Перед учителями химии в настоящее время стоит весьма сложная задача - подготовить учащихся к Единому государственному экзамену по химии. При наличии двух (а то и одного) часов в неделю осуществить это очень сложно. Хотя эксперименты показали , что выпускники справляются успешно с новыми формами экзаменов, однако, учитывая отличительные особенности этих форм итоговой аттестации от традиционных контрольных работ по химии, необходимо осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену. Такая подготовка должна быть направлена на формирование умений выполнять различные типы тестовых заданий, правильно планировать время выполнения различных частей работы, записывать решения задач с развернутым ответом. Для этого необходимо вводить в практику преподавания химии тестовые формы оценки образовательных достижений учащихся, сочетая их с традиционными методами и формами контроля знаний.
Одна из основных идей технологии дифференцированного обучения - каждому по способностям и потребностям. В соответствии с этим важным элементом описываемой технологии являются систематически проводимые диагностические тестовые работы.
Технология разноуровневого обучения и обобщающего повторения, построенная на результатах краевых контрольных работ и систематически проводимых диагностических тестовых работах обеспечивает достижение следующих целей:
- повышение уровня обученности учащихся и качества их знаний;
- погружение учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой итоговой аттестации;
- установление уровня остаточных знаний по основным темам курса химии, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя и индивидуальных планов учащихся, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса;
- демонстрация учащимся заданий возможных уровней сложности, встречающихся в КИМах, и предоставление им возможности выбора стратегии выполнениязаданий с учетом отводимого на их решение времени.
Чтобы учащиеся успешно сдавали итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах, разноуровневую технологию можно использовать с восьмого класса, проводя самостоятельные и контрольные работы в трех уровнях. В конце каждого полугодия проводить итоговые контрольные в форме ЕГЭ, где учащимся предлагается работа, состоящая из трех частей.
Данная технология проверки знаний учащихся позволяет устранять пробелы в знаниях на более раннем этапе обучения, тем самым способствуя психологической подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Представленный комплект заданий по теме: "Массовая доля растворенного вещества в растворе" направлен на отработку основных предметных умений и навыков,развивает интерес к предмету, умение мыслить, готовит к итоговому обобщению знаний, к ЕГЭ по химии, расширяет кругозор школьников.
Вариант 1
1 уровень
1. В 300г. морской воды содержится 9г. солей. Вычислите массовую долю солей в этом образце морской воды.
2. Определите массу поваренной соли (NaCI),содержащийся в 150г. раствора с массовой долей соли 15%.
3. В 21г. воды растворили 4г. сахара. Определите массовую долю сахара в растворе.
4. В медицине часто применяется физиологический раствор-0,9% раствор хлорида натрия. Какая масса соли вводится в организм при вливании 500г. такого раствора? 2 уровень
5. К 100г. 30% раствора сахара добавили 10г. сахара. Определите массовую долю сахара в полученном растворе.
6. Какова массовая доля сахара в растворе, полученном при упаривании 100г. 20%-го раствора до 80г.?
7. К 200г. раствора с массовой долей нитрата натрия 8% добавили 50г. воды. Вычислите массовую долю нитрата натрия (в %) в полученном растворе.
8. Сколько грамм соли и воды нужно взять, чтобы приготовить 250г. 20% раствора соли?
3 уровень
9. В 1л. раствора серной кислоты содержится 228г. Н2SO4. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества, учитывая, что плотность раствора равна 1,14г/мл.
10. Смешали 200г. 40%-го и 100г. 30%-го раствора азотной кислоты. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе.
Вариант 2
1 уровень
1. В 500г. сахарного сиропа содержится 250г. сахара. Определите массовую долю сахара в сиропе.
2. При выпаривании 30г. раствора получили 9г. соли. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества.
3. Для опрыскивания смородины применяют 10%-ыйраствор карбоната натрия. Вычислите массу соли, содержащуюся в 700г. такого раствора.
4. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур приготовили раствор из 8г. сульфата меди (II) и 492г. воды. Вычислите массовую долю соли в приготовленном растворе.
2 уровень
5. Рассчитайте массу сахара и воды, которые надо взять для приготовления 500г. раствора с массовой долей сахара 5%.
6. Из 700г. раствора с массовой долей серной кислоты 60% выпариванием удалили 200г. воды. Чему равна массовая доля серной кислоты в растворе?
7. Рассчитайте массу воды и соли, необходимые для приготовления 200г. раствора с массовой долей соли 20%.
8. К 600г. раствора с массовой долей сахара 12% добавили28г. сахара. Определите массовую долю сахара в полученном растворе.
3 уровень
9. Плотность раствора гидроксида калия с массовой долей 26% равна 1,24 г/мл. Определите массу гидроксида калия в растворе объемом 5л.
10. К 100г. 5%-го раствора соли добавили 150г. 20%-го раствора той же соли. Определите массовую долю соли в новом растворе.
Литература:
- Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе. Статья МТШ ОРТ, 1994.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы 8 класс.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы 10класс.