Развитие творческих способностей дошкольников через взаимодействие ДОУ с родителями

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждый ребёнок одарён от рождения, развить эту одарённость наша задача.

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Для ребёнка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста являются: фантазия; творческое развитие; нестандартность мышления. Кроме того, дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат. Необходимо продумать взаимодействие с родителями, т.к. влияние семьи на становление личности ребёнка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе - от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты - педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Поставили перед собой цель - объединиться с родителями и детьми в команду для создания оптимальных условий всестороннего развития и воспитания детей в соответствии с современными требованиями. Наше учреждения стремится создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В отечественных исследованиях проблема развития в дошкольном возрасте представлена работами, посвящёнными изучению способностей в различных видах детской одарённости (Д.Б. Богоявленская, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, И.П.Ищенко, A.M.Матюшкин, Н.Н.Подъяков). Чаще всего для изучения дошкольников применяются тесты Стенфорда - Бине и Векслера. Однако эти тесты не были стандартизированы и рестандартизированы, что затрудняет анализ количественных показателей детей. Кроме того, применение только этих тестов не всегда может служить достаточно надёжным показателем детской одарённости. Поэтому при обследовании детей дошкольного возраста широко используются самые различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др.). Мы хотели добиться вовлечения родителей в этот процесс и нашли ту методику, которая устроила нас всех, это методика “Карта одарённости” Хаана-Каффа для детей 5-10 лет.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

1. Диагностическая. С помощью данной методики мы можем количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одарённости и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребёнку “портрет” развития его дарований.

2. Развивающая. Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Мы сможем обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости, но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Задачи:

  • убедить родителей в том, что они являются первыми воспитателями своего ребёнка, направить семейное воспитание в русло современных развивающих подходов (деятельностного и личностно-ориентированного создания индивидуальных маршрутов развития детей);
  • составить индивидуальные планы, маршруты развития для детей по развитию предпосылководарённости;
  • активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.

Для реализации поставленных задач, провели родительские собрания,открытые мероприятия для родителей, выставки детских работ. Были организованы консультации для родителей: “Возрастные особенности детей 5-6 лет” (20112012г.г.), “Чем заняться с ребёнком дома” (2011-2012-2013гг.), “Развитие мелкой моторики с помощью лепки из пластилина” (2012-2013гг.), “Развитие деткой одарённости” (2012г.). В детском саду работает консультативный пункт, где родители получают рекомендации по индивидуальным обращениям. Разработана система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей.

Вместе мы постепенно перестаем видеть ребёнка субъективно, начинаем с разных сторон видеть в нём личность. Вместе формулируем единые требования к нему. Совместно с родителями, выстраиваем индивидуальный маршрут, с учётом особенностей, способностей ребёнка и возможностями родителей.

Результатами совместной плановой работы стали:

  • участие воспитанников в городских мероприятиях “Любимый город”, "Радуга талантов”, “Знакомьтесь это Я”, “Ангел года”, Фестиваль “Надежда” и др.;
  • участие во Всероссийских конкурсах “Мечтай! Исследуй! Размышляй!”, турнир способностей Росток, Всероссийский конкурс рисунков “Здоровая Россия”,Всероссийском конкурсе творческих работ “Младшие друзья”идр;
  • посильное участие родителей в оформлении групп, оказании помощи в создании комфортных условий для пребывания детей в группах, участие в проводимых конкурсах в ДОУ;
  • совместные проекты исследовательской деятельности детей;
  • родители выполняют наши рекомендации и помогают обеспечить ребенку ситуацию успеха среди сверстников;
  • родители принимают на себя активную роль в разработке индивидуальных “маршрутов развития детей”.

По результатам анкетирования, проведённого в декабре 2013 года 91,3% род телей воспитанников удовлетворены проводимой работой в ДОУ.

Организация взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов, индивидуальных маршрутов развития совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, способствуют развитию детей их способностей и творческого потенциала.