(Слайд 1)
Цель: формирование у учащихся представлений о семье и этике семейных отношений; воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества. (Слайд 2). Презентация
“Совет да любовь - на этом семья стоит”. (Народная мудрость)
“К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе”. (Исократ)
(Слайд 3)
Оборудование: книги о семье, карточки, лист ватмана, клей, ножницы, подбор картинок о семье, костюмы Адама и Евы, ручки, бумага, презентация.
Ход мероприятия
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
У каждого человека есть свой дом. Слова “родительский дом, семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни.
Семья - это великий дар.
Когда-то русский писатель Л.Н. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив дома”.
Каждому из нас нужно такое место , где тебя не обижают, где тебе спокойно и хорошо, где можно “отдохнуть душой”, где тебе помогут в случае беды, дадут совет, поддержат, успокоят, поймут и приласкают.
Таким местом и является семья.
Тему нашего мероприятия мы выбрали не случайно.
Семья - древнейшее устройство на земле, но сегодня она переживает не самые лучшие времена.
Распространение алкоголизма, наркомании, безнравственности среди подростков, пугающий рост разводов, насилие в семье- стали настоящим бичом современного общества, безудержный рост неполных семей- все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задуматься о том, сохраниться ли это устройство.
Можно ли сегодня создать крепкую, надёжную семью, где человек может найти внимание, поддержку, защиту. Да, если члены этой семьи знают “секрет” семейного счастья, который помогает справляться с различными трудностями в семье.
Разве есть сегодня люди, которые не нуждаются в такой информации? (Выставка книг о семье)
Сегодня мы и постараемся начать разгадывать этот “секрет”.
3. Инсценировка. (Ребята показывают заранее подготовленную сценку)
Сначала давайте узнаем шуточную версию, откуда появилось слово “СЕМЬЯ”.
Как появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
“Кто деток родит мне, богиня моя?”
И Ева тихонько ответила: “Я”.
“Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя?”
- Я, Я, Я - Ева молвила – Я.
Сказала она знаменитых семь “ Я”
И так на земле появилась семья.
4. Назначение семьи.
- В чём заключается главное назначение семьи? Для чего люди создают семью? (Учащиеся высказывают свои предположения)
1. Воспроизводство жизни.
2. Выявить все лучшее в себе и передать это своим детям на общее благо человечества.
По-настоящему семейными отношения между мужем и женой становятся только с появлением ребёнка. Для семьи дети- главная ценность. (Слайд 4)
5. - Что такое семья? Что даёт человеку семья?
(Уч-ся высказывают своё предположение).
1) Понятие.
Семья - группа живущих вместе людей, основанная на браке или кровном родстве связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
2) Что даёт семья детям, родителям, пожилым людям (бабушкам, дедушкам)? (Уч-ся высказывают своё мнение).
Семья:
Дети Любовь Защита Заботу Воспитание Образование |
Родители Любовь Продолжение рода Взаимопомощь Ощущение счастья |
Пожилые люди Уважение Заботу Тепло Покой |
(Слайд 5)
6. - Что же нужно для создания крепкой семьи?
- К чему должны быть готовы мужчина и женщина вступая в брак?
(Уч-ся высказывают своё мнение).
Любовь и уважение друг к другу.
- верность,
- долг,
- ответственность,
- терпение,
- общие цели,
- общие интересы,
- умение ставить интересы своего спутника на,
первое место.
(Обсуждение).
(Слайд 6)
7. Какой должна быть семья?
В наше время существуют понятия:
Полная семья.
Неполная семья.
Задание: подобрать карточки со словами к двум понятиям на доске. (Муж, жена, дети, бабушка, дедушка, тётя, дядя, собака, кошка, мать, отец, ребёнок).
- По какой причине возникают неполные семьи?
(Уч-ся высказывают своё мнение).
(Развод родителей, смерть одного из родителей, мама вообще не выходила замуж, но родила ребёнка, мама вышла замуж повторно).
- Как вы думаете, в какой семье должен жить и воспитываться ребёнок? (У ребёнка должны быть и мать и отец, только тогда ребёнок будет полностью счастлив.
Надо всегда стремиться, чтобы семья была полной).
8. Давайте теперь поговорим о роли мужа и жены в семье.
Задание: подобрать карточки к схеме на доске. (Глава семьи, опора семьи, защита, содержит семью, обеспечивает детей; помощница, советчица, заботится о муже, детях, хорошая хозяйка).
СЕМЬЯ
МУЖ (отец)
ЖЕНА (мать)
(Обсудить каждый пункт схемы, сравнить схему со слайдом). (Слайд 7)
9. Главные причины конфликтов и разводов в семье.
- Как вы думаете, почему между ещё недавно любящими друг друга людьми вдруг начинаются конфликты, ссоры, которые нередко ведут к разводу?
(Уч-ся пробуют назвать причины, затем сравнивают с причинами на слайде).
1. Неверность супругов.
2. Материальные трудности.
3. Распределение обязанностей в семье.
4. Алкоголизм, наркомания.
5. Эгоизм членов семьи (всё только для себя).
6. Вмешательство других людей в жизнь семьи.
7. Деспотизм.
- Как можно разрешить конфликты и помочь семье не распасться? (Разбор ситуаций по каждому пункту)
(Слайд 8)
Вывод.Семьи способные вместе преодолеть невзгоды, в конце концов и именуются благополучными, счастливыми.
10. Народная мудрость.(работа с пословицами).
- Жениться - не напасть, да как бы женившись не пропасть.
- Живут рука в руку, душа в душу.
- Мир в семье женой держится.
- Муж - голова, жена - шея.
- На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
- Не с богатством жить - с человеком.
- Гляди семью, откуда берёшь жену.
- Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
- Доброй жене домоседство не мука.
- В семье и каша гуще.
- Совет да любовь - на этом семья стоит.
- Детишек воспитывать - не курочек растить.
(Уч-ся пробуют объяснить смысл пословиц). (Слайд 9)
11. Права и обязанности родителей и детей по отношению друг к другу.
(Слайд 10, 11, 12)
12. А теперь, давайте немного поговорим о той семье, в которой вы живёте сегодня.
Вы вступили в подростковый возраст, который психологи признают самым трудным.
А почему?
В подростковом возрасте человек начинает испытывать стремление к самоутверждению:
Именно в этот период возникает масса конфликтов с родителями, учителями (потом осознаваемых смешными и стыдными). “Я - сам! И отталкиваются добрые руки, стремящиеся удержать вас от падения. И начинаются испытания “на взрослость”.
Тогда дом кажется чуть ли не клеткой, из которой нужно лететь куда глаза глядят.
А родители становятся чуть ли не врагами, которые мешают вам в этом, хотя они не в чём не виноваты, а только в том, что любят вас и пытаются уберечь от ошибок.
Тест “Наедине с собой” (отношения с родителями)
- Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
- Говоришь ли ты со старшими “по душам”, советуешься ли ты с ними по “личным делам”?
- Интересуешься ли ты работой своих родителей?
- Знают ли родители твоих друзей?
- Бывают ли твои друзья у тебя дома?
- Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
- Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?
- Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
- Участвуешь ли ты в подготовке семейных праздников?
- Предпочитаешь ли ты, чтобы родители во время проведения “детских праздников” уходили из дома или чтобы они оставались праздновать с вами?
- Смотришь ли ты фильмы вместе с родителями?
- Обсуждаешь ли ты с родителями фильмы, книги, новости, телевизионные передачи?
- Бываешь ли ты вместе с родителями на концертах и других мероприятиях?
- Гуляете ли вы вместе, ходите ли в походы?
- Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?
(Да - 2 балла, Иногда – 1 балл, Нет - 0 баллов). (Слайд 14)
(Уч-ся считают баллы, смотрят результат на слайде.)
13. Рассказ учителем басни Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”.
(“ Родное слово” 4 класс, стр. 360). (Слайд 15)
(Уч-ся объясняют, в чём заключается поучительный смысл басни).
14. Совместное изготовление коллажа на тему “ Счастливая семья”.
15. Подведение итогов. (Слайд 16)