Тема: «Синтаксис».
Цели:
- повторение изученного материала по теме «Синтаксис»;
- закрепление орфографических и пунктуационных навыков;
- обогащение словаря учащихся;
- развитие внимания, речи учащихся в процессе творческой работы;
- воспитание любви к изучению русского языка и литературы.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие команд.
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы проводим урок-викторину. Тему вы определите сами, когда пройдете разминку.
2. Разминка:
Каждая команда готовит ответ на вопрос, но отвечает в порядке очереди.
1) Подлежащее и сказуемое им не являются. В нем одно слово главное, а другое зависимое.
Что это такое? (словосочетание)
2) Найди словосочетание:
- День наступил
- Красный и белый
- Сосна высока
- Вкусная ягода
3) Используя слова, составь словосочетания по схемам: прил. + сущ.; сущ. + сущ.
Звезда, лучики, красная, солнце
– Скажите, какой раздел грамматики изучает словосочетания, грамматическую основу предложения, в иды подчинительной связи? (Синтаксис)
– Какая тема викторины? (Синтаксис)
3. Основная игра:
1) Саша приехал в незнакомый город.
Какое предложение по цели высказывания ему нужно использовать, чтобы узнать, где находится нужная улица?
2) Составь по картинке любое повествовательное предложение (каждой команде предлагается сюжетная картинка)
3) Какое понятие лишнее: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное?
4) Выпиши из предложений сказуемые:
- Ребята участвуют в викторине.
- Белые облака высоки.
- Волк – хищное животное.
5) Составь схему предложения (см.предыдущие предложения)
6) Вставь слова в предложения:
1. (Определение) задачу решили ребята.
2. Ребята прочитали (дополнение).
3. (Обстоятельство) ребята ходили на субботник.
- Вчера
- Трудную
- Задание
7) В каком высказывании допущена ошибка?
- Однородные члены отвечают на один вопрос
- Однородные члены могут относиться к разным словам в предложении
- Однородные члены являются одним членом предложения
- Для однородных членов характерна интонация перечисления
8) В каком предложении не хватает запятой?
- Снегом покрылись леса и поля.
- Петя нырнул, но дна не достал.
- Мальчики и девочки весело пели и танцевали.
- Нужно беречь и Родину и культуру
9) Вставь в предложение обобщающее слово:
В пятом классе ребята изучают разные ________: математику, литературу, русский язык.
4. Вывод. Подведение итогов.
– Что изучает синтаксис? Зачем надо знать правила синтаксиса?
Используемая литература:
- Учебник «Русский язы,5 класс». Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М., Просвещение, 2012
- Клуб эрудитов. М.Нянковский, Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2004
- Предметная неделя русского языка. С.В.Водолазькая, Ростов-на-Дону, Феникс, 2005