Пояснительная записка.
Данная программа курса предназначена для учащихся 11, 12 классов вечерней школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) в течение двух лет обучения. Курс по выбору позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЕ по химии.
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теории и закономерностей. Решение задач является очень важным звеном в химическом образовании, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету, формируются рациональные приемы мышления. Чтобы изучить химию, необходимо уметь теоретический материал сочетать с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у обучающихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов, а это стимулирует аналитическое и творческое мышление, вырабатывает умение самостоятельно строить логические связи, часто приводящие к нестандартному решению задач. При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений. Также у них воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся, расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Так как на изучение курса химии выделено 1час в неделю, целесообразно курс использовать для решения задач, что существенно облегчит подготовку обучающихся к сдаче ЕГЕ и выборе профессии. Задачи разного уровня сложности встречаются в А, В, С частях. Задачи из С части повышенного уровня сложности не разбираются в школьных учебниках и рассчитаны на “сильного ученика”. Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Умение решать задачи развивается в процессе обучения только одним путем – постоянно, систематически решать задачи. Форма занятий урочная, включает в себя индивидуальную и групповую работы, участие в олимпиадах и конкурсах.
Каждый раздел программы заканчивается заданиями контролирующего характера, на котором учащиеся смогут проверить свои силы и самоутвердиться при выполнении заданий.
Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации
к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии;
– умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических
знаний;
– развитие логического мышления;
– приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
– воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие
природы;
– развитие творческого потенциала учащихся;
– развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы
обучения;
– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей,
трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи курса:
– способствование интеграции знаний учащихся, полученных при изучении
математики, физики и биологии при решении расчетных задач по химии;
– изучение различных методов и приемов решения зада;
– совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
– решение расчетных задач повышенной сложности;
– формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
– использование знаний по математике, физике, биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для составления условий задач.
Знания, умения и навыки, формируемые курсом по выбору:
По итогам курса учащиеся должны знать:
– химические понятия и термины, формулы, химические свойства разных классов
неорганических и органических соединений;
– признаки, условия и сущность химических реакций;
– химическую номенклатуру.
По итогам курса учащиеся должны уметь:
– решать расчетные задачи;
– развивать интеллектуальные умения, а именно, логическое мышление;
– уметь анализировать, конкретизировать, обобщать;
– применять приемы сравнения;
– развивать творческое мышление.
По итогам факультативного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:
– по формулам и уравнениям реакций;
– определение компонентов смеси;
– определение формул соединений;
– растворимости веществ;
– вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от
нормальных;
– энтальпии веществ;
– переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Содержание программы изучаемого курса.
Методика решения расчетных задач по химии, типы задач.
Химические задачи условно можно разделить на 4 группы:
Задачи, решаемые с использованием химической формулы вещества или на вывод формулы.
Задачи, связанные с растворами веществ.
Задачи, для решения которых используют уравнения химических реакций.
Комбинированные задачи.
Каждая из этих групп задач включает различные виды задач.
Первая состоит из задач типа:
– вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам
и массовой доли элемента в веществе;
– вычисления с использованием понятий “количество вещества”, “число Авогадро”;
– вычисление молярной массы веществ;
– определение относительной плотности газов;
– определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной
плотности газов, по известной массе продуктов горения;
– расчет числа частиц вещества по его массе, по количеству вещества или объему
(для газов);
– определение массы газообразного вещества по его объему; и так далее из задач
обратного характера.
Вторая группа из задач типа:
– вычисление массовой доли и массы вещества в растворе;
– расчеты, связанные с понятием “молярная концентрация”;
– вычисление массы компонентов в смеси.
Третья группа из задач типа:
– вычисления по химическим уравнениям массы веществ;
– вычисления по химическим уравнениям массы веществ, если одно дано в избытке,
– вычисления по химическим уравнениям объема газов по известному количеству
вещества или массе веществ,
– определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически
возможного;
– расчеты по термохимическим уравнениям.
Четвертая группа из задач типа:
– включает все перечисленные выше.
Способы решения химических задач.
Соотношение масс веществ. Сравнение масс веществ. Использование величины “количество вещества” и ее единицы “моль”. Составление пропорции. Метод креста. Использование коэффициента пропорциональности. Приведение к единице. Вывод алгебраической формулы и расчет по ней. Использование закона эквивалентов. Графический метод решения химических задач.
Анализ химической задачи.
Понятие о двух сторонах химической задачи: химическая и математическая. Понятия “прямая” и “обратная” задачи. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.
Алгоритмы решения расчетных химических задач.
Линейные по структуре алгоритма. Общий алгоритм решения расчетной задачи по химии. Алгоритмические предписания для решения задач по химическим формулам. Алгоритмические предписания для решения задач по уравнениям химических реакций.
При реализации программы данного курса необходимо обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход. Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, мыслить, рассуждать и критически анализировать условия и возможные пути решения, а так же самостоятельно составлять собственные задачи, объяснять, почему на практике не всегда все так как в теории. Представленный курс можно расценивать как динамичный “тренинг”, но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Календарно – тематическое планирование курс: “Решение дифференцированных и комбинированных задач по неорганической и органической химии”.
№ п/п | Дата занятия. | Тема занятия. | Кол-во часов. |
Раздел № 1 Нахождение формул. |
|||
1. 2. 3–4 5. 6. |
|
Задачи по органической химии. Нахождение формул, если
известны массовые доли элементов. Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания. Задачи на определение формул, по химическим реакциям. Тренинг по решению задач (С– 5) Контрольная работа. |
1 1 2 1 1 |
Раздел № 2 Растворы. |
|||
7. 8. 9.
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 |
Способы выражения концентрации растворов. Вычисления массовой доли вещества в растворе. Расчеты концентрации растворенного вещества при приготовлении растворов в зависимости от их плотности и объема. Расчеты при разбавлении и смешивании растворов с различной массовой долей растворенного вещества. Растворимость веществ. Кристаллогидраты. Молярная концентрация. Переход от одних способов выражения концентрации к другим. Тренинг по решению задач (В– 9) Контрольная работа по разделу. |
1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 |
|
Раздел № 3 задачи по химическим уравнениям. |
|||
17. 18. 19 20. |
Вычисление массы веществ по химическим уравнениям. Вычисление объема газов, если известна масса веществ или количество вещества. Расчеты по химическим уравнениям, если |
1 1 2 |
|
21. 22 23. 24. 25. |
|
Определение массовой или объемной доли выхода продукта
от теоретически возможного (в процентах).
Определение массы чистого вещества по массе реагента и массовой доли примесей и наоборот. Задачи на определение состава смесей. Тренинг по решению задач (В– 10) Контрольная работа по разделу. |
1 1 1 1 1 |
Раздел № 4 Теоретические основы химических процессов. |
|||
26. 27. 28. 29. |
Расчеты по термохимическим уравнениям. Вычисление
количества теплоты по известной массе вещества. Вычисление массы вещества по известному количеству теплоты. Решение задач на скорость химической реакции. Самостоятельная работа на решение задач по разделу термохимия. (А– 28) |
1 1 1 1 |
|
Раздел № 5 Комбинированные задачи. |
|||
30
31 32 |
|
Решение задач различных типов – комбинированные задачи. Тренинг по решению задач (С– 4) Зачетная контрольная работа по курсу. |
3 1 1 |
Итого – 34 часа.
Литература:
- Гудкова А.С., Ефремова К.М., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
- Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
- Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для
- студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1989. – 176с. 1993. – 96с.
- Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 64с.
Дополнительная
- Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 224с.
- Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1995. – 80с.
- Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 80с.
- Николаенко В.К. Сборник задач по химии повышенной трудности: Учебное пособие для средних учебных заведений / Под ред. Г.В Лисичкина. – М.: РОСТ, МИРОС, 1996 – 192 с.
- Конкурсные задачи по химии для учащихся и абитуриентов / Под ред. В.П Кочергина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, Сост. Берман Н. И. Решение задач по химии. Справочник школьника М.: АСТ, Слово, 1997. – 578 с.
- Хасанов А.Е. Химия . Решение задач. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Мн.: Современный литератор, 1999. – 448 с.