. – 704стр.
- «Школа и производство» №4, 8 за 2011год. №8 за 2013