Учебник:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.Цели урока:
Задачи урока:
Воспитательная
– развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.Образовательная
– познакомить учащихся с различными возможностями оформления текстового документа в текстовом редакторе, умению редактировать и форматировать таблицы, преобразовывать текстовую информацию в табличную формуРазвивающая
– развитие умения и навыков работы с текстовым редактором MSWord.Оборудование:
- Компьютерный класс, оснащенный лицензированной техникой и лицензированным оборудованием.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация к уроку (Приложение 1).
- Проверочные тесты (Приложение 2).
- Дополнительное задание (Приложение 3).
- Критерии оценивания (Приложение 4).
- Листы самооценки работы в группе (Приложение 5).
План урока:
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку | Приветствие |
Актуализация знаний | Какую тему изучаем на последних уроках? | Текстовую информацию, текстовый процессор |
Что мы умеем делать в текстовом редакторе? | Создавать текстовый документ, редактировать, форматировать, вставлять объекты, сохранять | |
Давайте выполним проверочный тест. Время выполнения 3 мин. Ответы заносите в шаблон ответов. | Учащиеся выполняют тест. | |
Слайд 1. Взаимопроверка теста. За каждый правильный ответ – 1 балл. Поставьте полученные баллы. | Учащиеся меняются ответами и проводят проверку и подсчет баллов. | |
Мотивация и целеполагание | Слайд 2. Рассмотрите следующий набор
фактов. Попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:
Поиск ответов займет достаточно много времени. |
Учащиеся читают факты и ищут ответы на вопросы. Отвечают. |
Слайд 3. А теперь посмотрите на таблицу, в которой представлена та же самая информация. Скажите, что в ней обозначают знаки “+” и “-”? | Знак “+” свойство присутствует, знак “-” – отсутствует. | |
Найдите ответы, используя таблицу на
следующие вопросы:
|
Учащиеся отвечают. | |
Сколько времени вы потратили на поиски ответов в таблице по сравнению с текстом? | Намного меньше | |
Сделайте вывод. | Таблица – наиболее удобная форма для представления однотипной информации. | |
А где вы еще встречались с текстовой информацией, представленной в виде таблицы? | Учащиеся отвечают: в магазине – список товаров и цен, меню в столовой, оценки в журнале, таблица умножения, таблица Менделеева и т.д. | |
Какой вывод можно сделать? | В жизни очень часто встречается информация в виде таблиц. | |
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать? | Таблицы. | |
Слайд 4. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. | Записывают число и тему урока | |
Какую цель можно поставить при изучении данной темы? | Узнать, как создавать таблицы, как их редактировать, форматировать, какие таблицы существуют и т.д. | |
Изучение нового материала | Над чем мы работаем на уроках информатики при изучении данной темы? | Создаем проект “Календарь” |
Что вы уже сделали в проекте? | Создали страницы, подобрали фон, рамку, вставили изображение и стихотворение. Разработали критерии оценивания. | |
Что нам осталось сделать? | Вставить числа и дни недели в каждом месяце | |
Как лучше и удобнее это реализовать? | С помощью таблицы. | |
Давайте познакомимся, как работать с
таблицами в текстовом редакторе. Слайд 5. Чтобы вставить таблицу, необходимо выбрать команду Вставка – Таблица. Существует 3 способа создания таблицы:
|
Учащиеся слушают и по мере необходимости, делают записи в тетради | |
Чем редактирование отличается от форматирования? | Редактирование – исправление ошибок, форматирование – изменение внешнего вида | |
Что можно редактировать в таблице? Слайд 6. Редактирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Макет и включает в себя следующие команды: удаление строк и столбцов, вставка строк и столбцов, объединение ячеек и разбиение. Слайд 7. Форматирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Конструктор и включает в себя такие команды, как стиль таблицы, заливка ячейки или всей таблицы, толщина и цвет пера, а также выравнивание и направление текста (команда Работа с таблицами – Макет) |
Число строк, столбцов, ячеек | |
Слайд 8. Существуют два вида таблиц:
простые и сложные. Посмотрите внимательно и
скажите в чем отличие? Рассказать о видах простых таблиц: объекты – свойства и объекты – объекты; сложных: объекты – объекты – много, объекты – свойства – объекты. |
В сложных таблицах объединены или строки или столбцы | |
Как вы думаете, какую таблицу удобнее использовать в календаре? | Простую, нам описывать дни недели и числа. | |
Практическая работа | Сегодня вы доделаете свой календарь и оцените его по критериям. Давайте повторим технику безопасности при работе за компьютером. | Учащиеся отвечают |
Вы поделились на группы и распределили, кто из вас какой месяц делает. Пока один работает за компьютером, другой выполняет дополнительное задание. В задании необходимо преобразовать текстовую информацию в табличную форму. Вам предложено два уровня: базовый – 2 балла, повышенный – 4 балла. Уровень выбирайте сами. Баллы мы добавим к общей сумме за календарь и за тест. Пройдите за свои рабочие места. | Одна группа учащихся проходят за
рабочие места и начинает выполнять задание Вторая группа работает за партами. Потом группы меняются местами |
|
Подведение итогов урока, оценивание проекта | Время вышло, садимся все за парты, берем
лист с критериями оценивания и выставляем баллы. Слайд 9. На прошлых занятиях вы договорились, что за каждый критерий – 1 балл, а за последний (общее впечатление) – 5 баллов. Посмотрите еще раз на критерии и на перевод своих баллов в оценку. |
Учащиеся садятся на места, берут лист с критериями оценивания. |
Учитель демонстрирует через проектор страницы календаря (по сети) | Учащиеся смотрят страницы календаря и оценивают каждый месяц. | |
Все ли выполнили дополнительное задание? Были ли затруднения? | Учащиеся отвечают | |
Напоминаю, что общая оценка будет состоять из суммы баллов за тест, дополнительное задание и баллы за календарь | ||
Рефлексия | Слайд 10. Скажите, что получилось, что не получилось, почему? Назовите умения, которые вы приобрели, изучив эту тему. Пригодятся ли они вам в жизни? Что для вас было сложным при выполнении мини-проекта? |
Учащиеся отвечают, высказывают свое мнение |
На столах у вас лежат листы самооценки работы в группе. Заполните их. | Учащиеся заполняют листы самооценки | |
Домашнее задание | Слайд 11. Творческое задание:
составить таблицу расписания своего класса на
неделю: ИЛИ В виде сложной таблицы + оформление |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Спасибо за сотрудничество, урок окончен, до свидания! | Прощаются с учителем, собирают вещи и сдают листы с оцениванием |