Психолого-педагогическая программа диагностики готовности детей к обучению в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Данная программа представляет собой набор заданий и методик для определения дифференциального уровня готовности детей к школе.

Она предназначена для индивидуальной работы и была разработана для изучения детей поступающих в первый класс. Результаты диагностики использовались для формирования классов с разными, по уровню сложности программами обучения.

Данная методика позволяет оценить мотивационную готовность, уровень развития речи, обучаемость (умственную или интеллектуальную готовность), умение ориентироваться в пространстве, изучить некоторые индивидуально-психологические особенности ребенка. Она позволяет заранее до начала процесса обучения предположить наличие отклонений в развитии познавательной сферы ребенка.

Психолого-педагогическая готовность к школе в данной программе оценивается по сформированности следующих параметров:

  1. Мотивационная готовность - положительное отношение к школе и учению.
  2. Волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольности в поведения и интеллектуальной деятельности, умение заставить себя делать ,то что трудно и не делать того, что хочется.
  3. Умственная готовность – уровень развития познавательных процессов.
  4. Обучаемость как возможность освоить новый способ решения задач и перенести усвоенный способ на выполнение аналогичных заданий.
  5. Развитие речи.
  6. Наличие определенного запаса знаний и умений.

При выполнении диагностических заданий ребенком в первую очередь отмечается принятие задания: способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи - согласие ребенка выполнять предложенное задания независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к предметам, используемым для предъявления заданий (кубикам, картинкам и т.д.), либо к познавательным задачам.

Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – “метод проб и ошибок”, метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.

Наиболее примитивным способом является “действие силой” или хаотичное действие без учета свойств и качеств предмета.

Диагностическое обучение. Многие задания в данной программе предлагаются детям в виде обучающего эксперимента, то есть ребенка обучают выполнению задания, а затем проверяется усвоение способа решения на новой сходной задаче.

Отношение ребенка к результатам своей деятельности.

Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляют активный интерес к предложенным заданиям и конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Помощь в процессе обследования

В процессе диагностики детям предлагаются следующие виды помощи:

- организующая помощь (О) – подумай еще; не торопись; “думай глазками – руки за спину”;

- обучающая помощь (У) – объяснение, выполнение действий по подражанию; с использованием указательных жестов и речевой инструкцией);

- эмоциональная поддержка (Э) - “ молодец”, “у тебя все получится” и пр.

Количество показов задания не должно превышать 2-3 раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания, организации действий ребенка и оценке результативности его действий. Виды и количество оказываемой помощи отмечается в протоколе.

Отсутствие обучаемости в процессе обследования может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Требования к методикам

Задания и методики в данную программу отбирались последующим критериям:

  • надежность;
  • краткость;
  • простота обработки результатов;
  • вариативность, т.е. наличие нескольких равнозначных вариантов заданий, для исключения “натаскивания” родителями в условиях поточного проведения обследования и наличие нескольких видов заданий разных по уровню сложности;
  • понятность заданий родителям и педагогам;
  • возможность на их основе дать прогноз развития.

Порядок проведение диагностики

Порядок проведения задания и методики описаны в протоколе

1. Беседа проводится по вопросам, указанным в протоколе.

Необходимо обращать внимание на точность ответов на вопросы. Отвечает ребенок полным ответом или односложно, охотно или ответы приходится вытягивать, фиксируются ошибки в речи. Анализируется также содержание ответов и поведение ребенка в ситуации обследования, для определения мотивационной готовности (игровая или учебная) и личностных особенностей ребенка.

2. Задание на умение считать.

Счет в прямом порядке не оценивается, задание включено для создания у ребенка ощущения успешности и снятия тревожности.

Счет в обратном порядке оценивается по темпу, наличию ошибок.

Счет в заданных границах оценивается по следующим параметрам: результат, с какой попытки может выполнить задание, как использует помощь, может ли повторить задание.

Если ребенок не держит границы интервала, это свидетельствует о низкой произвольной памяти ребенка.

Если повторяет задание с искажением - о непонимании инструкции, снижении понимания обращенной речи.

3. Задание на определение левой и правой руки.

Оценивается результат, устойчивость выполнения задания, чем объясняет свой выбор.

4. Задача.

При выполнении оценивается: результат, понимание инструкции, возможность повторить задание, сразу говорит ответ или считает пальцем (глазами) кубики; обучаемость (с какой попытки выполнил задание, какие виды помощи использовались, эффективность помощи, устойчивость результата).

Материал к заданию: 10 маленьких кубиков или кружочков или др. маленьких фигурок.

5. Слоговая структура.

Проводится, если при выполнении предыдущих заданий были выявлены ошибки в звукопроизношении, отмечено искажение структуры слов или нарушение согласований. Повторить нужно несколько слов 3-5. Оценивается правильность произношения, темп, возможность повторить по слогам.

6. Звуковой синтез.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Если нарушений нет, начинаем с 4-х звуков, норма 4-5 звуков. Обязательно используется диагностическое обучение.

7. Звуковой анализ.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Обязательно используется диагностическое обучение, если ребенок не посещал детский сад и его к школе не готовили

8. Самая непохожая. (Венгер Л.А.).

Методика определения уровня развития мышления. Оценивается результат (какие признаки выделяет и сколько), обучаемость (с какой попытки выполнил задание), виды и объем оказанной помощи, ее эффективность, выполнение задания по речевой инструкции или зрительному образцу, устойчивость владения понятиями цвет, размер, форма, правильность использования их в речи.

Задания 8* и 8** повышенного уровня сложности проводятся, если ребенок легко справился с предыдущим заданием.

Материал к заданию. Восемь карточек с изображением с изображением кругов и квадратов синего и красного цвета больших и маленьких.

(большой синий круг, большой синий квадрат, маленький синий круг, маленький синий квадрат, большой красный круг, большой красный квадрат, маленький красный круг, маленький красный квадрат)

9. Тест кратковременной памяти и умозаключений (Гильбух Ю.З.).

Проводится, если ребенок справился легко с заданием 8, если справился с трудом или не справился совсем, переходим к заданию 10.

Оцениваются:

- уровень развития памяти (с какой попытки запомнил задачу);

- результат выполнения (самостоятельно; с помощью, со зрительной опорой, по частям);

- устойчивость результата.

10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок.

Сложность предъявления задания (из 3-х, из 4-х, из 5-ти или из 6-ти картинок ребенок будет составлять рассказ) определяется по результатам выполнения предыдущих заданий, чем выше результат, тем больше картинок.

Оценивается:

- правильность раскладывания картинок по параметрам указанным в протоколе;

- составленный рассказ.

Материал к заданию. Наборы сюжетных картинок из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок из любого диагностического психологического или логопедического обследования.

Оценка выполнения заданий

При выполнении заданий ребенком педагог или психолог проводит качественную и количественную оценку выполнения каждого задания. Качественная оценка осуществляется по параметрам указанным в предыдущем разделе и по тем критериям, которые указаны в протоколе. Соответствующее выполнение подчеркиваются или обводятся в нем ручкой. При необходимости замечания дописываются на полях.

Количественная оценка:

0 баллов ставятся, если ребенок отказывается выполнять задание и его никак не удается уговорить.

1 балл - ребенок приступает к выполнению задания, но не понимает условий задачи даже после обучения; ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании, не выделяет его цели.

2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла - ребенок принял и понял условия задания, но при его выполнении опирается на низкий уровень ориентировки, после обучения переходит на более высокий тип ориентировочной деятельности, заинтересован в конечном результате;

4 балла - ребенок сразу понимает и принимает условия задачи, самостоятельно пользуется адекватными способами ориентирования при его выполнении, стремится к положительному результату.

Высокий уровень - задания выполняются на 3-4.

Средний уровень - задания выполняются на 2-3.

Низкий уровень - задания выполняются на 1-2.

После выполнения программы диагностики психолог с педагогом дают количественную оценку выполнения всех заданий. После этого пишется заключение об уровне готовности к школе.

Проведение диагностики занимает от 15 до 30 мин. Многовариантность заданий данной методики позволяют использовать ее в случае необходимости для повторных обследований. Данная методика использовалась мною в течение 15 лет для формирования разноуровневых классов.

Протокол диагностики готовности детей к обучению в школе

1. Беседа

- Назови свою фамилию, имя, отчество.

- Когда у тебя день рождения?

Фамилия_________________________

Имя_________________

Отчество_________________________

Дата рождения________

- Ходил ли ты в детский сад______________________

- Что нравилось в детском саду?___________________

- Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось?_______

- Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать?_______
Отмечаются: точность ответов; нарушение звукопроизношение; односложные ответы; мотивация.

2. Задание на умение считать

- Умеешь ли ты считать?

- Посчитай:

от 1 до 10.

от 10 до 1

от 3 до 7     1) ; 2) ; 3) ; 4)

от 9 до 4     1) ; 2) ; 3) ; 4)

Отмечаются: пропуски, замедленный темп, возможность повторить задание.

3. Задание на определение левой и правой руки

Покажи:

(подними) левую руку.

левой рукой правый глаз

правой рукой левое ухо

левую руку у меня

4. Задача.

Инструкция.

- Положи с левой стороны 5 кубиков, а с правой на 1 кубик больше. Сколько всего?

- Я перекладываю из левого столбика в правый 1 кубик.

- Где больше?

- На сколько больше?

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

5. Слоговая структура

- Повтори трудные слова:

норма искаж. по слогам никак

- сковорода,

- транспорт,

- милиционер,

- аквалангист,

- термометр.

6. Звуковой синтез

- Угадай, какое слово я говорю? Пример: Д*О*М* - дом; М*А*К - мак. Слово произносится по звукам.

Р*О*Т 1) 2)
У*Р*О*К 1) 2)
С*Т*О*Л 1) 2) 3)
Т*А*Н*К 1) 2) 3)
С*О*С*Н*А 1) 2) 3) 4) 5)

Отмечаются: с какой попытки правильно выполнил задание

7. Звуковой анализ

- А теперь ты мне скажи по звукам. Пример: НОС - Н*О*С*; СТОЛ - С*Т*О*Л*

СОК, РАК

ПАУК, АИСТ,

УТКА, УКОЛ, УЗОР

ДИВАН, САПОГ, РУЧКА

Отмечаются пропуски, перестановки, с какой попытки правильно выполнил задание.

8. Самая непохожая. (Венгер Л.А.)

Перед ребенком раскладываются в произвольном порядке все восемь карточек с изображением кругов и квадратов.

Задание.

- Я выбираю вот эту фигуру, а ты выбери из оставшихся фигуру самую непохожую на мою.

1.

2.

3.

4.

- Скажи, чем они непохожи?

1.

2.

3.

4.

Если ребенок быстро и легко справился с предыдущим заданием , ему предлагаются задания 8* и 8**. Если при обучении возникло много трудностей сразу переходим к выполнению задания 10.

8*. - Выбери 2 фигуры, которые непохожи (у них разный) только:

- цветом,

- размером,

- формой.

8**. - Выбери 2 фигуры, которые похожи (у них одинаковый) только:

- цветом,

- размером,

- формой.

9. Тест кратковременной памяти и умозаключений. (Гильбух Ю.З.)

- Запомни задачу.

“Жили-были три девочки Маша, Оля и Катя. Маша выше Оли, Оля выше Кати”.

Варианты.

“Жили-были три девочки. Аня, Валя и Галя. Аня ниже Вали, Валя ниже Гали.

“Жили-были три мальчика. Саша, Коля и Петя. Саша выше Коли, Коля выше Пет”.

“Жили-были три мальчика. Сережа, Витя и Митя. Сережа ниже Вити, Витя ниже Мити.

- Повтори.

1.     3.     5.

2.     4.     6.

Отмечаются количество повторов необходимых ребенку для запоминания задачи. При необходимости задача повторяется по частям.

- Молодец! Теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи.

Кто из них самый высокий?

Кто самый низкий?

Кто среднего роста?

Отмечаются: самостоятельно выполнил, помощь со зрительной опорой, по частям, никак.

10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок. (3 карт, 4 карт, 5 карт или 6 карт)

Перед ребенком раскладываются в произвольном порядке все карточки.

Инструкция. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Отмечается: разложил самостоятельно, быстро, медленно, с помощью, никак, разложил психолог.

Рассказ:

самостоятельный______________________________

По вопросам?

Отвечает на вопросы: правильно – неправильно, развернуто – односложно.

Ошибки ____________________________________

Предложения:

простые

нераспространенные

распространенные

сложноподчиненные

При необходимости оценки развития зрительно-моторной координации ребенку предлагается продолжить несложный графический узор.

Инструкция. Рассмотри внимательно и продолжи узор.

Оцениваются: удержание последовательности элементов, соединение, стабильность высоты, исправление ошибок.

Заключение______________________________ .