Дидактическая цель: заинтересовать педагогов возможностью применения методики А.И.Савенкова "Детское исследование как метод обучения старших дошкольников" в работе с детьми.
Триединая цель:
- дать представление о содержании данной методики, основах внедрения её в практику;
- познакомить педагогов с особенностями работы по данной методике;
- стимулировать интерес к применению в своей работе данной методики.
1. Вступительное слово.
– Добрый день Уважаемые коллеги!
В моём выступлении речь пойдёт об уникальной
методике применяемой мной в работе. А именно –
"Детском исследовании как методе обучения
старших дошкольников".
Эту инновационную технологию, я рассматриваю как
один из основных путей познания, наиболее полно
соответствующей природе ребёнка и современным
задачам обучения в контексте ФГТ.
Исследовательский метод это путь к знанию
через собственный творческий, исследовательский
поиск. Его основные составляющие – выявление
проблем, выработка и постановка гипотез,
наблюдения, опыты, эксперименты, а так же
сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Центр тяжести в обучении при применении
исследовательского метода переносится на факты
действительности и их анализ. При этом слово,
безраздельно господствующее в традиционном
обучении, отодвигается на второй план.
2. Компьютерная презентация и практическая часть
Приложение 1. Слайды 1, 2
Детская учебно-исследовательская практика по
проведению наблюдений и экспериментов важна и
ценна, но не способна охватывать и решать весь
круг задач исследовательского обучения.
Проведение исследовательского поиска требует
специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка
необходимо целенаправленно обучать, давать ему
эти знания, развивать и совершенствовать
необходимые в исследовательском поиске умения и
навыки.
Кроме того, учебно-исследовательская практика
ребёнка – занятие самостоятельное и нередко
разворачивается за пределами непосредственного
внимания педагога. Поэтому необходима система
её мониторинга. Ребёнок должен быть уверен,
что результаты его труда не останутся без
внимания.
Слайд 3
Поэтому разработана программа
учебно-исследовательской деятельности, которая
включает в себя три подпрограммы:
Подпрограмма "Тренинг" – она направлена на
развитие у детей исследовательских умений и
навыков;
Подпрограмма "Тренинг" делится на блоки:
- Блок "Учимся задавать вопросы"
Предлагаю Вам упражнение из данного блока. Оно
предполагает постановку вопросов от лица
какого-нибудь существа или предмета.
Уважаемые коллеги! Посмотрите и ответьте,
о чём она может спросить Вас.
Слайд 4
– Молодцы!
- Блок "Учимся выдвигать гипотезы"
Как известно, гипотеза это предположение.
Предлагаю Вам, следующее упражнение которое
предполагает развитие умения выдвигать гипотезы
и осваивать " словарь гипотез"( допустим,
предположим, возможно, что если, может быть):
придумайте, пожалуйста пять сказочных
объяснений тому, почему у нас регулярно проходят
планёрки. Молодцы! А теперь пять правдоподобных
объяснений этого явления.
- Блок "Учимся видеть проблему"
Следующее упражнение "Сколько значений у
предмета". Нацелено оно на развитие у ребёнка
умения видеть проблему. Оно помогает развивать
все основные параметры креативности это
продуктивность, оригинальность, гибкость
мышления и др.
Я назову предмет, а Вам необходимо назвать как
можно больше вариантов нетрадиционного, но
реального использования этого предмета.
– Вы прекрасно отвечали. Спасибо!
Подпрограмма "Детская исследовательская практика" – её суть проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма "Мониторинг" – её цель организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.
Переходим непосредственно к самой методике.
Слайды 5-16
Тренировочных занятий достаточно 2-3.
Предлагаю Вашему вниманию, алгоритм проведения тренировочного занятия. Для этого мне необходимо два добровольца, которые будут исполнять роль учёных исследователей. Предлагаю выбрать тему. Затем выстроить алгоритм исследований. Исследователи собирают информацию и фиксируют при помощи пиктограмм. Обобщение полученных данных происходит по принципу – самое главное, второстепенное. Заключительный этап доклад, обсуждение, вопросы слушателей.
Слайды 17-28
Следующий этап самостоятельные исследования детей. Для проведения этих занятий потребуется дополнительный материал – папка исследователя на каждого ребёнка, карточки с темами исследований (по количеству детей либо превышающее количество детей), фломастеры. На данном этапе ребёнок выбрав тему, вооружившись всем необходимым свободно перемещается по группе – собирает информацию.
Задача педагога – выполнять обязанности помощника, консультанта исследователей, помогать тем кто нуждается в помощи, в данную минуту.
Эта методика даёт большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребёнка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.
Стоит так же отметить, что данная методика используется в начальной школе (кружок "Юный исследователь"), что говорит о преемственности детского сада и школы.
3. Итоги проведения мастер-класса
Участников просят высказаться по соблюдению (не соблюдению) принципов построения мастер-класса:
- безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
- равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть "над";
- сравнение результатов без духа соревновательности;
- заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
- сочетание индивидуальной и групповой форм работы.