Урок русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Уроки русского языка в школьном обучении представляют собой ту основу, без которой невозможно обучение ни одному предмету, ни одной программе в целом. Потому учителю-словеснику необходимо особенно требовательно относиться к преподаванию своего предмета.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим самостоятельный поиск, желание свободно осуществлять общение на родном языке, деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима, что и изложено в конспекте данного урока.

Основной задачей учителя на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала.

Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом; является инновационным, интересным, познавательным.

Аннотация к уроку

Работа представлена в гуманитарном направлении, тип урока - урок изучения нового материала.

Урок состоит из 6 основных этапов. Использована частично трехфазная структура технологии развития критического мышления, проведена работа с метапредметными понятиями. На этапе работы над новым материалом использованы материалы учебника “Русский язык. 5 класс” М.В. Панова. Урок способствует повторению пройденного материала и усвоению новых знаний.

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 5

Учебный предмет:  русский язык

УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы.-М.: Просвещение, 2013.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Цели урока:

  • Учебная - формировать у учащихся умение выделять главную информацию, обобщать ее, учить логически мыслить.
  • Развивающая –способствовать развитию знаний, умений и навыков учащихся; формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе.
  • Воспитательная – способствовать развитию кооперативной компетенции через работу в группах и парах, воспитывать у учащихся вдумчивое отношение к родному языку.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: проектор, экран, листы с заданием, рисунки, памятки.

Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I. Организационный момент (2 мин).
Учитель сообщает цели урока, формы работы. Учитель раздает учащимся листы с заданием, памятки.   Перед уроком учащиеся выбирают роли в группе.
II. Мотивация учебной деятельности. (5 мин.)
1. Слово учителя. Сегодня у нас урок изучения нового материала. Но плох тот ученик, который забывает пройденное.    
2. Повторение орфографии. Игра “Эстафета”. Игра проводится по рядам. Ученикам раздаются листы по одному на ряд, в которых даны слова с ранее изученными орфограммами. Задача каждого ряда выбрать из перечня слов только те, которые нужны по заданию. Учащиеся должны выполнить работу как можно быстрее, в течение урока работы будут проверены.  
III. Целеполагание (6 мин).
1. Работа с метапредметными понятиями. Учитель строит диалог:

- Кого вы считаете главными людьми в своей жизни? Кто же вам дорог, но вы можете жить с ними в разлуке?

- Что вы считаете своей самой важной задачей? А что можно отложить на потом?

- Какая ваша самая ответственная обязанность в доме? А какую вы выполняете не всегда?

-Без чего вы бы не могли прожить и дня? А что не кажется вам очень важным?

Высвечиваются слова (презентация)

  • Роль
  • Задача
  • Обязанность
  • Потребность

Отвечая на первые вопросы, вы выделили для себя самое главное. Отвечая на второй вопрос, вы назвали вещи, для вас второстепенные, или не очень важные. Это так?

Как же отделить главное от второстепенного в вашей жизни?

В русском языке тоже есть понятия главного и второстепенного. Чему на уроках русского языка вы давали именно такое название?

Отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод о том, что в жизни они постоянно сталкиваются с понятиями главного и второстепенного. Главное – это то, что составляет основу человеческой жизни. Второстепенное человеку помогает сделать жизнь разнообразной и яркой. Вспоминаем о главных и второстепенных членах предложения, об их роли в предложении. Определяют цели урока. Данный этап урока способствует развитию учебно-познавательной компетенции, где учащиеся определяют цели урока через метапредметные понятия: главное и второстепенное.
2. Физкультминутка.   Учащиеся делают небольшую зарядку. Здоровьесберегающая технология, отдых.
IV. Работа над темой урока (20 мин).
1. Запись темы урока   Формулируют и записывают тему урока.  
2. Работа в парах с предложениями. Учитель:

- В начальной школе вы не раз обозначали подлежащее и сказуемое в предложениях. Попробуйте найти в данном стихотворении главные члены предложения. Запишите их в тетрадь.

(проверка учителем листов с заданием, данным в начале урока)

Выполняют работу.  
3. Взаимопроверка.   Проверяют работу соседа. Учащиеся учатся объективно оценивать как свою работу, так и работу соседа, формируют навыки контроля.
4. Новый материал. Главные члены предложения. Подводит учащихся к материалу начальной школы о главных и второстепенных членах предложения. Вводится новое понятие грамматической основы.

Объясняет, что такое грамматическая связь.

Учитель:

- Что такое грамматическая? Как это грамматически связаны? Веревок же нет…

Запись.

Лучи солнца осветил всю комнату.

Что не так?

Или луч осветил или лучи осветили

Как вы думаете, что в этой паре главное, а что нет?

Конечно, подлежащее. Оно диктует сказуемому, в какой форме ему быть.

На основе выписанных основ делают вывод о том, как определяются подлежащее и сказуемое. Чтение правила на странице 67.

Поясняют запись на доске. Записывают правильный вариант, основу подчеркивают.

 
3. Новый материал. Второстепенные члены предложения. На экран проецируются два текста.

Вспоминает разговор о второстепенном в жизни человека (Неважное, на первый взгляд, делает наш мир ярким и разнообразным. В предложении также).

Читают, делают вывод о том, какой текст более выразителен и почему. Работа с текстом – это повышение творческой активности учащихся, воспитание умения видеть прекрасное вокруг себя.
4. Найди зависимое слово! Проецируются три словосочетания. Учитель:

- найдите в словосочетаниях зависимое слово.

Река (какая?)глубокая. Перед нами определение.

Смотрю (куда?) назад. Обстоятельство

Улыбнулся (кому?)другу. Дополнение.

Чтение п. 36 (стр.82)

Работают со словосочетаниями. Знакомятся с теоретическим материалом.  
5. Закрепление (работа в группах). Учитель:

-Используя упр. 179 и небольшую памятку (на парте), попробуйте найти в предложении грамматическую основу и второстепенные члены предложения, укажите члены предложения.

Выполняют задание. В конце работы проверяют по спроецированному тексту свою работу. Самоконтроль. Во время работы учитель включает легкую музыку.

Здоровьесберегающая технология, отдых.

V. Рефлексия (5 мин).
1. Итог урока - А сейчас мы поиграем.

Согласны ли вы со мной: да – одна рука вверх, нет – две руки вверх .

В предложении “ Лиса бежала по снежному  полю” говорится о поле.

В предложении “Снежинки падали с высоких деревьев” основа – снежинки падали.

В предложении “Белочка прыгнула на ветку” второстепенный член предложения – белочка.

Отвечают на вопросы учителя, поясняют ответы.  
2. Оценивание. Учитель выставляет оценки по листам, индивидуальные оценки, оценки самоконтроля.    
VI. Домашнее задание (2 мин).
  Теория: п. 28 (стр.67), п.36 (стр.82),

Практика: упр. 141. Доп. задание: письменный ответ на вопрос.