Задачи урока:
- Закрепить состав числа “10”.
- Составлять задачи на “+”, “-” в предела “10” используя символы группируя их по определенным признакам “цвет, форма, размер”.
- Закрепить умение ориентироваться в цифровом ряду
- Счёт двойками, пятёрками, десятками.
- Закрепить умение решать логические задачи по развивающим канонам.
- Закрепить временные отношения (вчера, сегодня, завтра.)
- Состовлять из заданных букв слова по таблице
- Находить определенный звук в слове.
- Систематизировать знание о природе и животном мире Якутии и жарких стран.
- Развивать конструктивные способности детей.
- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память речь.
- Воспитывать гуманное отношение к природе.
Материал: Иллюстративный материал о природе животных, развивающие каноны, монгольская игра, задачи схемы.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений, просмотр фильмов о природе Якутии и жарких стран, экскурсия в краеведческий музей, художественное творчество по теме, просмотр энциклопедий о природе, экологии
Методы: наглядные, словесные, практические.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, игровые, развивающие каноны.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Звучит сообщение: Внимание, внимание! Говорит планета “Земля”! Наша природа в опасности! Гибнут животные, исчезают растения, загрязняются реки, озера, моря. Вы, земляне должны любить и беречь природу своей планеты. Ведь планета “Земля” – дом, в котором вы живете.
– Ребята вы слышите, какое тревожное сообщение посылает нам планета? Поспешим на помощь нашей природе. Но для этого вам надо стать членами зеленого патруля. А что такое зеленый патруль? (помощники лесника) Но что бы стать членом “зеленого патруля”, вам надо правильно ответить на вопросы.
- Как лес Сибири можно назвать по-другому? “Тайга”.
- Найди закономерность и продолжи счет. “Счет по таблице двойками, пятерками, десятками.
- Всегда ли есть вода в роднике и почему? “Всегда, потому что родник питается грунтовыми водами”.
- Впишите первые буквы слов по порядку и расшифруете название зимующей птицы.
- Какой сейчас месяц? Какой был? Какой будет? “Май, апрель, июнь”.
Молодцы! Правильно ответили на все вопросы, получайте жетоны “зеленого патруля”. На жетонах изображены птицы, животные насекомые. Мы отправляемся в лес, что бы посмотреть, нужна ли им наша помощь. Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).
Физ. минутка.
“По тропинке аккуратно мы идем, ветки раздвигаем, всем животным, насекомым дружно помогаем”.
- Ребята усаживайтесь на полянку, прочтите по таблице с какими животными, птицами, насекомыми мы можем встретиться в лесу. (Составление слов по таблице).
- Попробуйте отгадать, что за зверек ожидает нас у реки (если судить по названию, зверек должен быть белым, а он рыженький летом и серо-рыжеватый зимой. Узнаешь этого ловкого зверька по пушистому хвосту и по кисточкам на ушах.(белка) Она не может перейти реку и попасть к своим бельчатам давайте ей построим мостик из кубиков с цифрами так, чтобы получилось число 10 (1; 4; 5 и т.д.).
- Ребята, слышите, из травы раздаются звуки! Кто
может жить в траве. Правильно насекомые
(воспитатель вытаскивает муляжи насекомых) паук,
стрекоза, божья коровка, бабочки, муравей не
могут поделить среду обитания. Давайте их
расселим. Где живут бабочки? (на цветке). Где живет
паук? (в коре дерева) Где живет стрекоза? (в
болотной местности). Где живет муравей? (в
муравейнике). Давайте расселим насекомых на этой
полянке.
На нашей полянке есть еще и зашифрованные насекомые. Желтый квадрат бегающие насекомые, красный круг ползающие насекомые, зеленый треугольник летающие насекомые. Их надо между собой сгруппировать по форме и цвету и составить задачу составить задачу для другой команды. Делимся на 2 команды и приступаем к работе.(дети выполняют задние, отвечают). - а) А теперь подумайте и решите следующие задачи.
Муравей сидит не на листочке и не на цветочке. (На
грибочке) Божья коровка сидит не на цветочке ни
на грибочке (На листочке). Кузнечик сидит и ни на
листочке, ни на грибочке (На цветочке) Кто на чем
сидит?
б) К кормушке прилетели дрозд позже, чем ласточка, но раньше, чем ворона. Кто прилетел первым, вторым, третьим. “1 – дрозд, 2 – ласточка, 3 – ворона”. - Посмотрите, кто вылетел из травы? ( Воробьи) Давайте их посчитаем. Сколько воробьев полетело верх? (3) Сколько полетело вниз? (3). Сколько полетело вправо? (4) Сколько полетело воробьев влево? (4)
Ребята у птиц и зверьков есть в лесу свои этажи. Мышки живут в корнях деревьев, самом низу. А кто живет над ними ? (леса, заяц, кабан). А кто живет еще выше, на деревьях ( птицы).А что же стряслось в нашем лесу?
Пальчиковая гимнастика. “ – Что в лесу опять стряслось! – удивился старый лось. – Это дерево упало, дров бобру на зиму мало. Головой качает рысь, – Быстро звери, разбегись.
Ребята все звери и птицы, с которыми мы повстречались, живут в средней полосе России. А какие звери живут в жарких странах? (верблюд, жираф, страус, попугаи).
- Посмотрите внимательно, какие звери присутствуют на одной и отсутствуют на другой картинке.
- Посмотрите на поляну. Как вы считаете какое животное здесь заблудилось? (жираф) Почему? (жираф живёт в жарких странах). Давайте выложим его портрет и дадим объявления в газету, что бы его нашли и он вернулся к себе на родину. “Монгольская игра выложи животного”
Маршрут “зеленого патруля” завершился, но чтобы оказаться в детском саду нам нужно выполнить следующее задание.
Назвать все цифры больше 6, но меньше 9. “7, 8, 9”.
Посчитать от 18 до 10. “17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10”.
Вот мы и оказались в детском саду. Что вы хотите сказать о нашей природе?
1-й ребенок:
Наша планета земля очень щедра и богата.
Горы леса и поля – дом наш родной, ребята.
2-й ребенок:
Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.
Будем беречь птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Что вам понравилось в маршруте нашего “зеленого патруля”?
– Если вы считаете что, вы помогли нашей природе, возьмите круг с изображением земли. А если считаете недостаточную помощь, возьмите круг с изображением другой планеты.