Внеклассное мероприятие на тему "Секрет семейного счастья"

Разделы: Внеклассная работа


(Слайд 1)

Цель: формирование у учащихся представлений о семье и этике семейных отношений; воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества. (Слайд 2). Презентация

 “Совет да любовь - на этом семья стоит”. (Народная мудрость)

“К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе”. (Исократ)

(Слайд 3)

Оборудование: книги о семье, карточки, лист ватмана, клей, ножницы, подбор картинок о семье, костюмы Адама и Евы, ручки, бумага, презентация.

Ход мероприятия

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

У каждого человека есть свой дом. Слова “родительский дом, семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни.

Семья - это великий дар.

Когда-то русский писатель Л.Н. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив дома”.

Каждому из нас нужно такое место , где тебя не обижают, где тебе спокойно и хорошо, где можно “отдохнуть душой”, где тебе помогут в случае беды, дадут совет, поддержат, успокоят, поймут и приласкают.

Таким местом и является семья.

Тему нашего мероприятия мы выбрали не случайно.

Семья - древнейшее устройство на земле, но сегодня она переживает не самые лучшие времена.

Распространение алкоголизма, наркомании, безнравственности среди подростков, пугающий рост разводов, насилие в семье- стали настоящим бичом современного общества, безудержный рост неполных семей- все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задуматься о том, сохраниться ли это устройство.

Можно ли сегодня создать крепкую, надёжную семью, где человек может найти внимание, поддержку, защиту. Да, если члены этой семьи знают “секрет” семейного счастья, который помогает справляться с различными трудностями в семье.

Разве есть сегодня люди, которые не нуждаются в такой информации? (Выставка книг о семье)

Сегодня мы и постараемся начать разгадывать этот “секрет”.

3. Инсценировка. (Ребята показывают заранее подготовленную сценку)

Сначала давайте узнаем шуточную версию, откуда появилось слово “СЕМЬЯ”.

Как появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
“Кто деток родит мне, богиня моя?”
И Ева тихонько ответила: “Я”.
“Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя?”
- Я, Я, Я - Ева молвила – Я.
Сказала она знаменитых семь “ Я”
И так на земле появилась семья.

4. Назначение семьи.

- В чём заключается главное назначение семьи? Для чего люди создают семью? (Учащиеся высказывают свои предположения)

1. Воспроизводство жизни.

2. Выявить все лучшее в себе и передать это своим детям на общее благо человечества.

По-настоящему семейными отношения между мужем и женой становятся только с появлением ребёнка. Для семьи дети- главная ценность. (Слайд 4)

5.  - Что такое семья? Что даёт человеку семья?

(Уч-ся высказывают своё предположение).

1) Понятие.

Семья - группа живущих вместе людей, основанная на браке или кровном родстве связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

2) Что даёт семья детям, родителям, пожилым людям (бабушкам, дедушкам)? (Уч-ся высказывают своё мнение).

Семья:

Дети

Любовь

Защита

Заботу

Воспитание

Образование

Родители

Любовь

Продолжение рода

Взаимопомощь

Ощущение счастья

Пожилые люди

Уважение

Заботу

Тепло

Покой

(Слайд 5)

6. - Что же нужно для создания крепкой семьи?

- К чему должны быть готовы мужчина и женщина вступая в брак?

(Уч-ся высказывают своё мнение).

Любовь и уважение друг к другу.

- верность,

- долг,

- ответственность,

- терпение,

- общие цели,

- общие интересы,

- умение ставить интересы своего спутника на,

первое место.

(Обсуждение).

(Слайд 6)

7. Какой должна быть семья?

В наше время существуют понятия:

Полная семья.

Неполная семья.

Задание: подобрать карточки со словами к двум понятиям на доске. (Муж, жена, дети, бабушка, дедушка, тётя, дядя, собака, кошка, мать, отец, ребёнок).

- По какой причине возникают неполные семьи?

(Уч-ся высказывают своё мнение).

(Развод родителей, смерть одного из родителей, мама вообще не выходила замуж, но родила ребёнка, мама вышла замуж повторно).

- Как вы думаете, в какой семье должен жить и воспитываться ребёнок? (У ребёнка должны быть и мать и отец, только тогда ребёнок будет полностью счастлив.

Надо всегда стремиться, чтобы семья была полной).

8. Давайте теперь поговорим о роли мужа и жены в семье.

Задание: подобрать карточки к схеме на доске. (Глава семьи, опора семьи, защита, содержит семью, обеспечивает детей; помощница, советчица, заботится о муже, детях, хорошая хозяйка).

СЕМЬЯ

МУЖ (отец)

ЖЕНА (мать)

 (Обсудить каждый пункт схемы, сравнить схему со слайдом). (Слайд 7)

9. Главные причины конфликтов и разводов в семье.

- Как вы думаете, почему между ещё недавно любящими друг друга людьми вдруг начинаются конфликты, ссоры, которые нередко ведут к разводу?

(Уч-ся пробуют назвать причины, затем сравнивают с причинами на слайде).

1. Неверность супругов.

2. Материальные трудности.

3. Распределение обязанностей в семье.

4. Алкоголизм, наркомания.

5. Эгоизм членов семьи (всё только для себя).

6. Вмешательство других людей в жизнь семьи.

7. Деспотизм.

- Как можно разрешить конфликты и помочь семье не распасться? (Разбор ситуаций по каждому пункту)

(Слайд 8)

 Вывод.Семьи способные вместе преодолеть невзгоды, в конце концов и именуются благополучными, счастливыми.

10. Народная мудрость.(работа с пословицами).

- Жениться - не напасть, да как бы женившись не пропасть.

- Живут рука в руку, душа в душу.

- Мир в семье женой держится.

- Муж - голова, жена - шея.

- На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.

- Не с богатством жить - с человеком.

- Гляди семью, откуда берёшь жену.

- Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

- Доброй жене домоседство не мука.

- В семье и каша гуще.

- Совет да любовь - на этом семья стоит.

- Детишек воспитывать - не курочек растить.

(Уч-ся пробуют объяснить смысл пословиц). (Слайд 9)

11. Права и обязанности родителей и детей по отношению друг к другу.

(Слайд 10, 11, 12)

12. А теперь, давайте немного поговорим о той семье, в которой вы живёте сегодня.

Вы вступили в подростковый возраст, который психологи признают самым трудным.

А почему?

В подростковом возрасте человек начинает испытывать стремление к самоутверждению:

Именно в этот период возникает масса конфликтов с родителями, учителями (потом осознаваемых смешными и стыдными). “Я - сам! И отталкиваются добрые руки, стремящиеся удержать вас от падения. И начинаются испытания “на взрослость”.

Тогда дом кажется чуть ли не клеткой, из которой нужно лететь куда глаза глядят.

А родители становятся чуть ли не врагами, которые мешают вам в этом, хотя они не в чём не виноваты, а только в том, что любят вас и пытаются уберечь от ошибок.

Тест “Наедине с собой” (отношения с родителями)

  1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
  2. Говоришь ли ты со старшими “по душам”, советуешься ли ты с ними по “личным  делам”?
  3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
  4. Знают ли родители твоих друзей?
  5. Бывают ли твои друзья у тебя дома?
  6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
  7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?
  8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
  9. Участвуешь ли ты в подготовке семейных праздников?
  10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители во время проведения “детских праздников” уходили из дома или чтобы они оставались праздновать с вами?
  11. Смотришь ли ты фильмы вместе с родителями?
  12. Обсуждаешь ли ты с родителями фильмы, книги, новости, телевизионные передачи?
  13. Бываешь ли ты вместе с родителями на концертах и других мероприятиях?
  14. Гуляете ли вы вместе, ходите ли в походы?
  15. Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

(Да - 2 балла, Иногда – 1 балл, Нет - 0 баллов). (Слайд 14)

(Уч-ся считают баллы, смотрят результат на слайде.)

13. Рассказ учителем басни Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”.

(“ Родное слово” 4 класс, стр. 360). (Слайд 15)

(Уч-ся объясняют, в чём заключается поучительный смысл басни).

14. Совместное изготовление коллажа на тему “ Счастливая семья”.

15. Подведение итогов. (Слайд 16)