Парная работа в закреплении знаний

Разделы: Химия


В учебном процессе ученики стараются работать парами, советоваться друг с другом, они стремятся сесть за один стол с теми, с кем интересно обмениваться мыслями, информацией. Работая рядом друг с другом, они проявляют интерес к тому, как выполняет учебные задания сосед по парте, сравнивают результаты своего труда с результатами работы товарища. Правда, при такой форме работы часто один пытается подсказать что-то другому, не давая возможности преподавателю провести объективную оценку его учебного труда.

Тем не менее, я использую парную работу при закреплении знаний по темам: “ Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей” (лист опроса №1), “ Химические свойства и классификация оксидов, оснований, кислот и солей в свете ЭД” (лист опроса № 2). Данные листы лежат на каждом столе. На каждом уроке, при изучении данных тем, я предлагаю суворовцам проконтролировать знания друг друга в течение 5-7 минут. Работу организую так, что сначала суворовец с более низкими учебными возможностями опрашивает по листу суворовца с более высокими учебными возможностями (заранее рассаживаю их соответствующим образом). При этом первый дважды повторяет учебный материал: читая заданный вопрос, затем проверяя ответ. Повторив материал, он отвечает на эти же вопросы сам. Изучаемый материал, таким образом, проговаривается и прочитывается каждым по разу, т.е. 4 раза суммарно. Первое время ребята работают шумно, говорят громко. Но, из урока в урок, привыкнув, говорят тихо, шепотом.

Самый сложный вопрос при парной работе – оценка ее результатов. Я пробовала следующие способы:

  1. Суворовцы ставили оценки друг другу, используя данные мной критерии: одна ошибка – 4, две – 3 и т.д.
  2. Прошу назвать количество ошибок, а оценки ставлю сама. При этом затрачивается время на чтение фамилий присутствующих и выставление оценок за устные ответы.

Сократила время, раздавая небольшие листочки, на которых суворовцы пишут фамилии и указывают количество ошибок. Оценку за несколько уроков выставляю в журнал.

Перед работой я всегда предупреждаю, что оставляю за собой право проверить знания каждого и, время от времени, контролирую несколько человек. Если мои оценки и оценки проверяющего не совпадают, то даже словесное порицание оказывает очень сильное воздействие. Эффект от такой работы высокий, времени на ее проведение требуется немного.

Листы опроса можно использовать и при изложении нового материала по данным темам.

ЛИСТ ОПРОСА №1

1. Определение оксидов Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород.

 

2. Классификация оксидов Оксиды делятся на основные и кислотные. Основным оксидам соответствуют основания. Кислотным оксидам соответствуют кислоты.

 

3. Свойства кислотных оксидов Кислотный оксид + щелочь = соль + вода
Кислотный оксид + вода = кислота
Кислотный оксид + основной оксид = соль

 

4. Свойства основных оксидов Основной оксид + вода = основание
Основной оксид + кислота = соль + вода
Основной оксид + кислотный оксид = соль

 

5. Определение оснований Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп. (ОН-).

 

6. Свойства оснований Растворимые (щелочи)
Щелочь + индикаторы: лакмус – синий, метиловый оранжевый – желтый, фенолфталеин – малиновый, универсальная инд. бумага – синяя.
Щелочь + кислотный оксид = соль + вода
Основание + кислота = соль + вода (реакция нейтрализации).
Щелочь + соль = новое основание + новая соль
Нерастворимое основание –> to оксид металла + вода

 

7. Определение кислот Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
Валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода.

 

8. Свойства кислот Кислота + индикатор: лакмус – красный, метиловый оранжевый – красный, фенолфталеин – бесцветный, индикаторная бумага – красная.
Кислота + металл (до водорода) = соль + водород.
Кислота + основной оксид = соль + вода
Кислота + основание = соль + вода
Кислота + соль = новая соль + новая кислота

Запомним!

Н2СО3 –> Н2О + СО2
Н2SO3 –> H2O + SO2

 

9. Определение солей Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка
Соль + Ме(предыд.) = новая соль + новый металл
Соль + щелочь = новая соль + новое основание
Соль + соль = 2 новые соли
10. Название кислот, солей HCl – соляная кислота, хлориды
H2SO4 – серная кислота, сульфаты
HNO3 – азотная кислота, нитраты
H3PO4 – фософрная кислота, фосфаты
H2SO3 – сернистая кислота, сульфиты
H2S – сероводородная кислота, сульфиды
HBr – бромоводородная кислота, бромиды
H2SiO3 – кремниевая кислота, силикаты
H2CO3 – угольная кислота, карбонаты

ЛИСТ ОПРОСА №2

1. Определение оксидов Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород

 

2. Классификация оксидов Оксиды делятся на основные, кислотные и амфотерные.

 

3. Определение, химические свойства кислотных оксидов Кислотными называются оксиды, которые взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды. Им соответствуют кислоты. Кислотные оксиды образуют неметаллы и металлы со степенью окисления больше +3
Кисл. оксид + вода –> кислота
Кисл. оксид + щелочь –> соль + вода
Кисл. оксид + осн. оксид –> соль

 

4. Определение, химические свойства основных оксидов Основными называются оксиды, которые взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды. Основные оксиды образуют металлы со степенью окисления меньше +3
Осн. оксид (Ме 1,2 групп) + вода –>–> щелочь
Осн. оксид + кислота –> соль + вода
Осн. оксид + кислотный оксид –> соль
Осн. оксид + водород –> вода + металл

 

5. Определение, химические свойства амфотерных оксидов Амфотерными оксидами назывются оксиды, которые в зависимости от условий проявляют основные или кислотные свойства.
Амф. Оксид + щелочь –> соль+ вода
Амф. Оксид + кислота –>–> соль + вода

 

6. Определение оснований и их классификация Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп.
Основания делятся на разстворимые (щелочи) и нерастворимые.

 

7. Химические свойства оснований Щелочь + индикатор: лакмус – синий, метилоранж – желтый, фенолфталеин – малиновый.
Щелочь + кислотный оксид –> соль + вода
Щелочь + кислота –> соль + вода (нейтрализация)
Щелочь + соль –> новая соль + новое основание
Нерастворимое основание + кислота –> соль + вода (реакция нейтрализации)
Нерастворимые основания при нагревании разлагаются с образованием основного оксида и воды.

 

8. Определение кислот, классификация Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на металл и кислотного остатка.
Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Кислоты делятся по степени диссоциации на сильные и слабые; по составу – на кислородосодержащие и бескислородные; по основности – на одноосновные, двухосновные, многоосновные.

 

9. Химические свойства кислот Кислота + индикатор: лакмус – красный, метилоранж – красный, фенолфталеин – бесцветный.
Кислота + металл (до Н) –> соль + водород
Кислота + основной оксид –>–> соль + вода
Кислота + основание –> соль + вода
Кислота + соль –> новая соль + новая кислота
HNO3 – азотная, нитраты
HCl – соляная, хлориды
H3PO4 – ортофосфорная, фосфаты
H2SO3 – сернистая, сульфиты
H2S – сероводородная, сульфиды
H2CO3 – угольная, карбонаты
H2SiO3 – кремниевая, силикаты
HCN – циановодородная, синильная, цианиды

 

10. Определение солей Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.
Соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка.

 

11. Классификация, химические свойства солей Соли делятся на средние, кислые, основные и смешанные.
Соль + металл (предыдущий) –> новая соль + новый металл
Соль + щелочь –> новая соль + новое основание
Соль + кислота –> новая соль + новая кислота
Соль + соль –> 2 новые соли