Урок информатики по теме "Построение таблиц истинности. Логические схемы". 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: дистанционная, индивидуальная работа.

Поддержка урока: Урок с использованием ДОТ размещен на сайте учителя информатики и ИКТ http://informa11.narod.ru/prouroki1.html

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока:

  • наличие подключения к сети Internet;
  • наличие на личном/классном компьютере установленного браузера (IE, Firefox, Google Chrome и т.д.);
  • наличие установленного Adobe Flash Player;
  • наличие собственного e-mail адреса, для отправки вопросов преподавателю и выполненные работы преподавателю;
  • компьютер с выходом в Интернет, аккаунт в Google.

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение работать в сети Интернет (выход на сайт по ссылке), набирать текст в документах Google, умение пользоваться Adobe Flash Player.

Цель урока: сформировать навыки построение таблицы истинности; сформировать у учащихся представления об устройствах элементов базы компьютера; сформировать навыки построения логических схем.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

– этапы составления таблиц истинности;
– основные базовые элементы логических схем;
– правила составления логических схем.

Учащиеся должны уметь:

– составлять таблицы истинности;
– составлять логические схемы.

Учебно-методическое обеспечение. Н.Д.Угринович “Информатика и ИКТ. Профильный уровень”, 2010, 2011 гг.

Время реализации занятия: Продолжительность урока не ограничивается 45 минутами в случае дистанционной формы проведения, в силу индивидуальных особенностей ученик может потратить столько времени на изучение материалов и выполнение заданий, сколько ему требуется. Ученик имеет возможность самостоятельно изучить материалы, заполнить таблицу регистрации и ответов на задания.

Организационные материалы:

1. Таблица для регистрации учеников:https://docs.google.com/spreadsheet/pub?key=0Ai_h5-sW9DgrdGVZdGpDZzlfX2tCY3N2bDZRV2ZHOXc&output=html

2. Презентация “Построение таблиц истинности”: https://docs.google.com/presentation/pub?id=1jD00ChY5iFHqBiqykk8kUowDg9YlZTnF60OMQsZ06Ng&start=false&loop=false&delayms=3000

3. Тренажер для отработки навыков построения таблиц истинности: http://informa11.narod.ru/uroki/21_tab_istin_v2.exe

4. Презентация “Логические основы компьютера”: https://docs.google.com/presentation/pub?id=17iUKBAvKNPVS5F3uwvFG7lGSpLtD5vY8fGNvKxkPSnk&start=false&loop=false&delayms=3000

5. Тренажер-игра “Логические схемы”: http://informa11.narod.ru/uroki/22_Logic.exe

6. Тесты по подготовке к ЕГЭ: Примеры ,Тесты

Ход занятия

1. Организационный момент.

Заполнение регистрационной таблицы.

2. Повторение материала прошлого урока:

1. По мишеням произведено три выстрела. Рассмотрено высказывание: Pk=“Мишень поражена k-ым выстрелов”, где k=1,2,3. Что означают следующие высказывания:

А) P1+P1+P3;
Б) P1*P2*P3;
B) P1+P2+P3.

2. Даны высказывания: А= {3*3 = 9}, B = {3*3 = 10}. Определите истинность высказываний:

1) А, 2)-В, 3)А&B, 4) B, 5) -A, 6) AvB.

3. Даны высказывания А = {5+7=13}, B = {5+7=12}. Определите истинность высказываний:

1) А, 2) -В, 3) А&В, 4) В, 5) -А, 6) AvB.

4. Запишите логические выражения, соответствующие следующим высказываниям:

А) Ботаника изучает растения и ботаника изучает животных;
Б) В состав атома входят электроны или в состав электронов входят атомы;
В) Гелий – это жидкость и вода – это газ;
Г) Неверно, что положительный ион – это лишившийся электронов атом.

5. Запишите логические выражения, соответствующие следующим высказываниям:

А) Зоология изучает растения или ботаника изучает животных;
Б) Электрон – это часть атома и электроны есть в любом веществе;
В) Напряжение – это сила тока, умноженное на сопротивление;
Г) Неверно, что спутник – это летательный аппарат.

Ответы записываются в регистрационную таблицу.

3. Изложение нового материала:

3.1. Таблицы истинности:

Рисунок 1

Изучите презентацию:

4. Закрепление.

4.1. Потренируйтесь составлять таблицы истинности. Запустите программу и проверьте свои знания и умения.

Рисунок 2

3.2. Логические схемы:

Изучите презентацию:

Рисунок 3

4.2. Потренируйтесь составлять логические схемы.

Запустите программу и проверьте свои знания и умения.

Рисунок 4

5. Домашнее задание.

Учебник Н.Д. Угринович, профильный уровень "Информатика и ИКТ" п. 3.2., 3.3.

6. Подготовка к ЕГЭ: Примеры Тесты

7. Дополнительный материал: Логика в Википедии

8. Литература:

  1. Информатика 10 класс “Поурочные планы” по учебнику Н.Д. Угриновича сост. М.Г. Гилярова – Волгоград: ИТД “Корифей”.
  2. Поурочные разработки по информатике 10ткласс О.А.Соколова – М. “ВАКО”.
  3. Информатика и ИКТ. 10 класс – профильный уровень, Н.Д. Угринович – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Практикум по информатике и информационным технологиям Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний.
  5. http://13school.3dn.ru, программы Хайманова Т.Я.
  6. http://internika.org/sites/default/files/work_n/postroenie_tablic_istinnosti.ppt
  7. http://gimn7mur.narod.ru/inform2/tst_log.rar