У каждого свой Родник. Тот, к которому ты вместе со сверстниками бегал играть в детстве, и в знойный летний полдень пригоршнями жадно пил его ледяную воду. Тот, который был всегда рядом, где бы ты ни был. Тот, что давал тебе силу в самые трудные минуты, потому что он для тебя – воплощение твоей Земли, твоей Родины.
А.А.Орлов
С давних времен известно почитание воды. Многие народы воду, как и землю, величали матерью. Водой, как символом здоровья, окропляли людей и животных. Множество поверий связано в народе с родниками и колодцами. Сберечь родники – живительные источники силы и здоровья всего живого на Земле – значит сберечь не только саму Землю, но и душу человеческую.
Рисунок. Родники Старого оскола
Славится своими родниками и Белгородская область. С 2001 года в области осуществляется программа обустройства родников “Живи, родник, живи!”. В 2007 году проведен конкурс “Родники Белогорья”. Проект “Обустройство родников Белгородской области” был представлен на конкурсе “Национальная экологическая премия”, учрежденным неправительственным экологическим фондом имени В.И.Вернадского и Комитетом по экологии Государственной Думы РФ, где он был награжден дипломом за вклад в укрепление экологической безопасности и устойчивое развитие России.
В области по разным оценкам насчитывается от 723 до 900 родников. Есть множество родников и в Старооскольском районе, три из них в качестве памятников природы регионального значения: “Потуданский” (с. Логвиновка), “Бабанинский родник” (с. Бабанинка) и родник между селами Сергеевка и Знаменка – включены в региональную сеть ООПТ. [1, с.3]
Выездная учебно-тематическая экскурсия к Потуданскому роднику от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Основная общеобразовательная школа №2” была разработана для обучающихся 5-9 классов. В ходе экскурсии, носящей, прежде всего, краеведческий характер, затрагиваются вопросы образовательных областей как естествознание (природоведение, биология, география) и обществознание (православная культура, история).
Цель экскурсии: привитие любви к родному краю; воспитание ответственного отношения к окружающей среде; формирование психологической готовности оберегать наши общие природные ценности.
Главная задача этой экскурсии – познакомить школьников с памятником природы, самым известным в Староосколье источником, имеющим культовое значение для местных жителей, обозначить его отдельные качества и свойства, собранные в единый комплекс, показать сложившиеся в связи с его существованием традиции.
По ходу движения к главному объекту в сопроводительном рассказе экскурсовода освещаются отдельные вопросы истории края, связанные с объектами, встречаемыми на пути.
Они дают возможность изучить объект экскурсии, уделить внимание его отдельным качествам и свойствам, собранным в единый комплекс. Кроме того, такие маршруты способствуют формированию чувства любви к природе, уважения ко всему живому, заботе о нем, способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Это – основа экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Книга природы, открытая всем, по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать её язык.
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ
1. Сбор в школьном дворе. Посадка в автобус.
Экскурсовод
Ребята! Сегодня мы с вами посетим один из замечательных памятников природы нашего края – Потуданский родник, история которого восходит к древним временам. По пути следования автобуса я буду обращать ваше внимание на объекты, которые стали историей нашего города, историей нашего края. Прошу всех быть внимательными, в конце экскурсии я буду задавать вопросы, на которые вы должны будете ответить. Проверьте ваши сумки (рюкзаки), не забывайте взять с собой продукты питания и покрывало (плед), на котором можно посидеть на траве. Прошу всех пройти в автобус.
2. Автобус выезжает на улицу Хмелёва. Движется по направлению к Ездоцкой церкви (Храму святого пророка Ильи).
Экскурсовод
Ребята, сейчас мы с вами движемся по всем нам хорошо известной улице. Кто знает, чьим именем она названа? (Звучат ответы, как правило, неполные). Правильно, улица названа именем Героя Советского Союза Ивана Ивановича Хмелёва – уроженца Старого Оскола. До войны (в 1937 году) он окончил семилетнюю школу в слободе Стрелецкой. С первых дней войны сражался он на Западном, Брянском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, в освобождении города Орёл. Он был командиром роты 1020-го стрелкового полка 269-й стрелковой дивизии 3-й Армии. 20-го февраля 1944 года в районе деревни Вищин Гомельской области рота под командованием лейтенанта Хмелёва форсировала Днепр. Хмелёв поднял роту в атаку. Бойцы штурмом овладели первой, а затем второй и третьей траншеями. Рота заняла деревню Вищин, лишив гитлеровцев возможности маневрировать вдоль фронта обороны, но сама оказалась в окружении. Иван Хмелев отдал команду: “Стоять насмерть, драться до последнего патрона!” 21 февраля 1944 года лейтенант Хмелёв был смертельно ранен и умер. Похоронен в братской могиле в деревне Вищин Рогачевского района Гомельской области (Беларусь). Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. В память о нем эта улица названа его именем, а на доме №4 установлена памятная доска.
Сейчас мы приближаемся к одному из старейших храмов нашего города, который не был разрушен в 1930-е годы только потому, что находился в отдалении от центральной части. Он был выстроен в 1872 году в северной части слободы Ездоцкой, возникшей в 17 веке на развилке старинных почтовых трактов, ведущих в Воронеж и Курск. Престол был освящен в честь святого пророка Ильи, и потому храм носит название “Ильинский”. Строительство велось на деньги прихожан при содействии купца-канатчика Шестакова. Архитектором был государственный крестьянин слободы Ездоцкой Еремеев, мастером – крестьянин-собственник Алексей Качанов. Здание церкви не перестраивалось, и мы видим его практически в первозданном виде. Храм унаследовал некоторые иконы из разрушенных городских церквей, есть тут и иконы, подаренные русским братством святой горы Афон, одной из таких икон является особо почитаемая икона Божией Матери, именуема “Отрада” или “Утешение”. Храм никогда не прекращал своей работы. Даже в годы гонения на церковь в храме не было настоятельствующего священника, в нем жили монахини и священник-монах, которые совершали богослужение по монастырскому уставу, о чём свидетельствуют могилки у храма. С 1961 по 1984 годы настоятелем храма был священник Владимир Отт, прославившийся далеко за пределами Старого Оскола. Люди горячо полюбили отца Владимира, к нему ехали за утешением со всей округи: из Губкина, Горшечного, даже из Орла и Москвы. В 1992 году отца Владимира не стало, он похоронен возле храма, и каждый прихожанин видит немеркнущую лампаду на его могиле. В 2009 году на стене храма установили мемориальную доску в честь отца Владимира. Это единственный храм в городе, который совершает таинство крещения безвозмездно. Ежегодно, 2 августа – в престольный праздник в храме проходит архиерейская служба. Такое неравнодушие архиепископа Иоанна к Ильинской церкви объясняется тем, что именно здесь он впервые в своей жизни служил уже в высоком духовном сане. Случилось это 2 августа 1995 года.
3. Автобус сворачивает на улицу Циолковского, по мосту переезжает через реку Оскол, далее следует по улице 1-й Конной Армии мимо Канатной фабрики по направлению к проспекту А.А.Угарова (бывшему Металлургов).
Экскурсовод
Ребята! Через какую реку мы переезжаем? (Звучат ответы) Правильно, всеми нами любимая река, в которой мы с вами с удовольствием купаемся в летнюю жару. Это – главная водная артерия Старооскольского района река Оскол. Верховье реки несколько восточнее Тима, у села Погожего Курской области. Здесь начало реки дают два ручья – Большой и Малый Оскол. Извилистая с раздвоениями река протекает через всю Белгородскую область и в 20 км к югу от города Изюма (Украина) впадает в Северский Донец. Её протяжённость на территории Староосколья 165 км, общая длина – 472 км. Ширина её в пределах края достигает 10-30 метров, глубина до 3 метров. Не забывайте соблюдать осторожность во время купания. К сожалению, почти каждый год даже на всем нам хорошо известном месте купания случаются трагические случаи.
Итак, мы въехали на улицу носящую название 1-й Конной Армии, прославившуюся в годы Гражданской войны борьбой с деникинцами. Справа от нас мы видим одно из старейших предприятий нашего города – Канатную фабрику. Она была основана купцом Шестаковым, о котором вы сегодня уже слышали, в 1868 году. По рассказам старооскольского краеведа Рема Мелентьева: “В 1708 году в нашем городе был проездом Пётр Великий. Узнав, что в нашем крае возделывают коноплю для пеньки и ткут отменный холст из оного материала, царь решил, что Старый Оскол – то место, где можно вить канаты и шить паруса для кораблей. Так и появилось село Каплино. Полагаю, название произошло от слова конопля. Петром Великим в Приосколье был послан сметливый шкипер Федосеев собрать пеньку, наладить канатное дело да заготавливать лук, чеснок, солонину. В его честь и было названо село Федосеевка. Канатное дело обрело широкий масштаб и стало основным экспортным промыслом района. …Наша пенька высоко ценилась на заграничных рынках и шла, главным образом, для корабельной оснастки” [2, c]
4. Автобус выезжает на проспект Угарова.
Экскурсовод
Мы с вами выехали на проспект, носящий имя Почётного гражданина Белгородской области и Старого Оскола, Заслуженного металлурга России Алексея Алексеевича Угарова. Его имя проспект носит с 2011 года – года смерти этого человека, внесшего огромный вклад в развитие Оскольского Электрометаллургического комбината, долгие годы успешно его возглавлявшего. До 2011 года проспект назывался “Проспект металлургов” по названию рода деятельности людей – первых жителей новой части города, по нему мы с вами сейчас движемся. В 1980 году была введена в эксплуатацию линия скоростного трамвая – для перевозки людей, работающих на ОЭМК к месту работы и обратно в город. Застройка северо-восточной части города, в обиходе называемой “Новый город”, началась в 1976 году. Первыми появились микрорайоны Жукова, Конева, Олимпийский. Современный Старый Оскол продолжает расти и развиваться именно в сторону северо-восточных микрорайонов. Появилось много новых красивых современных объектов, украшающих наш город и одновременно несущих большую общественную значимость. Это, прежде всего, новые православные храмы – белостенный красавец храм Рождества Христова, который мы можем видеть справа от нас. Его называют жемчужиной Нового города. Храм был построен по инициативе администрации нашего города. Освящение храма состоялось 10 сентября 2003 года. За последние годы появились Дворец торжеств (ЗАГС), Дворец спорта, стадион ПРОМАГРО, крупные торговые центры. Слева, в микрорайоне Дубрава, мы можем видеть ещё один новый храм нашего горда, построенный по инициативе Сергея Аркадьевича Гусева. Освящение храма состоялось в августе 2010 года – храм Сергия Радонежского. Это первый и единственный двухэтажный храм в нашем городе, построенный после революции 1917 года.
5. Автобус въезжает на территорию с.Незнамово
Экскурсовод
Ребята! Мы с вами пересекли ещё одну реку. Кто знает какую? Правильно – река Убля. Это левый приток реки Оскол, наиболее чистый из её притоков, шириной достигающий 15 метров. Берет начало в Курской области, является одним из излюбленных мест отдыха горожан. Решением Старооскольского горисполкома и Белгородского облисполкома от 30 августа 1991 года включена в список особо охраняемых природных объектов.
Почти не заметив разрыва в расстоянии от города, мы с вами въехали на территорию села Незнамово, основанного в 1629 году. Здесь было отведено место для служилого человека по отечеству сыну боярскому Лукьяну Алексеевичу Незнамову. Деревней это поселение стало во второй половине 17 века, когда там проживало уже третье поколение Незнамовых.
В конце 19 века здесь была выстроена часовня, в 1910 году – кирпичная часовня, в 1914 году – на этом месте был выстроен храм, освященный в честь святителя Николая, который мы с вами видим справа от нас.
6. Движение по трассе по направлению села Озерки
Экскурсовод
В 15 километрах от Старого Оскола было три хутора – Русанов, Крыгин и Верховой, расположенные вокруг большого Белого озера. В конце 17 века они объединились в одну деревню, которую назвали деревня Озеро, название сохранялось до 19 века. В настоящее время название несколько изменилось – село стало называться Озерки.
7. Движение по трассе в направлении села Архангельское
Экскурсовод
Поселение Архангельское возникло во второй половине 17 века и называлось Горнее. Существует несколько версии о возникновении названия этого села. Первая гласит о том, что оно располагалось на возвышенности, на горе. В статистическом сборнике “Списки населенных мест Воронежской губернии” сообщается, что село изобиловало доброкачественной глиной для производства кирпича и гончарных изделий. Здесь был кирпичный завод и много печей для обжига продукции, которые по местному крестьянскому диалекту называли горнами. Затем был построен деревянный храм и освящен во имя Архистратига Михаила. С этого момента называется Архангельское – Горнее. В 18 веке остается только название Архангельское.
8. Движение по трассе в направлении села Потудань
Экскурсовод
Название села, первые поселенцы которого появились в конце 18 века, связано с рекой Потудань. Когда-то в верховьях истока реки был сосновый бор. В честь этого и реку называли Верх-Боровая Потудань. Такое название ещё оправдывалось и тем, что река имела два притока: Скупая Потудань и Грязная Потудань. В последние десятилетия приставку писать перестали.
9. Движение к Потуданскому роднику у южной окраины с.Логвиновка. Остановка, выход из автобуса, расположение группы у часовни.
Экскурсовод
Ну, вот мы и приехали к главной цели нашей экскурсии – знаменитому Потуданскому роднику. Прошу всех выйти из автобуса и спокойно, не толкаясь, спуститься по ступенькам на асфальтную дорожку у водоёма.
(Расположились на дорожке перед оградой). Ребята! Мы с вами живём на земле богатой природными источниками. Посмотрите на эту карту Старооскольского района. Все выявленные родники обозначены голубым кружочком с указанием места расположения. (Портфель экскурсовода). Перед вами самый известный родник Старооскольского района – Потуданский родник. Вы видите небольшой водоем, образовавшийся в результате выхода на поверхность подземной воды, другими словами – родников. Любой родник имеет определенное строение. В нем различают жерло, или грифон, откуда изливается вода; родниковую воронку, образующую, иногда небольшой водоем, изливающийся дальше в ключ. Из ключей возникают в дальнейшем ручьи и реки.
Потуданский родник издавна сопровождают легенды. По преданию, когда-то здесь из недр земли несколько ключей выбрасывали много воды на поверхность. Мощные фонтаны размыли грунт, и рядом образовался небольшой прудок. Были случаи, когда в этом прудке тонули люди. Ходила легенда, что их топила русалка, которую видели в образе женщины. Местные жители решили поймать русалку, но вместо неё в сети попала щука в рост человека. Русалка ли это была в образе рыбы, неизвестно, но люди тонуть в роднике перестали. [1, с.180]
Жива и другая легенда, что из недр Потуданского родника в конце 19 века всплыла икона святого Николая Угодника. Это место было объявлено святым, была построена часовня для прихожан, и с тех пор родник стал не только местом богослужения по большим церковным праздникам, особенно в Николаев день, а и народного гуляния. Война многое порушила в наших местах, в том числе и часовню. Были времена, когда запрещали верующим сюда приходить, преуспевая в богоборчестве, пытались засыпать родник навозом. Но мощные подземные воды выкинули всю эту нечисть. Смыли её в реку Потудань и унесли подальше. На какое-то время напуганный народ перестал сюда приходить, а родник, оставшись в одиночестве, продолжал жить, ширился, набирал глубину. Под меловой горой – чаша родника, вода здесь холодна в меру, чиста и вкусна. С первого взгляда родник завораживает: подземные воды бьют медленно, но сильно, а на дне, как на ладони – причудливая мозаика камней и растительности.
Издревле вода завораживала людей, заставляла себе поклоняться. Как и другие природные сути была для наших предков, славянских язычников, исконно доброй, дружественной стихией. Но заставляла общаться с собою на “Вы”. Могла и утопить, погубить на за что, могла потребовать жертв. Могла смыть весенним разливом деревню, поставленную “без спросу”, как мы сказали бы теперь – “без знания местности”. Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Иногда Водяного представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и “ластоногого”. Существует множество рассказов, в которых люди и Водяной умеют ладить, выручать друг друга из беды. Эти рассказы хранят для нас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании, в мире с природой.
Живя в краю, изобильном реками и озерами, речушками и ручьями, болотами и родниками – “студеницами”, древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды, и в чем-то схожие верования бытуют у очень далеких друг от друга народов.
Есть такое выражение: “Венчаться вокруг ракитового куста”. Оно обозначает гражданский брак, то есть не оформленный официально (прежде всего, церковным венчанием). Таким образом, русский язык сохранил воспоминание о древнейших языческих браках, заключавшихся у воды, возле священных ракит. Славяне, почитающие воду, были уверенны, что самые нерушимые клятвы – в том числе и клятвы любви – даются близ воды, она им свидетель.
Водой иногда испытывали на суде: истцу и ответчику предлагали войти в воду на семь шагов, при этом виновный, оказавшись перед лицом справедливой и мудрой реки, должен был непременно смутиться и тем себя выдать. Вероятно, именно так нередко и происходило.
С помощью воды гадали о будущем и о женихах, наводили и отводили от себя чары. Кстати, сами слова “чародей”, “чародейство”, по-видимому, происходят от древнейшего обряда вызывания дождя, когда женщины-жрицы поднимали к небу и выливали на Землю воду из больших “чар” – сосудов. “Чародейство”, таким образом, оказывается просто “действием с сосудом, полным воды”. Нельзя не упомянуть и “живой” и о “мертвой” воде. Кстати, эти целебные свойства не всегда сплошное суеверие. Сейчас у нас в стране и за рубежом выходят научные работы о водолечении. Оказывается, вода действительно исцеляет болезни… А про закаливание, обливание холодной водой, купание в проруби давно известно каждому.
В православии существуют традиции и обычаи, связанные с водой. Согласно Библии, в третий день творения мира всю Землю покрыла вода. Крещение первых христиан в Киевской Руси произошло в полноводной и широкой реке Днепр. В великий праздник Крещения Господня (19 января) и накануне совершается великое водосвятие. Крещенская вода обладает защитными свойствами: её пьют всей семьей, окропляют дом, хозяйственные постройки и скот. К Потуданскому роднику на Пасху, Николу и Троицу приезжают тысячи православных верующих, среди них множество тех, кто живёт десятки и сотни километров отсюда. Из Знаменского храма 22 мая в праздник святого Николая Угодника пешим 7-километровым ходом носят верующие к роднику икону, которая по преданию здесь всплыла.
В настоящее время около родника проводятся многочисленные фольклорные праздники. По словам старооскольской журналистки Нелли Богданович, родники на Земле – это чистые, светлые, добрые и всепонимающие глаза нашей прекрасной планеты.
Бегут года, и стараниями людей продолжает жить Потуданский родник, радуя всех чистой, целебной водой. Для всех ныне живущих оскольчан важно беречь и сохранять это бесценное богатство для будущих поколений.
Сейчас вы можете осторожно, по очереди с моей помощью спуститься по ступенькам к роднику и набрать воды.
10. Отдых на природе
Детям предлагается попить родниковой воды, поиграть в игру “Ручеёк”, перекусить на свежем воздухе, сфотографироваться на память о поездке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Петин, А.Н., Новых, Л.Л. Родники Белогорья: Монография – Белгород: КОНСТАНТА, 2009. -220с.
- Мелентьев, Р.И. Городок провинциальный (Записки старожила) /Под ред. Вербкина В.А. – Старый Оскол: изд-во газеты “Оскольский край”, 2009 г. – 160с.
- Никулов, А.П. Оскольский край. (Историческое исследование Оскольского края).– Курск: ГУИПП “Курск”. 1997 – 576с.
- Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. В.А.Шаповалова. – Белгород, изд-во БелГУ, 2002. – 410с., ил.
- Русин В. “Горю желанием служить церкви”: Жизнеописание протоиерея Владимира Отта. – Старый Оскол: Издание Свято-Покровского храма села Кунье Горшеченского района Курской области, 2008г. – 48с. (Серия “Православное краеведение”).
- Токмаков, И. Историко-статистический археологический очерк города Старого Оскола с уездом (Курской губернии). – Москва: “Русская” типо-литография, 1894 год. – 36 с. (Репринтное издание).
ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА
- Фотопортрет И.И. Хмелёва
- Фотопортрет А.А.Угарова
- Карта с указанием родников на территории Старооскольского района.
- Правила игры “Ручеёк”
Игра “РУЧЕЁК”
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.
Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к “истоку” ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало “ручейка”. Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так “ручеек” движется. Чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.