Здоровьесберегающий компонент является присущим процессу обучения, в содержании математического образования он включается, как правило, интегративно.
Сама структура учебных и вне учебных занятий, организация урока и их содержание дают возможность активизировать как знания учащихся по здоровье сбережению, так и сами условия проведения занятий.
Помимо общих структурных и эмоциональных моментов в содержании математического образования могут быть выделены темы и отдельные уроки, которые целесообразно использовать для поддержания навыков сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни.
Обобщая в шестом классе тему “Обыкновенные дроби” мы используем элементы валеологического образования и в организации, и в структуре, и в содержании урока.
Представленные конспекты уроков “Задачи о здоровье на уроках математики” и “Обобщающий урок по теме “Действия с обыкновенными дробями”” позволяют увидеть, как реализуется на практике задача создания условий по здоровьесбережению в учебно-воспитательном процессе и внедрение в образовательный процесс знаний о здоровом образе жизни.
Задачи о здоровье на уроках математики
Цель урока: повторить действия с обыкновенными дробями; познакомиться с некоторыми особенностями своего организма.
Оборудование: весы, сантиметровая лента, линейка.
Ход работы
1. Физкультминутка
Упражнение 1. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно посчитав до пяти. Повторить четыре раза.
Упражнение 2. Не поворачивая головы, медленно переместить взор влево-вправо, влево-вправо. Повторить четыре раза.
Вопрос: Зарядку для какого органа мы с вами сделали? Как вы полагаете, почему сегодня на уроке нам особенно важна хорошая работа глаз?
2. Решение задач
Задание 1. Определение точности глазомера.
На листе бумаги нарисуйте отрезок АВ. На глаз определите его длину. Используя линейку, измерьте длину отрезка. Составьте дробь, соответствующую точности вашего глазомера.
Задача. У Иры точность глазомера – 41/43, у Володи – 43/43, а у Стаса – 45/47. Не приводя дроби к общему знаменателю, определите, у кого из ребят большая степень точности. Объясните свой выбор.
Задание 2. Определение количества воды, содержащейся в теле.
Тело человека примерно на 64% состоит из воды. Вспомните или измерьте свой вес и определите массу воды, содержащейся в вашем теле.
Задание 3. Определение количества крови в организме.
Масса крови составляет примерно 7,5% от его общей массы. Вспомните или измерьте свой вес и определите массу крови, циркулирующей в вашем организме.
Замечание: если при выполнении задания или в преддверии решения задачи возникают трудности, необходимо повторить правило нахождения части (процента) от числа.
Задание 4. Определение роста человека.
Берцовая кость человека составляет примерно 22% роста. Сделайте соответствующие измерения и проверьте, верно ли определили свой рост.
Задание 5. Определение роста человека.
Локтевая кость человека составляет примерно 16% его роста. Сделайте соответствующие измерения и проверьте, верно ли определили свой рост.
Замечание: если при выполнении задания или в преддверии решения задачи возникают трудности, необходимо повторить правило нахождения числа по его части (проценту).
Задание 6. Сделайте необходимые измерения и решите задачу.
Сколько весит воздух в нашем классе, если 1 м3 воздуха весит 1,3 кг? Хватит ли нам имеющегося воздуха на уроке, если каждому человеку нужно 20 литров воздуха в час? Что нужно делать, чтобы воздуха хватило на все шесть уроков работы?
Замечание: при возникновении трудностей в решении задачи нужно анализировать ее по частям:
а) вспомнить форму классной комнаты, определить какие измерения необходимо сделать, чтобы найти объем класса, откуда легко определить массу воздуха;
б) определить сколько кубических метров воздуха необходимо каждому человеку в час;
в) определить сколько часов длится урок;
г) посчитать сколько кубических метров воздуха необходимо для всего коллектива класса, включая учителя, на урок;
д) сравнить необходимый объем воздуха с имеющимся объемом. Сделать выводы.
Задание 7. Определение продолжительности уроков в школе.
Вспомните, во сколько начинаются занятия в школе и во сколько заканчивается шестой урок. Посчитайте, сколько времени длятся занятия в школе, если перемены занимают 3/29 всего времени. Посчитайте, сколько часов длятся уроки. Можно ли обойтись без перемен, ведь тогда учебный день будет короче?
Задание 8. Сделайте измерение окружности груди на выдохе. Повторите измерения при глубоком вдохе. Поставьте разумный вопрос и решите задачу.
Замечание: в процессе обсуждения разумных вопросов проанализировать зачем нужно дышать глубоко, полной грудью, особенно на свежем воздухе.
3. Подведение итогов
На уроках математики учатся не только считать и решать задачи, но и следить за своим здоровьем.
4. Домашнее задание
Проанализировать свой режим дня и составить три задачи на действия с дробями, используя режим дня.
Таким образом, на материале данного урока показано, как учитель может, кроме задач обучения собственно математике, привлечь учащихся к их собственной личности, их развитию, их здоровью, возможности интенсивно поддерживать свою работоспособность.
Обобщающий урок по теме “Действия с обыкновенными дробями”
Цель урока: закрепить навыки выполнения действий с обыкновенными дробями, познакомиться с некоторыми аспектами валеологии.
Ход работы
1. Физкультминутка
Упражнение 1. Сидя на стуле, отвести голову назад, затем плавно перенести вперед. Плечи не поднимать. Повторить четыре раза.
Упражнение 2. Стоя или сидя за партой, руки на поясе. Махом левую руку занести через правое плечо, повернув голову направо. Вернуться в исходное положение. Махом правую руку занести через левое плечо, повернуть голову налево. Вернуться в исходное положение. Повторить четыре раза.
Вопрос. Как наши упражнения способствуют улучшению мозгового кровообращения? Зачем это нужно?
2. Разминка
Задача 1. Средняя продолжительность сна человека – 8 часов. Какую часть суток человек бодрствует?
Задача 2. В чем особенность месяца ноября? В ноябре число солнечных дней составляет 4/25 от числа всех дней в месяце. Сколько было пасмурных дней? Как нужно беречься?
Задача 3. В стакане 200 граммов кипяченого молока с медом и маслом для простудившегося Саши. Саша смог выпить 7/20 питья. Поставьте разумный вопрос и решите задачу.
Задача 4. Будьте внимательны и быстро укажите дроби в порядке возрастания.
11/28 | 1/27 | 1 |
8/5 | 11/13 | 5/28 |
5/27 | 13/5 | 1/32 |
Задача 5. На трех китах держится не только Земля, как утверждали древние ученые. Определите три заветных слова по изучаемой теме
Д | П | Ч |
Р | Р | И |
О | О | С |
Б | Ц | Л |
Ь | Е | О |
Н | ||
Т |
Задача 6. У Тани на приготовление уроков уходит 2 часа 20 минут, а у Гали в 3/4 раза больше. Кто из девочек успешнее справляется с выполнением домашнего задания? Корректен ли вопрос?
3. Физкультминутка
Упражнение 1. Поднимая руки вверх, посмотреть на пальцы рук, потянуться, глубоко вдохнуть. Повторить четыре раза.
Упражнение 2. Отводя локти назад, глубоко вдохнуть, плечи развести, лопатки сблизить. Повторить четыре раза.
Упражнение 3.
Прямо встали, тихо сели,
Головою повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжаем наш урок.
4. Решение задач
Задача 1. Карлсон, который живет на крыше, съедает банку варенья за 2 часа, а его друг Малыш – за 5 часов. Правда ли, что они вместе съедят варенье из банки за 7 часов? За сколько часов они опустошат банку, если будут лакомиться вместе?
Задача 2. В нашей школе из 850 учащихся среднего звена у 170 – плохое зрение, а в школе, расположенной по соседству из 800 учащихся плохое зрение у 160. В какой школе положение со зрением у учащихся хуже? Как беречь зрение?
Задача 3. Представьте, что мы с вами всем классом оказались на необитаемом острове. В колодце обнаружили 750 литров пресной воды. На сколько дней этих запасов хватит, если один человек в день потребляет 0,2% от всего количества воды?
Задача 4. Ребята собрали для школьного оздоровительного центра малины на 1 кг меньше, чем шиповника. При сушке малина теряет 3/4 своей массы, а шиповник – 4/5. Сколько малины и сколько шиповника собрали учащиеся, если в оздоровительный центр они сдали 11 кг сухих ягод?
Задача 5. На одну чашку весов положили новый кусок мыла, а на другую – 3/4 такого куска, оставшегося после умывания Вовочки, и еще гирьку в 50 граммов. Весы оказались в равновесии. Сколько граммов мыла Вовочка потратил на умывание? Хорошо ли это?
5. Проведение конкурса “Замени пословицей”
Представленные выражения нужно заменить пословицей, подходящей по смыслу.
- Учись всю жизнь. (Век живи – век учись.)
- Береги время. (Делу – время, потехе – час.)
- Береги здоровье. (Береги платье с нова, а здоровье – с молода.)
- Не торопись, выполняя дело. (Поспешишь – людей насмешишь.)
- Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело.)
6. Подведение итогов урока
Главное для человека – здоровье. И нужно прилагать все знания, чтобы сберечь его. Потому, что здоровье – это… (учащиеся дополнят, как они это понимают).
Материалы, используемые на уроках, соответствуют главной цели – воспитание способности к сохранению своего здоровья, чувства ответственности за свое здоровье, чувства радости бытия, стимуляции устойчивой мотивации здорового образа жизни, умения регулировать свой режим труда и отдыха.
Возвращаясь к проблеме управления содержания образования важно отметить интегративную культурологическую направленность всех образовательных областей. Именно в этом направлении могут быть разрешены проблемы создания условий по здоровьесбережению и в организации учебного процесса, и в обновлении содержания образовательных областей.