В учебном процессе ученики стараются работать парами, советоваться друг с другом, они стремятся сесть за один стол с теми, с кем интересно обмениваться мыслями, информацией. Работая рядом друг с другом, они проявляют интерес к тому, как выполняет учебные задания сосед по парте, сравнивают результаты своего труда с результатами работы товарища. Правда, при такой форме работы часто один пытается подсказать что-то другому, не давая возможности преподавателю провести объективную оценку его учебного труда.
Тем не менее, я использую парную работу при закреплении знаний по темам: “ Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей” (лист опроса №1), “ Химические свойства и классификация оксидов, оснований, кислот и солей в свете ЭД” (лист опроса № 2). Данные листы лежат на каждом столе. На каждом уроке, при изучении данных тем, я предлагаю суворовцам проконтролировать знания друг друга в течение 5-7 минут. Работу организую так, что сначала суворовец с более низкими учебными возможностями опрашивает по листу суворовца с более высокими учебными возможностями (заранее рассаживаю их соответствующим образом). При этом первый дважды повторяет учебный материал: читая заданный вопрос, затем проверяя ответ. Повторив материал, он отвечает на эти же вопросы сам. Изучаемый материал, таким образом, проговаривается и прочитывается каждым по разу, т.е. 4 раза суммарно. Первое время ребята работают шумно, говорят громко. Но, из урока в урок, привыкнув, говорят тихо, шепотом.
Самый сложный вопрос при парной работе – оценка ее результатов. Я пробовала следующие способы:
- Суворовцы ставили оценки друг другу, используя данные мной критерии: одна ошибка – 4, две – 3 и т.д.
- Прошу назвать количество ошибок, а оценки ставлю сама. При этом затрачивается время на чтение фамилий присутствующих и выставление оценок за устные ответы.
Сократила время, раздавая небольшие листочки, на которых суворовцы пишут фамилии и указывают количество ошибок. Оценку за несколько уроков выставляю в журнал.
Перед работой я всегда предупреждаю, что оставляю за собой право проверить знания каждого и, время от времени, контролирую несколько человек. Если мои оценки и оценки проверяющего не совпадают, то даже словесное порицание оказывает очень сильное воздействие. Эффект от такой работы высокий, времени на ее проведение требуется немного.
Листы опроса можно использовать и при изложении нового материала по данным темам.
ЛИСТ ОПРОСА №1
1. Определение оксидов | Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород. |
2. Классификация оксидов | Оксиды делятся на основные и кислотные. Основным оксидам соответствуют основания. Кислотным оксидам соответствуют кислоты. |
3. Свойства кислотных оксидов | Кислотный оксид + щелочь = соль +
вода Кислотный оксид + вода = кислота Кислотный оксид + основной оксид = соль |
4. Свойства основных оксидов | Основной оксид + вода = основание Основной оксид + кислота = соль + вода Основной оксид + кислотный оксид = соль |
5. Определение оснований | Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп. (ОН-). |
6. Свойства оснований | Растворимые (щелочи) Щелочь + индикаторы: лакмус – синий, метиловый оранжевый – желтый, фенолфталеин – малиновый, универсальная инд. бумага – синяя. Щелочь + кислотный оксид = соль + вода Основание + кислота = соль + вода (реакция нейтрализации). Щелочь + соль = новое основание + новая соль Нерастворимое основание –> to оксид металла + вода |
7. Определение кислот | Кислоты – сложные вещества,
состоящие из атомов водорода и кислотного
остатка. Валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода. |
8. Свойства кислот | Кислота + индикатор: лакмус
– красный, метиловый оранжевый – красный,
фенолфталеин – бесцветный, индикаторная бумага
– красная. Кислота + металл (до водорода) = соль + водород. Кислота + основной оксид = соль + вода Кислота + основание = соль + вода Кислота + соль = новая соль + новая кислота Запомним! Н2СО3 –> Н2О + СО2 |
9. Определение солей | Соли – сложные вещества,
состоящие из атомов металла и кислотного остатка Соль + Ме(предыд.) = новая соль + новый металл Соль + щелочь = новая соль + новое основание Соль + соль = 2 новые соли |
10. Название кислот, солей | HCl – соляная кислота, хлориды H2SO4 – серная кислота, сульфаты HNO3 – азотная кислота, нитраты H3PO4 – фософрная кислота, фосфаты H2SO3 – сернистая кислота, сульфиты H2S – сероводородная кислота, сульфиды HBr – бромоводородная кислота, бромиды H2SiO3 – кремниевая кислота, силикаты H2CO3 – угольная кислота, карбонаты |
ЛИСТ ОПРОСА №2
1. Определение оксидов | Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород |
2. Классификация оксидов | Оксиды делятся на основные, кислотные и амфотерные. |
3. Определение, химические свойства кислотных оксидов | Кислотными называются
оксиды, которые взаимодействуют со щелочами с
образованием соли и воды. Им соответствуют
кислоты. Кислотные оксиды образуют неметаллы и
металлы со степенью окисления больше +3 Кисл. оксид + вода –> кислота Кисл. оксид + щелочь –> соль + вода Кисл. оксид + осн. оксид –> соль |
4. Определение, химические свойства основных оксидов | Основными называются оксиды,
которые взаимодействуют с кислотами с
образованием соли и воды. Основные оксиды
образуют металлы со степенью окисления меньше +3 Осн. оксид (Ме 1,2 групп) + вода –>–> щелочь Осн. оксид + кислота –> соль + вода Осн. оксид + кислотный оксид –> соль Осн. оксид + водород –> вода + металл |
5. Определение, химические свойства амфотерных оксидов | Амфотерными оксидами
назывются оксиды, которые в зависимости от
условий проявляют основные или кислотные
свойства. Амф. Оксид + щелочь –> соль+ вода Амф. Оксид + кислота –>–> соль + вода |
6. Определение оснований и их классификация | Основания – сложные
вещества, состоящие из атомов металла и одной или
нескольких гидроксогрупп. Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп. Основания делятся на разстворимые (щелочи) и нерастворимые. |
7. Химические свойства оснований | Щелочь + индикатор: лакмус –
синий, метилоранж – желтый, фенолфталеин –
малиновый. Щелочь + кислотный оксид –> соль + вода Щелочь + кислота –> соль + вода (нейтрализация) Щелочь + соль –> новая соль + новое основание Нерастворимое основание + кислота –> соль + вода (реакция нейтрализации) Нерастворимые основания при нагревании разлагаются с образованием основного оксида и воды. |
8. Определение кислот, классификация | Кислоты – сложные вещества,
состоящие из атомов водорода, способных
замещаться на металл и кислотного остатка. Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Кислоты делятся по степени диссоциации на сильные и слабые; по составу – на кислородосодержащие и бескислородные; по основности – на одноосновные, двухосновные, многоосновные. |
9. Химические свойства кислот | Кислота + индикатор: лакмус –
красный, метилоранж – красный, фенолфталеин –
бесцветный. Кислота + металл (до Н) –> соль + водород Кислота + основной оксид –>–> соль + вода Кислота + основание –> соль + вода Кислота + соль –> новая соль + новая кислота HNO3 – азотная, нитраты HCl – соляная, хлориды H3PO4 – ортофосфорная, фосфаты H2SO3 – сернистая, сульфиты H2S – сероводородная, сульфиды H2CO3 – угольная, карбонаты H2SiO3 – кремниевая, силикаты HCN – циановодородная, синильная, цианиды |
10. Определение солей | Соли – сложные вещества,
состоящие из атомов металла и кислотного
остатка. Соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка. |
11. Классификация, химические свойства солей | Соли делятся на средние, кислые,
основные и смешанные. Соль + металл (предыдущий) –> новая соль + новый металл Соль + щелочь –> новая соль + новое основание Соль + кислота –> новая соль + новая кислота Соль + соль –> 2 новые соли |