Урок для учащихся в 4-х классах в нашей школе традиционно проводится в рамках дней самоуправления, где в качестве учителей выступают старшеклассники. Для проведения подобных уроков составлен банк занимательных опытов по физическому эксперименту, к конкретному уроку выбираются опыты с учетом пожеланий учащихся, выполняющих роль педагогов. Иногда ребята сами подбирают опыты, если уже не в первый раз проводят подобное мероприятие
Цель урока: Повышение интереса к изучению наук естественного цикла, развитие критического мышления, формирование творческих и исследовательских компетентностей учащихся.
Задачи:
- расширить знания учащихся;
- поставить учащихся в ситуацию решения парадоксальных и нестандартных задач для развития творческого мышления;
Занятие проходит в форме беседы. Учащиеся старших классов выступают в роле ведущих. Ставят перед четвероклассниками проблемы, которые предлагают решить им самостоятельно, затем поясняют правильные ответы, подкрепляя их демонстрацией экспериментов.
Данные занятия проводятся каждый год, причем интерес к ним проявляется как со стороны младших школьников, так и со стороны старшеклассников. Из многочисленных отзывов учащихся начальных классов можно сделать вывод, что многие дети после занятий, вооружившись новыми знаниями, проводят подобные презентации дома, демонстрируя родителям понравившиеся эксперименты. Дети же, готовящие доклады, работают, увлеченные добыванием новых знаний о таком, казалось бы, всем известном веществе, открывая его для себя заново. Предлагаю примерный сценарий урока забавной физики.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы вас познакомим с удивительными явлениями, встречающимися в жизни, объяснить которые можно, зная законы природы, изучаемые в курсе физики.
1. Можно ли разбить стакан, если ударить по нему молотком? Вы говорите да, а мы вам докажем, что нельзя! (поставить тяжелую гирю на стакан) Кто хочет попробовать? (дети выходят, бьют по гири молотком, стакан остается целым). Убедились?! (Имея большую массу, гиря обладает большой инертностью, за короткое время удара она не успевает изменить свою скорость и подействовать на стакан, стакан остается невредимым).
2. Можно ли сделать так, чтобы бумага, помещенная в пламя спиртовки, не загорелась? Мы докажем, что можно! (Внутрь бумажной полоски помещается металлический цилиндр, обладающей хорошей теплопроводностью, бумага помещается в огонь и не горит, т.к. цилиндр забирает всю подводимую энергия).
3. Можете ли вы удержать на одном пальце две вилки одновременно, чтобы они не упали? А у меня это легко получится! (Две вилки воткнуты в пробку под углом так, чтобы центр масс системы находился под точкой опоры (иголкой).
4. А сейчас мы заставим бегать елочную игрушку туда-сюда, не прикасаясь к ней. (Игрушка, получая одноименный заряд от полюсов электрофорной машины, отталкиваясь, начинает двигаться поочередно то от одного, то от другого полюса).
5. Можно ли вскипятить воду в бумажном стаканчике? Давайте попробуем! (Вода, налитая в бумажную коробку, ставится на электроплитку и нагревается, при этом бумага не горит, благодаря большой удельной теплоемкости воды, забирающей всю подводимую энергию).
6. Можно нести воду в решете? А я пронесу, и вода будет повиноваться моему волшебному пальцу! Посмотрите, из крышки я сделал решето, сейчас налью в коробочку воды, закрою дырявой крышкой, переверну, и вода выливаться не будет, поднимаю волшебный пальчик, и вода льется, опускаю пальчик, вода тут же прекращает литься. (Когда отверстие на противоположной стороне банки закрыто, атмосферное давление, действующее снизу на крышку, не дает воде выливаться, поднимая палец, открываем отверстие, воздух поступает в коробку и атмосфера действует на воду как сверху, так и снизу, вода, под действием силы тяжести, льётся вниз).
7. Можете ли вы задуть горящую свечу? У нас свеча не простая: свеча-незадувайка! Попробуйте, задуйте свечу, я даже дам в помощь ветродуйку (воронка). Дуй сильнее! (вышедшему ребенку предлагают задуть свечу, дуя на неё через воронку, свеча не гаснет, т.к. воздух из воронки выходит по её стенкам и не попадает на пламя свечи).
8. Можно ли удержать воду в стакане, перевернув его вверх дном? А у меня получится. (Наполненный доверху стакан с водой, накрывается листом бумаги, затем ладошкой и переворачивается, убираем руку, и лист бумаги не падает, вода не выливается, т.к. атмосферное давление действует на бумагу).
9. У меня есть волшебная палочка, с помощью которой я заставлю вращаться линейку (магнитную стрелку). (Приговаривая: «Чуфырь – муфырь», натираем эбонитовую палочку о полиэтилен, подносим к линейке и линейка начинает двигаться за наэлектризованной палочкой, т.к. наэлектризованное тело притягивает легкоподвижные предметы).
10. Знаете ли вы как правильно себя надо вести на воде? Что вы будете делать, если начнете тонуть? Давайте посмотрим, что с вами произойдет, если вы начнете махать над водой руками и звать на помощь. Подняв у человечка обе руки, опускаем его в стакан с водой, он там тонет. Это же произойдет с вами, если вы будете вести себя подобным образом, вода не любит паникеров, на воде надо вести себя хладнокровно, лечь спокойно на воду, отдохнуть и плыть дальше. Давайте убедимся. Опустив обе руки человечка вниз, спокойно опустить его в воду. Человечек плавает. (Сила Архимеда зависит от объема погруженной в жидкость части тела. Чем больше мы погружаемся в воду, тем дольше сила выталкивания).
11. Видели ли вы радугу? Конечно, радугу видели все на небе после дождя, а мы сейчас перенесем радугу в этот кабинет. На экран направляется свет от проекционного фонаря, на пути светового пучка ставится призма прямого зрения и а экране появляется спектр.
12. Пробовали вы когда-нибудь сложить радугу? Нет. Давайте попробуем вместе. Диск, раскрашенный в семь цветов радуги, вращается и становится белым. (Благодаря стробоскопическому зрению человеческого глаза, при быстром движении происходит наложение цветов друг на друга и получается белый цвет).
13. Легко ли встать со стула? А у нас есть волшебный стул с которого невозможно встать. Хотите попробовать? (Вся проблема в расположении центра тяжести вашего тела. Когда вы сидите на стуле прямо, поставив ноги под прямым углом, то прямая, проходящая через центр тяжести вашего тела, не выходит за пределы площади опоры. Для того, чтобы встать надо наклониться вперед или поджать ноги, тогда проходящая через центр тяжести вашего тела, выйдет за пределы площади опоры).
– Ну, что интересный предмет – физика? До встречи в 7 классе!