Цель: Уточнить и расширить представление детей о домашнем животном - собаке.
Задачи:
- Активизация словаря; формирование умения согласовывать существительное с числительным.
- Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение, исключение 4-лишнего.
- Воспитание базовых эмоций личности.
Оборудование:
- Таблицы с изображениями кошки и собаки.
- Карточки: найди лишнее животное, сосчитай количество собак, домашние животные (по вариантам).
- Карточки для составления кличек собак (по вариантам).
- Карточки для составления предложений.
- Осколочные картинки собаки (по вариантам).
- Картинки Где работаю собаки (Собака на границе, Собака-спасатель, Собака-ныряльщик, Собака-артист, Собака-космонавт, Собака на охоте)
- Карточки-приметы весны.
Ход урока
Организационный момент.
На парте каждого ученика карточка-приметы весны.
- Прежде, чем сесть за парту, соберите на доске картинку по образцу, называя приметы весны.
Введение в тему урока.
а) - Чтобы узнать тему нашего урока, сложите осколочную картинку (на 3-4 части).
- Кто это? (после ответа ученика на доске крепится карточка "со-ба-ка").
- У кого из вас дома есть собака?
- К каким животным относится собака - к домашним или диким?
- Почему?
- Это случилось во мраке веков
Предки собаки ушли от волков
А волки вдогонку сверкнули клыками
Они не пошли - и остались волками.
- Собака - первое одомашненное животное.
- А каких домашних животных вы еще знаете?
- Как называются животные, живучие вдали от человека?
б) - Игра "4 лишний".
Проверим, хорошо ли вы знаете животных. На карточках есть одно лишнее животное, назовите его. (3-4 животных)
в) - Итак, мы будем говорить о собаке. Работа будет проводиться по плану. (на доске картинный план)
Рис 3. Картинный план
Изучение нового материала.
а) Внешний вид собаки.
Нам поможет таблица.
- Сравните по размерам собаку с кошкой.
- Чем покрыто тело собаки?
- Какая шерсть у собак?
- Для чего собакам нужна такая густая шерсть?
- Какого цвета бывает шерсть?
- Назовите и покажите части тела собаки.
- Что есть на голове у собаки?
- Для чего нужны нос? уши? глаза?
- Сколько лап у собаки?
- Какие они?
- Что есть на лапах собаки?
- Для чего?
- Еще раз назовите части тела собаки.
- А теперь проверим, как вы умеете считать. Посчитайте, сколько собак на ваших карточках. (карточка для каждого ученика, на которых находятся от 1 до 8 собак)
Рис 4. Сосчитать количество собак
б) Повадки собак.
- Поведение собаки в разных ситуациях называется повадкой. (на доске карточка со словом "повадка")
- Как собака подает голос?
- Как собака встречает хозяина? (звонким лаем и повизгиванием, виляет хвостом, прижимает уши, старается лизнуть руки и лицо хозяина)
- А если чужой человек? (злобный лай и рычание, оскаливает зубы, поднимает шерсть, принимает угрожающую позу)
- А если собака грустит, тоскует? (грустный лай и вой, а если ей больно - повизгивает и скулит)
- Крупные собаки живут от 8 до 12 лет, а мелкие от 12 до 15 лет.
- Как вы зовете свою собаку?
- Составьте клички собак из карточек и прочитайте их.
1 группа "Мух-тар", "Пол-кан", "Сул-тан", "Ша-рик"
2 группа "Бой", "Бим" - только читают клички.
3 группа (читать не умеют) даны карточки с изображением животных. Узнать и назвать их.
Рис 5. Домашние животные
в) Пища.
- У некоторых из вас были или есть собаки. Чем вы их кормите? (дают сырое и вареное мясо, рыбу, суп, кашу, хлеб, овощи)
- У собаки крепкие острые зубы. Она легко грызет ими кости. Нельзя тревожить собаку, когда она есть. Особенно трогать пищу. Она может укусить.
г) Как называют детенышей собаки?
д) Физминутка (игра в мяч)
1. "Назови ласково": кошка-кошечка
- собака-собачка
- щенок-щеночек
- коза-козочка
- теленок-теленочек
- хвост-хвостик
- кот-котик
2. "Один - много" - на согласование существительных и числительных.
- одна кошка - много кошек
- одна собака - много собак
- одна коза - много коз
- одна корова - много коров
- один хвост - много хвостов
- один нос - много носов
- один щенок - много щенков
е) Где живет собака? (на доске слово "Будка")
- Собаки живут в будке или конуре, а так же в доме.
ж) Как за собаками ухаживает человек?
Для прогулки использую ошейник и поводок.
Для больших собак - намордник.
Хозяин кормит собаку, расчесывает шерсть, выводит на прогулку, при необходимости обращается к ветеринарному врачу.
з) Какую пользу приносит собака человеку? (для составления ответа используются таблицы "На границе", "На пастбище", "На севере" (большие таблицы для фронтальной работы))
Где работают собаки? (Приложение.)
- И вот "выставка" картин, на которых видно где еще работают собаки. (на доске 6 маленьких картин)
- За верность и преданность человеку собакам даже поставлены памятники. Держат собак просто для удовольствия и общения. А чтобы собаки стали умными, выносливыми, человек специально обучает собак - дрессирует. (таблица "Дрессировочная площадка")
- Ведь не даром говорят: собака - друг человека.
4. Закрепление.
а) Упражнение в составлении предложений из двух слов. Составить предложение по картинке. Первым словом будет - собака.
1. Собака сидит. 4. Собака спит.
2. Собака лает. 5. Собака смотрит.
3. Собака нюхает. 6. Собака грызет.
7. Собака прыгает.
Рис 6. Что делает собака
б) Сравнение кошки и собаки. (две таблицы "кошки" и "собаки")
- Найдите общее в строении, поведении (домашние животные, тело покрыто шерстью, 4 лапы, бегают, прыгают)
- Чем отличаются эти животные? (размером; лазает по деревьям; лает; мяукает; шерсть у собаки жесткая, у кошки мягкая.Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей)
Итог.
а) - Чтобы вы не забыли, о ком сегодня шла речь, в тетради найдете и обведете контур собаки. И отгадайте, из частей каких животных мальчик составил "фантастических зверей".
Рис 7. Фантастическое животное
б) Выставление отметок.