Цели урока:
- способствовать эмоционально-ценностному отношению к физическим явлениям в природе;
- создать позитивные условия для проявления познавательного интереса у учащихся, желания самостоятельного поиска знаний и развития творческого мышления;
- продолжить работу по развитию мышления;
- содействовать осознания учащимися ценностей совместной деятельности на уроке.
Задачи урока:
- проверить знания учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»;
- развивать познавательную активность учащихся;
- показать связь изучаемого материала с жизнью.
Тип урока: контроль и оценка знаний ( с использованием ИКТ)
Метод: частично-поисковый.
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная и самостоятельная работа учащихся.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, Презентация к уроку.
Учебник: А.В. Перышкин «Физика-7»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Объявление темы и целей урока
Слайды 1, 2.
II. Текст сказки
Учитель (читает под музыку): Ребята!
Сегодня у нас урок-сказка. Слушайте внимательно,
да физику вспоминайте. Но тетради приготовьте,
они вам понадобятся. Итак:
«В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были царь с царицей. И была у них дочь –
Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж
рукодельница! Все умела! Но больше всего физику
она любила. У нее даже комната была, где она
целыми днями физические опыты проводила. И все
шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и
унес Настасью неизвестно куда.
Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому
я ее в жены отдам». Нашелся храбрец: Иван –
крестьянский сын. Собрался он в дорогу пошел,
куда глаза глядят.
Идет, а навстречу ему старушка. «Куда путь
держишь?» – спрашивает. Рассказал ей Иван.
"Нелегко тебе придется, – говорит она. – Ведь
спасти Настасью Премудрую может только тот, кто
физику хорошо знает». «Вот и хорошо, – отвечает
Иван. – Уж что-что, а физику-то я знаю!». Дала тогда
ему старушка клубок и говорит: «Клубок – что это:
вещество или физическое тело?». Задумался Иван».
– А ну-ка, ребята, давайте ему
поможем! (Учащиеся дают ответ.)
«Покатился клубок и привел Ивана к двум деревьям.
А на них вместо зеленых листьев ленточки
бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да
услышал голос:
Слайд 3
«Помоги нам, Иван! Развесь ленточки правильно: на
одно дерево – с названиями веществ, а на другое –
с названиями физических тел».
Принялся Иван за работу».
– Ребята, а кто из вас может выполнить это
задание?
(К доске по желанию выходит ученик. Пока он это
делает, прошу всех написать в своих тетрадях по
три названия веществ и физических тел, а затем
зачитать 2-3 записи.)
Слайд 4
«Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед
ним зеленой листвой шумят настоящие деревья:
«Спасибо, Иван, за то, что оживил нас!»
Покатился клубок дальше. Идет Иван за ним, глядь
– перед ним старичок на пеньке сидит.
Слайд 5
Хотел было Иван мимо пройти, а он и говорит:
«Погоди, добрый молодец!
Дальше не пройдешь, коли не ответишь на мои три
вопроса». «Задавай», – говорит Иван, и услышал:
1. Что ты знаешь о молекулах?
2. Можно ли отличить воду, полученную из сока, от
воды, выделенной из молока или морской воды?
Почему?
3. Чем схожи и чем различаются холодная и горячая
вода?»
(Работа в парах, учащиеся сообща записывают
ответы в тетрадях)
«Справился Иван с заданием (ну-ка запишите в
тетрадях, что он ответил старичку?) и пошел
дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за
ним еле поспевал.
Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что
делать?
Слайд 6
Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит,
будто зовет его кто-то. Поднял голову, а на ветке
синичка сидит. «Отодвинь, – говорит, – камень, на
котором сидишь. Там – письмо заветное. Сумеешь,
ответы найти – откроется тебе невидимая
тропинка через болото, а не сумеешь – не видать
тебе Настасьи Премудрой!»
Слайд 7
Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо,
а в нем задания. Первое – дописать концы фраз:
1. Взаимное проникновение соприкасающихся
веществ друг в друга вследствие
беспорядочного движения частиц, из которых они
состоят, называется...
2. То, из чего состоит физическое тело,
называется...
3. Частицы, из которых состоят молекулы,
называются...
4. Сохранение объема и формы – это свойство...
5. Одним из основателей учения о молекулярном
строении вещества был великий русский
ученый…
(Ребята вместе с Иваном записываю в
тетрадях:
1) диффузия,
2) вещество
3) атомами,
4) твердых тел,
5) М.В. Ломоносов.)
«Да, скоро сказка сказывается, да н скоро дело делается. Справился Иван первым заданием, взялся за второе, а он непростое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях (газообразном, жидком и твердом) и объяснить, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях».
(Трое учеников моделируют на магнитной доске расположение молекул воды и различных состояниях с помощью цветных кружкови объясняют различие свойств остальные исправляют ошибки, дополняют.)
«Как только выполнил Иван это
задание, увидел он тропинку через болото, а
клубок покатился по ней. Идет Иван, торопится.
Вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван, а
впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть.
Что делать? Смотрит, а на самом краю рва камень
огромный стоит, а на нем слова написаны: "Если
найдешь физические ошибки в рассказе, то
перекинется через ров мост, а не найдешь, – так и
останешься на этой стороне"».
Слайды 8-9
– Внимание, ребята! Слушаем рассказ. Найдите в
нем физические ошибки.
Иван точно (как и вы) указал все ошибки, тут же
появился мост и он пошел дальше.
(Работа в парах)
«Долго ли коротко ли шел Иван, но наконец, пришел
к замку.
Слайд 10
А войти в него не может – вокруг глухие стены до
самого неба простираются. Отыскал он небольшую
дверь в стене, но на ней замок висит многопудовый.
Попытался было Иван сбить его, да все напрасно.
Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит:
"Не печалься, Иван. Замок сам откроется, коли
сумеешь ты указать физический смысл трех
пословиц:
Слайд 11
Ложка дегтя бочку меда портит. (1 вариант)
Слайд 12
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. (2
вариант)
Слайд 13
Как с гуся вода». (вместе)
(Ребята объясняют суть этих пословиц с точки
зрения физики.)
«С последними словами Ивана замок упал на землю.
Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья
Премудрая.
Слайд 14
«Молодец, Иван! – говорит. – Не побоялся
трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась
самая малость.
Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену
деления у всех мензурок, стоящих на столе, и
сказать, сколько воды в каждую из них налито».
(Учащиеся определяют цену деления мензурок,
стоящих у них на партах, и объемы воды в них;
результаты записывают в тетрадях.)
«Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары,
исчез заброшенный замок, и очутились Иван да
Настасья дома. Обрадовались царь с царицей,
сыграли свадьбу и стали все жить-поживать, да
добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее,
да физику повторял, тот молодец!»
III. Рефлексия
Продолжите фразу:
– Теперь я могу…
– Было интересно…
– Знания, полученные сегодня на уроке ,
пригодятся …
IV. Домашнее задание
Слайд 16
– Вот наш урок-сказка и окончен. Свои тетради положите, пожалуйста, на мой стол. До свидания!