Формирование умения учебного исследования в процессе проектной деятельности

Разделы: Технология


Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию. Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению. Поиски ответов не только на вопросы: “Чему учить?”, “Как учить?”, “Зачем учить?”, но и на вопрос “Как учить результативно?” - привели учёных и практиков к попытке “технологизировать” учебный процесс.

Рассмотрим Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в школе невозможно.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников является важнейшей тенденцией современного образования.

Для меня как учителя технологии важно усвоение глубоких технологических знаний, выходящих за пределы школьной программы. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, выполнить практическую работу, а также учит обобщать и делать выводы.

Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.

В практике своей работы использую технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, уделяю внимание рефлексивной деятельности, что помогло органично включить метод проектно-исследовательской деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Именно сочетание и использование других технологий позволяют на уроке подготовить учащихся к проектной деятельности.

В ходе своей педагогической деятельности выстроилась система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов.

Структура формирования общих и специальных умений и навыков, приобщение школьников к началам проектно-исследовательской деятельности включает в себя урок, внеклассную работу и дополнительное образование [схема].

Обучение началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

В практике работы сложилось свое представление об этапах формирования проектно-исследовательских умений.

1-й этап. Диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся. Отслеживаю развитие общих учебных умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, срезовых работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

Формирование общих и специальных умений и навыков

 

Урок   Внеклассная работа   Дополнительное образование

 

5-6 классы

Сообщения, оформление на листе

  5-6 классы

Внеклассные мероприятия;

Выполнение нестандартных работ, проектов;

конкурсы

  5-6 классы

Пробные проекты (коллективные)

 

7-9 классы

Урок практикум,

Обобщающий урок

  7-9 классы

Внеклассные мероприятия;

Выполнение нестандартных работ, проектов;

Конкурсы, олимпиады

  7-9 классы

Курсы по выбору, проекты (групповые и индивидуальные),

Дополнит.занятия

 

10-11 классы

Лекции,

практикумы, консультации,

обобщающие уроки

  10-11 классы

Конкуры, олимпиады, Интернет-конкурсы,

Участие и проведение в общешкольных праздниках со своими проектами и изделиями, проведение мастер-классов

  10-11 классы

Элективные курсы, исследования,

Проекты

На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности данной группы учащихся. Планирую дальнейшую работу. Дифференцирую задания на уроке для коррекции и развития определенных умений. Анализ показывает положительную динамику по всем показателям.

2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Итог - создание инструктивной карточки для организации последующей работы. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов.

1-й уровень.

Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном технологическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и технологических выкладок. Скорее всего, носит исторический, информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах.

Реализованные темы: “Что мы знаем об овощах, их роль в жизни человека”, “Гигиена девушки”, “Молочные продукты, и их польза для человека”

2-й уровень.

Учащиеся самостоятельно изучают технологический материал. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной или групповой проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная версия презентации.

Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, использование Word и Paint для построения чертежей, составление презентаций в Microsoft Power Point.

Реализованные темы: “Рациональное питание”, “Каблук в современном мире”, “Шкатулка украшенная лентами”, “Вышивка, виды и приемы выполнения”, “История костюма: от первобытного до современного”, “Мода и здоровье в современном мире”, “Классификация фартука и история его возникновения”, “Рациональное питание школьника”.

3-й уровень.

Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работы по технологии или в другой области знаний. Проекты представляются на общешкольной конференции, фестивале или итоговом занятии с использованием компьютерной версии презентации.

Реализованные темы проектов “Вышивка Сирень”, “Натюрморт из шелковыми лентами”, ““Белье для сна. Конструирование и изготовление пижамы”, “Диванная подушка в лоскутной технике”, Вышивка лентами, изготовление панно”, “Декоративные подушки”, “Изготовление изделий с помощью крючка (панно, шаль, салфетка)”.

3-й этап. Заключительный.

Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю.

Выводы.

  • Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
  • Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
  • Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.
  • Учащиеся получили навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, в построении чертежей геометрических фигур с помощью Word и Paint. Познакомились с математическими программами на электронных носителях.
  • Учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
  • Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация.
  • Повысился уровень проектных и исследовательских работ, расширился их тематический диапазон. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области.
  • В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
  • Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса.
  • Ограниченный временными рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность.
  • Итак, метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.
  • Использование современных технологий в комплексе позволяют добиться реальных результатов.
  • Сложившаяся система работы по формированию навыков самостоятельной деятельности, развитию надпредметных компетентностей, ответственности за результат деятельности, выстраивающаяся на уроке, во внеурочной деятельности и воспитательной работе и дает в целом ощутимый и стабильный результат.

Результаты моих учеников за последние 5 лет:

  • Ученики постоянные участники общешкольной научно-практической конференции школьного научного общества (17 человек);
  • Победители и призеры муниципального конкурса исследовательских и творческих проектов “Познание и творчество”;
  • Победители муниципальной – 5 человек и призер и участник Всероссийской (региональной) олимпиады по технологии в 2011г., 2013г.;
  • 2 призера – вторые места во Всероссийском конкурсе “Первые шаги” в 2010, 2011 года;
  • 3 победителя и 5 призеров в конкурсе Учебный проект во всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ учащихся “Портфолио” в 2011-2013годахи в
  • 21 проект учащихся представлены на фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся “Портфолио”, получены дипломы, сертификаты, работы напечатаны на сайте 2007-2013 года. Предлагаю посмотреть проекты учащихся на фестивале “Портфолио ученика” под моим руководством. http://project.1sept.ru/person.php?id=100-728-400

Работаю под девизом - “Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его (ребенка) способным развиваться дальше без помощи учителя” - (Элберт Грин Хаббард (1856—1915) — американский писатель, редактор и издатель.