Учебник: Химия 11 класс. Авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2012 г. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н. Гара,//программы общеобразовательных учреждений. Химия: М.: Просвещение, 2011, -53 с. (Рекомендована Министерством образования и науки РФ))
Цель урока: формирование компетентности разрешения проблемы, информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи урока:
образовательные: обобщить знания о различных неметаллах; закрепить знания об общих и характерных химических свойствах неметаллов;
развивающие: развивать познавательный интерес к предмету у учащихся, используя интеллектуальные игры (загадки о неметаллах);
воспитательные: реализовать экологическое воспитание.
Тип урока: комбинированный, с системно-деятельностным подходом.
Оборудование: мультимедийный проектор, образцы неметаллов и их соединений, (Приложение 1).
Ход урока
Ваше настроение на начало урока? (Cлайд 2)
1. Организационный момент (приветствие и краткое объяснение учителем плана урока)
2. Выдача карты доверия на уроке (упрощённая карта для учеников) (каждому ученику, которые сами себя оценивают на каждом этапе урока. (Cлайд 3)
№ УЭ * | Название УЭ | Оценка |
1 | Тест «Металлы» | |
2 | Работа с кластером | |
3 | ОВР | |
Итог |
(УЭ*- учебный элемент)
3. Проведение обобщающего теста по теме «Металлы» (по домашнему заданию). (Слайды 4-6)
1. Самый твёрдый металл:
а. Ni
б. W
в. Al
г. Cr
2. Способ получения активных металлов электрическим током:
а. гидролиз
б. электролиз
в. алюминотермия
в. пассивация
3. Металлы, обладающие ферромагнетизмом:
а. Ca
б. Cu
в. Fe
г. Ni
4. Поверхность этих металлов покрыта тонкой, защитной, оксидной плёнкой
а. Ti
б. AI
в. Cr
г. Zn
5. Этот металл пассивируется холодными концентированными азотной и серной кислотами
а. Fe
б. Na
в. Mg
г. Cu
6. Какая реакция практически неосуществима:
а. Zn +2 NaOH = Na2 ZnO2 + H2↑
б. 2 Ag + H 2 O = Ag2 O + H2↑
в. TiCI4 + 2 Mg =2 MgCI2 + Ti
г . Be+ 2NaOH + 2H2O= Na2|Be(OH)4| +H2↑
Ответы:
1. г
2. б
3. в, г
4. а, б, в, г
5.а
6. б
Оценки:
6+ - «5», 5-4+ - «4», 3+ -»3», 2+ и < - «2»
Выставление оценок в карту доверия обучающемуся.
5. Ваше настроение после теста? (Cлайд 7)
6. Определение цели урока обучающимися по новой теме с помощью загадок- анаграмм. (За каждую отгадку обучающийся ставит себе в карту дополнительное бонусное очко – 1 балл, который сыграет роль в определении итоговой оценки).
(Слайды 8-11))
При этом демонстрация образцов неметаллов и их соединений.
1. Первое слово – фигура одна,
Всего в ней заметьте, - четыре угла.
Слово второе сумейте собрать –
Красно-бурую жидкость вам надо назвать. (Ромб-бром)
2. В свободном виде он всех убивает.
Если «связать», то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнём.
То дружно со всеми мы песню споем. (Хлор-хор)
3. Найдите две ноты в начале октавы;
Участок, где выросли сочные травы,
Из букв этих слов элемента название
Подумав, попробуйте быстро составить.
Чудесными свойствами он обладает:
То ярко сверкает, то чёрным бывает! (До, ре, луг - углерод)
7. Тема «Неметаллы». (Слайд 11)
8. Работа с таблицей Менделеева – устная и краткая характеристика местоположения неметаллов в ПСХЭ - беседа.
9. Самостоятельная работа обучающихся, разбитых на группы. (Cлайд 12)
Задание 1 (для основной части класса - «слабые и средние обучающиеся») – используя текст §30 и выданные карточки-задания составить кластер по теме «Общая характеристика неметаллов». (Приложение 2) (Каждая группа занимается своей частью кластера).
Задание 2 (только для сильных обучающихся)- На примере электронного строения атома хлора (кислорода, фтора) объяснить причину окислительных (восстановительных или окислительно-восстановительных) свойств данного неметалла.
10. Проверка кластера и выставление оценок в карту доверия. (Работу ребят сильной группы, учитель может оценить сам, не обсуждая на весь класс поставленную проблему). (Cлайд 13)
11. В качестве расслабляющего (релаксация) элемента можно предложить интересное из жизни неметаллов - презентацию «Открытие йода» либо музыкальный файл «Цветок». Желательно с условием полурелаксации. (Cлайд 14)
12. Выполнение упражнения по ОВР: разделение на 2 группы. Уравняйте реакцию любым методом, определите окислитель и восстановитель. (Cлайд 15)
1 группа
Al + C = Al4C3
2 группа
S + HNO3 = H2SO4 + NO2 + H2O
13. Проверка упражнения и выставление оценок в карту доверия. (Слайд 16)
Оценки за упражнение
«5» - нет ошибок
«4» - одна ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более ошибок
14. Рефлексия. (Слайд 17)
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось
15. Подведение итогов урока, выставление итоговых оценок в карте доверия в журнал. (Cлайд 18)
Посчитать баллы в карте и оценить
«18-15 баллов» - оценка 5
«14-10 баллов» - 4
«9-7 баллов» - 3
«6 баллов и меньше» - 2
Ваше настроение на конец урока? (Слайд 19)
16. Домашнее задание: § 30 читать. (Слайд 20)
Упр. 5 стр. 148, письменно.
H2SO4 + HJ = J2 + H2S + H2O
Уравнять ОВР любым методом.