Музыкальная релаксация для детей с задержкой психического развития

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Детям с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

При МКДОУ детский сад №-19 Центр развития ребенка г. Россошь сформирована коррекционно-логопедическая группа, которая функционирует в течение 25 лет. Подобные логопедические группы созданы практически во всех детских садах города. В детском саду №19 с 1998 года сформирована и функционирует специальная группа для детей с задержкой психического развития (3ПР). Это единственная группа для детей с 3ПР в сети дошкольных образовательных учреждений города.

Основными задачами работы специалистов дошкольного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции и приобщении детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Целью работы музыкального руководителя является раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальных занятий. Достижение цели происходит посредством ряда методов исследования и практической деятельности: музыкальная релаксация, вокалотерапия, куклотерапия, музыкальные этюды, музыкальноритмические движения, игры-драматизации, импровизации, аутотренинг.

Музыкальная образовательная деятельность в коррекционных группах начинаются по мере формирования групп. Курс состоит в среднем из 30 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое включает в себя этюды, игры, упражнения и т.д. Они коротки и разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание детей еще не устойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха используется спонтанный танец, подвижные шумные игры, где много смеха и движений.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности зависит от качества внимания, возраста, поведения детей.

В процессе музыкальных занятий обращается серьезное внимание на воспитание музыкальной восприимчивости у детей, что не только обуславливает их высокий интерес к таким занятиям, но и имеет большое коррекционно-воспитательное значение, а так же помогает преодолению отрицательных переживаний, обусловленных задержкой психического развития. Процесс формирования музыкальной деятельности идет от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной.

Методика проведения занятий должна учитывать специфические особенности детей. Серьезное внимание должно быть уделено индивидуальной работе с детьми, для чего музыкальному руководителю надо изучить особенности каждого ребенка, общее состояние и музыкально-двигательные возможности.

Большинство музыкально-коррекционных упражнений желательно проводить с разнообразными атрибутами: лентами, флажками, обручами, мячами, кольцами, платочками, погремушкам и др. Предметы должны быть яркими, детально изученными при помощи зрения и осязания. Для соответствующих упражнений применяются различные перестроения: в круг, в колонны, в пары, свободно располагаясь по залу. Особое внимание следует уделять формированию чувства ритма. Для этого нужно использовать такие приемы, как передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки, деревянных ложек, бубна или металлофона. Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и танцы позволяют детям с задержкой психического развития преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных действий, их аритмичность и гиподинамию.

Принципы и приемы психолого-педагогического воздействия в преодолении отклонений в развитии ребенка опираются на учет сензитивных (наиболее чувствительных) периодов развития каждой психической функции и разных видов музыкальной деятельности ребенка.

  1. Отношение к детям должно быть уважительное и доброжелательное. Нельзя допускать малейшего пренебрежения их настроению и самочувствию.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
  3. Недопустимы менторская позиция, упреки и порицания за неуспех.
  4. Музыкальные занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
  5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная окраска любого малейшего движения ребенка.
  6. Большое внимание на музыкальных занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
  7. У детей создается на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
  8. Ценится постепенность коррекционно-развивающегося процесса, не предпринимается попыток его ускорить.

У многих детей, прошедших курс коррекционно- развивающих музыкальных занятий вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. У детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, развиваются музыкальные творческие способности, повышается самооценка. Дети знакомятся с правилами этикета, изучают приёмы музыкальной и психомышечной релаксации и могут их применять.

С детьми, проблемы которых после проведённого курса занятий исчезли не полностью, проводятся дополнительные, индивидуальные музыкальные занятия.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной коррекционной педагогики. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизм отклонений в развитии, разработаны. Пути воздействия, адекватные имеющемуся у ребенка дефекту.

Но, тем не менее, нет пока достаточных условий для обеспечения интегрированного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии во всей полноте понимания проблемы интеграции.

В результате практической работы, мы пришли к выводу, что современные тенденции педагогической науки диктуют требования начала социально-педагогической и психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии посредством музыкальных занятий с раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.