«Имя Пушкина входит в наше сознание в
самом раннем детстве.
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся
ценить
чистое, простое, прелесть русского слова и
пушкинского стиха, их нравственное содержание».
С.Я. Маршак
Сценарий литературно-музыкального праздника «Мой Пушкин» разработан для воспитанников 6-7 лет Комплекса раннего эстетического развития и рассчитан на участие всех воспитанников группы.
Сценарий разработан в соавторстве с педагогом дополнительного образования по художественному слову Бышко Маргаритой Николаевной.
В процессе создания сценария были определены следующие задачи:
- Образовательные: знакомить воспитанников с литературным и музыкальным материалом, посвященным творчеству А.С. Пушкина, с особенностями эпохи 19 века (дети посещают музей-панорама «Бородинская битва»); знакомить с культурными объектами г. Москвы и Московской области, связанными с жизнью и творчеством поэта (музей-усадьба Захарово, литературный музей А.С. Пушкина); рекомендовать родителям создать дома библиотеку произведений поэта; обогащать речь дошкольников словарным запасом.
- Развивающие: развивать образное и логическое мышление, фантазию, воображение, память, внимание (слуховое, зрительное), наблюдательность, раскрывать творческие способности, художественный вкус, эстетические способности, коммуникативные, социальные и культурные навыки; развивать мотивацию и стартовые возможности к обучению в школе.
- Воспитательные: развитие умения взаимодействовать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность, развивать нравственные понятия, социальные качества детей.
Проведению праздника предшествовала длительная подготовка.
Выбирая вид деятельности для реализации поставленных задач, мы обратились к возможностям театральной игры. Театральная игра – одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации потенциальных возможностей ребенка. Она формирует речевую активность, помогает бороться с речевыми штампами, развивает фантазию и воображение, музыкально-творческие способности, воспитывает интерес к народному творчеству, развивает зрительно-пространственную ориентацию. Закладывается понятие о необходимости осознания трудовых навыков, преодоления трудностей в процессе подготовки театрального представления.
Погружение в атмосферу сказок А.С. Пушкина мы начинаем с чтения книги «Детство Баяна». Сюжетно-художественное описание природы раскрывает мир звуков и музыки. Гармоничное слияние всего живого воплощается в речи и стихах юного Баяна, зарождается источник образа русского слова.
Работая с текстами произведений А.С. Пушкина, мы акцентируем внимание детей на музыкально-слуховом восприятии художественного слова.
Играя на воображаемых гуслях, мы вместе с детьми пытаемся уловить мелодику слова, что присуще всем древнерусским славянам в былинных рассказах.
Осенью, в любимое время года поэта, мы посещаем музей – усадьбу Захарово, где дети знакомятся не только с содержанием этого музея, но и учатся слушать экскурсовода, общаться с ним, задавая свои вопросы и беседуя с ним в процессе экскурсии. У памятника юному Пушкину дети торжественно возлагают цветы, здесь же проводится конкурс на лучшего чтеца стихотворения Пушкина «Осень».
Посещая литературный музей Пушкина, дети попадают в волшебную комнату сказок, где вместе с экскурсоводом они читают отрывки из уже подготовленных и отработанных ими сказок поэта.
Одним из этапов работы над праздником является репетиционный период. Педагог, знакомящий детей с текстами сказок Пушкина, должен сам чувствовать прелесть русского слова пушкинского стиха. Слова в процессе речи превращаются в действия. Станиславский писал: «Говорить, значит действовать». Тембр голоса, эмоциональная подача педагогом характера каждого героя настраивает ребенка на желание самому участвовать в действии.
Распределение ролей также происходит под контролем педагога, который знает и учитывает возможности каждого ребенка, его индивидуальность.
Работать над образом героя ребенку помогают педагоги по разным предметам. Педагог по литературе помогает ребенку раскрыть смысл характера персонажа и развивает у него наглядно-образное мышление. Педагог по предмету «Фантазия» с помощью природных материалов пытается обогатить образы героев сказок художественными средствами.
Педагог по хореографии помогает ребенку через пластику приблизиться к воплощению образа. С педагогом по ИЗО дети рисуют портреты любимых персонажей. На музыкальных занятиях дети разучивают свой музыкальный репертуар.
Объединение музыки, поэзии, ИЗО и танца глубже раскрывает эмоциональный мир ребенка, развивает его ассоциативную память, помогает ему поверить в свои силы, раскрывает его большие потенциальные возможности, у ребенка появляется желание творить и радость от процесса творчества.
В итоге получается замечательный
литературно-музыкальный праздник, подготовка и
проведение которого объединяет всех
педагогов, воспитанников и родителей Комплекса.
В зрительном зале – родители воспитанников
Комплекса.
Оформление сцены.На сцене – шатер Шамаханской царицы, звездное небо, солнце, месяц; перед сценой имитация моря, трон царя.
Ведущий праздника, исполнитель роли Бабы-Яги – педагоги Комплекса.
Сцена I
Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского
из оперы «Евгений Онегин», затем садятся на
стулья.
Стихотворение «Осень» А.С. Пушкина читает
победитель конкурса чтецов в Захарово.
Песня на стихотворение «Буря мглою небо
кроет…» (Автор музыки М. Яковлев). Поют все
дети.
Исполняется отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила» «У лукоморья».
После слов «Там ступа с Бабою-Ягой идет бредет
сама собой…» под музыку М.П. Мусоргского
появляется Баба-Яга.
Баба-Яга: Ай, ай, ай, куда это я попала? Леший… Водяной… Где вы? Ой, что-то духом человеческим пахнет… не на обед ли к Кощею я попала?
Ребенок: Да нет, Бабка-Ёжка, ты попала праздник, посвященный нашему любимому сказочнику Александру Сергеевичу Пушкину.
Баба-Яга: О, праздники я очень люблю! И Пушкина люблю за то, что он меня в своих сказках никогда не забывал! Да я все его сказочки перечитала. Помните сказку о Мертвой царевне? Да там, где рыбка золотая к деду приплыла. Да там еще бабка яблочко съела и уснула…
Дети: Нет, нет! Там все не так было!
Баба-Яга: А вы что, все помните что ли? А ну-ка проверим! Назовите все сказки, которые Пушкин сочинил.
Дети по-очереди называют сказки А.С. Пушкина.
Баба-Яга: Да, вспомнила я. Значит так: зеркальце у рыбки было. Корыто у попа. Яблочко, помню, Руслан съел. А звезда у Белоснежки во лбу горела.
Ребенок: Опять ты все перепутала.
Баба-Яга: Молодцы! Вижу, что любите вы Александра Сергеевича… Есть у меня еще для вас задание. В моем альбоме есть рисунки по сказкам Пушкина. Угадайте, герои каких сказок на них изображены.
Баба-Яга показывает детям иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, дети должны определить к какой сказке каждая из них.
Баба-Яга: Ох, еще одну картинку забыла. Угадайте, из какой она сказки. Показывается иллюстрация к сказке «О рыбаке и рыбке». После ответа детей начинается действие.
Сцена II
На сцену выходит ребенок в роли Старика из сказки «О рыбаке и рыбке».
Старик: Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод (бросает сеть) – пришел невод с одной тиной, он в другой раз закинул невод (бросает сеть) – пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод (бросает сеть)– пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою.
На сцене под музыку появляется Золотая рыбка
и исчезает.
Дети исполняют танец «Море» с синими лентами.
Во время танца Золотая рыбка появляется второй
раз. Исполняется песня «Рыбка, рыбка золотая»
(автор музыки и слов педагог дополнительного
образования Курлаева А.Б.).
Старик набрасывает на рыбку сеть. Исполнители
танца и песни уходят.
Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя отдам откуп: откуплюсь – чем только пожелаешь.
Старик: Удивился старик, испугался: он
рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он
рыбку золотую и сказал ей ласковое слово (снимает
сеть):
«Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не
надо; Ступай себе в синее море, гуляй там себе на
просторе!».
Рыбка уплывает.
Выходят старухи (под музыку «Барыня»).
Старик: Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.
Выходят три действующих лица в образах Старухи, Дворянки, Царицы.
Старик: «Я сегодня поймал, было рыбку,
золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка, домой в море синее
просилась, дорогою ценой откупалась: откупалась,
чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп;
так пустил ее в синее море».
Первая старуха: «Дурачина, ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто. Наше-то совсем раскололось».
Вторая старуха: Воротись, поклонись рыбке. Не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть вольной царицей».
Старик: Что ты, баба, белены объелась! Ни ступить, ни молвить не умеешь. Насмешишь ты целое царство!
Вторая старуха: Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою. Ступай к морю, говорят тебе честью, не пойдешь, поведут поневоле.
Третья старуха: Воротись, поклонись рыбке. Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в Океяне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была у меня на посылках.
Старухи уходят.
Старик: Что мне делать с проклятою
бабой? Уж не хочет быть она царицей. Хочет быть
владычицей морскою. Чтобы жить ей в Океяне-море,
чтобы рыбка сама ей служила и была у нее на
посылках.
Долго у моря ждал я ответа. Не дождался, к
старухе воротился (появляется Старуха).
Глядь, опять все та же землянка, на пороге сидит
моя старуха, а перед ней разбитое корыто.
Сцена III.
Баба-Яга: А я тоже хочу, как старик желания загадывать, но только чтоб они исполнились. Я хочу…. Что же я хочу?
Баба-Яга обращается к детям и предлагает им
нарисовать свои желания.
Расстилается рулон бумаги, дети берут
карандаши и рисуют свои желания.
Баба-Яга (сворачивает рулон бумаги с
рисунками детей): Ребята, ваши желания мы
отправим золотой рыбке, но исполнятся они тогда,
когда вы научитесь быть добрыми, честными,
трудолюбивыми, внимательными.
А я вот пожелала, чтоб меня моделью сделали, я же
красивая! Да я вот у зеркальца своего спрошу, оно
мне точно скажет, какая я красавица. Зеркальце,
говори, ну что ты молчишь. Скажи, красавица я,
красавица??
Ребенок: Надо заклинание сказать.
Баба-Яга: А, вспомнила! Произносит свои
заклинания.
На сцене появляется Царица из сказки «О Мертвой
царевне и семи богатырях».
Царица: Не то заклинание ты говоришь,
вот какое надо.
На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь
перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним: «Я
ль, скажи мне, всех милее, всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору
нет; но царевна всех милее, всех румяней и белее!»
Как Царица отпрыгнет, да как ручку замахнет,
да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как
притопнет!
«Ах, ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! Как
тягаться ей со мною, я в ней дурь-то успокою. Ну,
скажи: как можно ей быть во всем меня милей?
Признавайся, всех я краше. Обойди все царство
наше, хоть весь мир; мне равной нет! Так ли?»
Зеркальце в ответ: А, царевна все ж милее, все ж
румяней и белее!»
Делать нечего. Она, черной зависти полна, бросив
зеркальце под лавку, позвала к себе Чернавку, и
наказывает ей, сенной девушке своей: «Весть
царевну в глушь лесную и, связав ее живую под
сосной оставить там, на съедение волкам» (уходит
со сцены).
Баба-Яга: Не хочу я такой ответ услышать от зеркальца. А я вот умею разговаривать с природой, я знаю ее язык. Вот, например, если солнце садится красного цвета – тепло будет, а если цветы закрываются – к дождю. А какие примета вы знаете?
Дети называют приметы, которые знают.
На сцене в танце появляются Солнце, Месяц,
Ветер.
На сцену выходит королевич Елисей.
Елисей (обращаясь к Солнцу): За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, и кого ни спросит он, всем вопрос его мудрён. Кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется… К красну солнцу, наконец, обратился молодец: Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу, сводишь зиму с тёплою весной, всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете ты царевны молодой? Я жених ей…»
Солнце: Свет ты мой, я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, где-нибудь ее да встретил или след ее заметил…».
Елисей: (обращаясь к Месяцу): Тёмной ночки Елисей дождался в тоске своей. Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий, и обычай твой любя, звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених ей…».
Месяц: Братец мой, не видал я девы красной. На стороже я стою. Только в очередь мою без меня царевна, видно, пробежала. Погоди, об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, не печалься же, прощай…
Елисей: (обращаясь к Ветру): Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме Бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених её.
Ветер: Постой. Там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный на цепях между столбов. Не видать ничьих следов вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста….
Елисей уходит, Солнце, Месяц и Ветер еще раз танцуют и исчезают.
Баба-Яга: Ребята, а вы знаете, как закончилась эта сказка?
Дети отвечают, что Елисей нашел Царевну.
Баба-Яга: Ой, молодцы! Просто чудеса, сколько вы всего знаете! Вот в сказках Пушкина тоже много чудес было. Помните, Черномора и 33 богатыря, а Царевну-лебедь из «Сказки о царе Салтане»? Помните? А какое еще чудо было в этой сказке, что-то я забыла?
Ребенок: А мы тебе, бабулечка, сейчас напомним.
Дети выходят на сцену с музыкальными инструментами и исполняют русскую народную песню «Во саду ли, во огороде» (в обработке Римского-Корсакова), а один ребенок исполняет танец Белки из «Сказки о царе Салтане».
Баба-Яга: Ах, вспомнила! Конечно, Белка!
Сцена IV.
На сцене – дети в русских костюмах с лотками,
на которых лежат фрукты и сладости, изображают
базар (зазывают народ покупать товары).
Исполняется Русская народная песня
«Поторгуем, ребята».
Дети вместе: Жил-был Поп, толоконный лоб.
Ребенок: Пошел Поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Все выстраиваются в две линии друг напротив друга, выходит Поп, торгуется, рассматривает товары, которые ему наперебой предлагают купить.
Поп: Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где мне найти такого – служителя не слишком дорогого?
Ребенок: Навстречу ему Балда.
Все хором: Идет, сам не зная куда.
Выходит Балда.
Балда: Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?
Поп: Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?
Балда: Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай вареную полбу!
Дети все: Призадумался поп, стал себе почесывать лоб.
Поп: Щелк щелку ведь розь…
Дети все: Да понадеялся он на русский авось!
Поп: Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, окажи свое усердие и проворье.
Поп уводит Балду.
Дети вслед кричат: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!
Складывают лотки и исполняют «Русский танец».
Баба-Яга: Ой, ребятушки, какие молодцы вы сегодня! Столько сказок вспомнили, своим мастерством нас покорили. Я вам желаю, чтобы вы продолжали произведения Александра Сергеевича Пушкина и в школе читать, любить его и почитать!
В конце праздника детям вручаются сувениры, аудиодиски и книги с произведениями А.С. Пушкина.
Использованная литература:
- Сказки А.С. Пушкина
- В. Бахревский «Детство Баяна», изд. «Белый город», М.,2010.
- С.Я. Маршак. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. – М.: Художественная литература, 1971.
- Е.А. Василевская. Лексика сказок А. С. Пушкина. «Ученые записки Московского педагогического института», Кафедра русского языка, вып. 2, 1938.
- С. Соловейчик «Пушкинские проповеди», изд. «Первое сентября», М., 2009.
- Периодический журнал «Дошкольное воспитание»