Данная программа представляет собой набор заданий и методик для определения дифференциального уровня готовности детей к школе.
Она предназначена для индивидуальной работы и была разработана для изучения детей поступающих в первый класс. Результаты диагностики использовались для формирования классов с разными, по уровню сложности программами обучения.
Данная методика позволяет оценить мотивационную готовность, уровень развития речи, обучаемость (умственную или интеллектуальную готовность), умение ориентироваться в пространстве, изучить некоторые индивидуально-психологические особенности ребенка. Она позволяет заранее до начала процесса обучения предположить наличие отклонений в развитии познавательной сферы ребенка.
Психолого-педагогическая готовность к школе в данной программе оценивается по сформированности следующих параметров:
- Мотивационная готовность - положительное отношение к школе и учению.
- Волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольности в поведения и интеллектуальной деятельности, умение заставить себя делать ,то что трудно и не делать того, что хочется.
- Умственная готовность – уровень развития познавательных процессов.
- Обучаемость как возможность освоить новый способ решения задач и перенести усвоенный способ на выполнение аналогичных заданий.
- Развитие речи.
- Наличие определенного запаса знаний и умений.
При выполнении диагностических заданий ребенком в первую очередь отмечается принятие задания: способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.
Принятие задачи - согласие ребенка выполнять предложенное задания независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к предметам, используемым для предъявления заданий (кубикам, картинкам и т.д.), либо к познавательным задачам.
Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – “метод проб и ошибок”, метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.
Наиболее примитивным способом является “действие силой” или хаотичное действие без учета свойств и качеств предмета.
Диагностическое обучение. Многие задания в данной программе предлагаются детям в виде обучающего эксперимента, то есть ребенка обучают выполнению задания, а затем проверяется усвоение способа решения на новой сходной задаче.
Отношение ребенка к результатам своей деятельности.
Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляют активный интерес к предложенным заданиям и конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.
Помощь в процессе обследования
В процессе диагностики детям предлагаются следующие виды помощи:
- организующая помощь (О) – подумай еще; не торопись; “думай глазками – руки за спину”;
- обучающая помощь (У) – объяснение, выполнение действий по подражанию; с использованием указательных жестов и речевой инструкцией);
- эмоциональная поддержка (Э) - “ молодец”, “у тебя все получится” и пр.
Количество показов задания не должно превышать 2-3 раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания, организации действий ребенка и оценке результативности его действий. Виды и количество оказываемой помощи отмечается в протоколе.
Отсутствие обучаемости в процессе обследования может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Требования к методикам
Задания и методики в данную программу отбирались последующим критериям:
- надежность;
- краткость;
- простота обработки результатов;
- вариативность, т.е. наличие нескольких равнозначных вариантов заданий, для исключения “натаскивания” родителями в условиях поточного проведения обследования и наличие нескольких видов заданий разных по уровню сложности;
- понятность заданий родителям и педагогам;
- возможность на их основе дать прогноз развития.
Порядок проведение диагностики
Порядок проведения задания и методики описаны в протоколе
1. Беседа проводится по вопросам, указанным в протоколе.
Необходимо обращать внимание на точность ответов на вопросы. Отвечает ребенок полным ответом или односложно, охотно или ответы приходится вытягивать, фиксируются ошибки в речи. Анализируется также содержание ответов и поведение ребенка в ситуации обследования, для определения мотивационной готовности (игровая или учебная) и личностных особенностей ребенка.
2. Задание на умение считать.
Счет в прямом порядке не оценивается, задание включено для создания у ребенка ощущения успешности и снятия тревожности.
Счет в обратном порядке оценивается по темпу, наличию ошибок.
Счет в заданных границах оценивается по следующим параметрам: результат, с какой попытки может выполнить задание, как использует помощь, может ли повторить задание.
Если ребенок не держит границы интервала, это свидетельствует о низкой произвольной памяти ребенка.
Если повторяет задание с искажением - о непонимании инструкции, снижении понимания обращенной речи.
3. Задание на определение левой и правой руки.
Оценивается результат, устойчивость выполнения задания, чем объясняет свой выбор.
4. Задача.
При выполнении оценивается: результат, понимание инструкции, возможность повторить задание, сразу говорит ответ или считает пальцем (глазами) кубики; обучаемость (с какой попытки выполнил задание, какие виды помощи использовались, эффективность помощи, устойчивость результата).
Материал к заданию: 10 маленьких кубиков или кружочков или др. маленьких фигурок.
5. Слоговая структура.
Проводится, если при выполнении предыдущих заданий были выявлены ошибки в звукопроизношении, отмечено искажение структуры слов или нарушение согласований. Повторить нужно несколько слов 3-5. Оценивается правильность произношения, темп, возможность повторить по слогам.
6. Звуковой синтез.
Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Если нарушений нет, начинаем с 4-х звуков, норма 4-5 звуков. Обязательно используется диагностическое обучение.
7. Звуковой анализ.
Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Обязательно используется диагностическое обучение, если ребенок не посещал детский сад и его к школе не готовили
8. Самая непохожая. (Венгер Л.А.).
Методика определения уровня развития мышления. Оценивается результат (какие признаки выделяет и сколько), обучаемость (с какой попытки выполнил задание), виды и объем оказанной помощи, ее эффективность, выполнение задания по речевой инструкции или зрительному образцу, устойчивость владения понятиями цвет, размер, форма, правильность использования их в речи.
Задания 8* и 8** повышенного уровня сложности проводятся, если ребенок легко справился с предыдущим заданием.
Материал к заданию. Восемь карточек с изображением с изображением кругов и квадратов синего и красного цвета больших и маленьких.
(большой синий круг, большой синий квадрат, маленький синий круг, маленький синий квадрат, большой красный круг, большой красный квадрат, маленький красный круг, маленький красный квадрат)
9. Тест кратковременной памяти и умозаключений (Гильбух Ю.З.).
Проводится, если ребенок справился легко с заданием 8, если справился с трудом или не справился совсем, переходим к заданию 10.
Оцениваются:
- уровень развития памяти (с какой попытки запомнил задачу);
- результат выполнения (самостоятельно; с помощью, со зрительной опорой, по частям);
- устойчивость результата.
10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок.
Сложность предъявления задания (из 3-х, из 4-х, из 5-ти или из 6-ти картинок ребенок будет составлять рассказ) определяется по результатам выполнения предыдущих заданий, чем выше результат, тем больше картинок.
Оценивается:
- правильность раскладывания картинок по параметрам указанным в протоколе;
- составленный рассказ.
Материал к заданию. Наборы сюжетных картинок из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок из любого диагностического психологического или логопедического обследования.
Оценка выполнения заданий
При выполнении заданий ребенком педагог или психолог проводит качественную и количественную оценку выполнения каждого задания. Качественная оценка осуществляется по параметрам указанным в предыдущем разделе и по тем критериям, которые указаны в протоколе. Соответствующее выполнение подчеркиваются или обводятся в нем ручкой. При необходимости замечания дописываются на полях.
Количественная оценка:
0 баллов ставятся, если ребенок отказывается выполнять задание и его никак не удается уговорить.
1 балл - ребенок приступает к выполнению задания, но не понимает условий задачи даже после обучения; ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании, не выделяет его цели.
2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла - ребенок принял и понял условия задания, но при его выполнении опирается на низкий уровень ориентировки, после обучения переходит на более высокий тип ориентировочной деятельности, заинтересован в конечном результате;
4 балла - ребенок сразу понимает и принимает условия задачи, самостоятельно пользуется адекватными способами ориентирования при его выполнении, стремится к положительному результату.
Высокий уровень - задания выполняются на 3-4.
Средний уровень - задания выполняются на 2-3.
Низкий уровень - задания выполняются на 1-2.
После выполнения программы диагностики психолог с педагогом дают количественную оценку выполнения всех заданий. После этого пишется заключение об уровне готовности к школе.
Проведение диагностики занимает от 15 до 30 мин. Многовариантность заданий данной методики позволяют использовать ее в случае необходимости для повторных обследований. Данная методика использовалась мною в течение 15 лет для формирования разноуровневых классов.
Протокол диагностики готовности детей к обучению в школе
1. Беседа
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Когда у тебя день рождения?
Фамилия_________________________
Имя_________________
Отчество_________________________
Дата рождения________
- Ходил ли ты в детский сад______________________
- Что нравилось в детском саду?___________________
- Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось?_______
- Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать?_______
Отмечаются: точность ответов; нарушение
звукопроизношение; односложные ответы;
мотивация.
2. Задание на умение считать
- Умеешь ли ты считать?
- Посчитай:
от 1 до 10.
от 10 до 1
от 3 до 7 1) ; 2) ; 3) ; 4)
от 9 до 4 1) ; 2) ; 3) ; 4)
Отмечаются: пропуски, замедленный темп, возможность повторить задание.
3. Задание на определение левой и правой руки
Покажи:
(подними) левую руку.
левой рукой правый глаз
правой рукой левое ухо
левую руку у меня
4. Задача.
Инструкция.
- Положи с левой стороны 5 кубиков, а с правой на 1 кубик больше. Сколько всего?
- Я перекладываю из левого столбика в правый 1 кубик.
- Где больше?
- На сколько больше?
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
5. Слоговая структура
- Повтори трудные слова:
норма искаж. по слогам никак
- сковорода,
- транспорт,
- милиционер,
- аквалангист,
- термометр.
6. Звуковой синтез
- Угадай, какое слово я говорю? Пример: Д*О*М* - дом; М*А*К - мак. Слово произносится по звукам.
Р*О*Т | 1) | 2) | |||
У*Р*О*К | 1) | 2) | |||
С*Т*О*Л | 1) | 2) | 3) | ||
Т*А*Н*К | 1) | 2) | 3) | ||
С*О*С*Н*А | 1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
Отмечаются: с какой попытки правильно выполнил задание
7. Звуковой анализ
- А теперь ты мне скажи по звукам. Пример: НОС - Н*О*С*; СТОЛ - С*Т*О*Л*
СОК, РАК
ПАУК, АИСТ,
УТКА, УКОЛ, УЗОР
ДИВАН, САПОГ, РУЧКА
Отмечаются пропуски, перестановки, с какой попытки правильно выполнил задание.
8. Самая непохожая. (Венгер Л.А.)
Перед ребенком раскладываются в произвольном порядке все восемь карточек с изображением кругов и квадратов.
Задание.
- Я выбираю вот эту фигуру, а ты выбери из оставшихся фигуру самую непохожую на мою.
1.
2.
3.
4.
- Скажи, чем они непохожи?
1.
2.
3.
4.
Если ребенок быстро и легко справился с предыдущим заданием , ему предлагаются задания 8* и 8**. Если при обучении возникло много трудностей сразу переходим к выполнению задания 10.
8*. - Выбери 2 фигуры, которые непохожи (у них разный) только:
- цветом,
- размером,
- формой.
8**. - Выбери 2 фигуры, которые похожи (у них одинаковый) только:
- цветом,
- размером,
- формой.
9. Тест кратковременной памяти и умозаключений. (Гильбух Ю.З.)
- Запомни задачу.
“Жили-были три девочки Маша, Оля и Катя. Маша выше Оли, Оля выше Кати”.
Варианты.
“Жили-были три девочки. Аня, Валя и Галя. Аня ниже Вали, Валя ниже Гали.
“Жили-были три мальчика. Саша, Коля и Петя. Саша выше Коли, Коля выше Пет”.
“Жили-были три мальчика. Сережа, Витя и Митя. Сережа ниже Вити, Витя ниже Мити.
- Повтори.
1. 3. 5.
2. 4. 6.
Отмечаются количество повторов необходимых ребенку для запоминания задачи. При необходимости задача повторяется по частям.
- Молодец! Теперь ты повторил верно. А теперь подумай и скажи.
Кто из них самый высокий?
Кто самый низкий?
Кто среднего роста?
Отмечаются: самостоятельно выполнил, помощь со зрительной опорой, по частям, никак.
10. Составление рассказа по последовательному ряду картинок. (3 карт, 4 карт, 5 карт или 6 карт)
Перед ребенком раскладываются в произвольном порядке все карточки.
Инструкция. Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
Отмечается: разложил самостоятельно, быстро, медленно, с помощью, никак, разложил психолог.
Рассказ:
самостоятельный______________________________
По вопросам?
Отвечает на вопросы: правильно – неправильно, развернуто – односложно.
Ошибки ____________________________________
Предложения:
простые
нераспространенные
распространенные
сложноподчиненные
При необходимости оценки развития зрительно-моторной координации ребенку предлагается продолжить несложный графический узор.
Инструкция. Рассмотри внимательно и продолжи узор.
Оцениваются: удержание последовательности элементов, соединение, стабильность высоты, исправление ошибок.
Заключение______________________________ .