Цели мероприятия: познакомить детей с Воронежским заповедником, формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы; дать представление об образе жизни бобра, познакомить с интересными фактами из жизни этих животных, формировать интерес к животным “как братьям нашим меньшим”.
Задачи мероприятия:
1. “Социализация”:
– вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
2. “Познание”:
– освоение представлений о образе жизни бобров;
– ознакомление с жизнью заповедника;
– развитие экологических представлений.
– посредством экологических игр: дидактических, игры – путешествия, – закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания.
3. “Коммуникация”:
– формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;
– развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
– обогащать словарный запас.
4. “ Развитие речи”:
– совершенствовать речь детей;
– закрепить знания детей в употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа.
5. “Физическая культура”
– подвижная игра.
Предварительная работа: просмотр обучающего видео о Воронежском заповеднике, чтение книг о жизни редких животных (в частности о бобрах), рассматривание иллюстраций о заповедниках.
Материалы и оборудование: зал стилизованный под осенний лес, оборудование для слайд-шоу, мягкая игрушка “Бобер”, мягкий строительный материал, раскраска “Бобер” по количеству детей, записи со звуками леса, знаки-картинки (правила поведения в лесу).
Методические приемы: наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, подвижная игра, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Действующие лица: дети старшей группы, ведущий, персонаж “Лесничий”.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал и садятся.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет. (Солнце)
Ведущий: – Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (ответы детей).
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Ведущий: – А без воздуха можем мы прожить? (ответы детей).
Меня пьют.
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (Вода)Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Ягода)Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Ведущий: – Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.– А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети: (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)
Ведущий: – А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?
Дети: (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т.д.)
Ведущий: – Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? (Ответы детей). Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. Это дом для животных и растений.
И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Воронежскому заповеднику. В путь!! (Дети имитируют поездку в автобусе).
Ведущий: – Вот мы и приехали (включается запись со звуками леса), но прежде чем мы пойдем дальше вспомним правила поведения в заповеднике, а помогут нам знаки-картинки (на стене развешены картинки с правилами поведения в лесу). Я скажу фразу, а вы её закончите и продемонстрируете:
– Муравейник…… Дети: (Не топчи!)
– Очень громко…. Дети: (Не кричи!)
– Под кустом костёр… Дети: (Не жги!)
– Гнезда птичьи…. Дети: (Береги!)
– Нежные цветы…. Дети: (Не рви!!)
Ведущий: В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Теперь мы готовы и в путь! (Дети шагают по залу). Ребята посмотрите кто это под кустом? (Под кустом находят игрушечного бобренка). Почему он здесь один? Где его родители? Давайте найдем его дом!
(Дети отправляются в путешествие по заповеднику, на экран выводятся фотографии заповедника, рек, леса, животные. Идет обсуждение и решение в правильном ли направление все идут. Находят поваленные бобрами деревья, плотину (фото). В процессе поисков вспоминаются привычки бобров и интересные факты из их жизни. Находят семью бобров, но выясняется, что браконьеры разрушили их хатку).
Ведущий: Ребята, давайте поможем бобрам и построим им дом! (Дети выстраиваются в две шеренги и строят хатку бобра из мягких кубов и гимнастических палок путем эстафеты)
Ведущий: Посмотрите какие мы молодцы!! Давайте положим бобренка в домик и оставим его с родителями. А где же вход в хатку?
Дети: (вход в хатку находиться под водой)
Ведущий: Правильно! А для того чтобы нам туда попасть проведем игру “В гости к бобрам”
Игра “В гости к бобрам”
Инвентарь: Обручи, флажки.
Ход игры: дети делятся на 2 команды. По 4 человека из каждой команды берут обручи и становятся в шахматном порядке на расстоянии 60 см друг от друга, обруч при этом держат вертикально, что бы в него можно было пролезть. Остальные игроки каждой команды строятся друг за другом в колонну. Дети хором произносят слова: “Мы с тобой нырнули дружно. Оказались под водой. Что же дальше делать нам? В гости поплывем к бобрам”. После чего дети, имитируя ныряние в воду, начинают продвигаться вперед, пролезая через все обручи поочередно, соблюдая при этом тишину. В ходе игры, детей , которые держали обручи, меняют другие игроки из этой команды. В конце эстафеты бобренка помещают в построенную хатку.
Ведущий: Ура! Мы с вами молодцы! Бобриная семья спасена.
(В зал входит лесничий).
Лесничий: А кто это здесь шумит? И что вы здесь делаете? (Дети рассказывают о спасении бобренка). Молодцы! Спасибо вам большое! За это дарю вам раскраски, но сначала хочу проверить, что вы сегодня узнали и запомнили. (Проводиться игра с мячом. Передается мяч по кругу от ребенка к ребенку, при этом каждый должен что-то сказать про заповедник и бобров). Молодцы вы все хорошо запомнили. Приезжайте в наш заповедник. Ждем всех вас в гости! (Попрощавшись, уходит).
Ведущий: Скажите вам понравилось наше путешествие? Что интересного вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего?
- Дети: (ответы детей.)
Ведущий: Да было весело, но пора возвращаться в детский сад. (Дети имитируют поездку в автобусе).
Ведущий: Вот мы и в детском саду. Сейчас мы разойдемся по группам и раскрасим бобров, которых нам подарили.