Цели урока:
- научить слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека,
- различать в ней выразительные и изобразительные интонации,
- понимать богатство музыкальных и изобразительных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Ход урока
I. Приветствие. Распевание.
II. “А и было дело на реке Неве” - слушание.
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Вы любите путешествовать? А зачем люди путешествуют?
Чтобы узнать что-то новое, незнакомое.
- В конце урока вы и поделитесь с нами, что нового на уроке узнаете. Договорились?
Наиграть мелодию.
- Знакомая интонация? Какой характер мелодии? О чем она может быть?
Мелодия неторопливая, былинная, может рассказывать о каких-то событиях.
Пропеть мелодию по нотам, со словами. Работа над интонацией. Приложение 1. (Слайд 1)
- Как давно могли быть эти события?
Наверное, давно. Может о каком-то былинном герое.
- Значит, мы отправимся в прошлое, а машиной времени будет музыка еще одно искусство? Какое? (Изобразительное). (Слайд 2)
А вот этот герой вам знаком? (Слайд 3).
Это Александр Невский.
- Что мы о нем знаем? И нужно ли нам об этом знать? Ведь прошло столько времени с той поры, как он жил?
Он герой, защищал русскую землю от врагов. Мы должны об этом помнить.
- Какие виды искусства нам помогают узнать о нем? Откройте тетрадь на стр. 58.
Музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино.
- Русский художник Павел Корин написал три картины, создав триптих, в 1942-1945 годах.
Триптих - это три картины, объединенные в одну композицию.
Давайте сравним музыку и картину. Что их объединяет?
Образ Александра Невского. Он сильный, могучий защитник Родины.
- Какая идея лежит в основе картин художника?
- Почему фигура А. Невского занимает центральную часть триптиха?
- Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?
- Как они связаны с образом великого русского полководца?
Слушание в записи.
- Всегда ли музыка была былинной по складу? Почему поменялся характер музыки?
В музыке речь шла о сражении, поэтому музыка стала энергичной, напористой.
- За это сражение и за победу над шведами Александр получил прозвище Невский.
- Кто автор музыки? Это просто песня или часть из большого произведения?
Эту музыку написал С. Прокофьев. Это фрагмент кантаты “Александр Невский”.
- Верно! Молодцы! Нам этот герой знаком еще с начальной школы. Вы стали старше. Изменилось ли ваше отношение к этим событиям, людям? Сегодня мы вспомним фрагменты кантаты, которые нам знакомы, а на следующем уроке продолжим знакомство с этим произведением.
III. “Вставайте, люди русские” - исполнение, слушание.
Наиграть мелодию.
- Какие чувства переданы в этом фрагменте?
Призыв к защите родной земли. Уверенность в победе.
- Какими средствами выразительности переданы эти чувства?
Призывная интонация, колокольный звон, энергичный характер музыки.
Исполнение фрагментов. (Cлайд 4)
- Музыка была написана С. Прокофьевым сначала к кинофильму, который снял
С. Эйзенштейн. (Cлайд 5) Давайте посмотрим небольшой фрагмент этого фильма. Попытаемся ответить на вопрос: как музыка отражает происходящее на экране.
Просмотр фрагмента фильма. Приложение 2
- Сколько частей в этом фрагменте? Как изменилась музыка в средней части? Почему?
В фрагменте 3 части. В средней части музыка распевная, протяжная, как русская песня.
- Какие еще музыкальные произведения мы знаем, где раскрыта тема защиты Родины?
Опера М. Глинки “Иван Сусанин”, Богатырская симфония №2 А. Бородина, “Богатырские ворота” М. Мусоргского, канты петровской эпохи.
IV. “Песня о маленьком трубаче” С. Никитина – разучивание.
(Cлайд 6)
- Подвиги героев находили отражение в картинах, песнях, стихах. В наши дни о ком можно было сложить песню? Вот строчки стихотворения Сергея Крылова.
Чтение текста 1 куплета.
- Можно песню написать на эти стихи? Если бы вы были композитором, какую музыку написали на эти строки?
Музыка должна быть строгой, маршевой, суровой.
- Есть желающие спеть несколько фраз своей песни.
Исполнение мелодий детьми.
- А сейчас мы познакомимся с песней С. Никитина. Его песни с удовольствием поют и дети, и взрослые, хотя он самодеятельный композитор-бард.
Разучивание мелодии. Работа над интонацией, дикцией, фразировкой, выразительностью.
V. Обобщение урока.
- Первое путешествие наше закончилось. Что нового, интересного мы с вами узнали сегодня?
- Чья музыка у нас звучала на уроке?
- С каким героем были связаны сегодня произведения разных искусств?
- Что мы узнали о нем сегодня? Какие искусства нам помогали познакомиться с Александром Невским? (Cлайды 7-8)
VI. Домашнее задание.
Ответить на вопросы в тетради на стр. 59. Посмотреть в Интернете фрагменты фильма “Александр Невский” Ледовое побоище.