Цели урока:
- рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации;
- сформировать первоначальное представление о смысле слова “кодирование” и “декодирование”;
- познакомить учащихся с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования.
Оборудование.
- Презентация. Приложение 1.
- Компьютерный практикум. Приложение 2.
- Таблички с видами кодирования.
- Слоги на цветной бумаге.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности.
– Вставив, пропущенные буквы алфавита, вы сможете узнать тему нашего урока.
Й*Л Н*П Г*Е З*Й П*С Н*П Б*Г *Б М*О З*Й Д*Ё (КОДИРОВАНИЕ)
З*Й М*О У*Х Н*П П*С Л*Н *Б Х*Ч З*Й З*Й (ИНФОРМАЦИИ)
Дети выходят к доске и вставляют пропущенные буквы (деятельностный подход).
– Итак, тема нашего урока: “Кодирование информации”.
– Давайте попытаемся задать вопросы по теме урока, на которые мы сегодня должны получить ответ:
– Что такое кодирование информации?
– Как можно закодировать информацию?
– Зачем людям понадобилось её кодировать? (На доске слова-помощники: Что? Как? Зачем?)
– Ребята, как вы думаете, что я сделала с темой урока? Правильно, я ее спрятала или по-другому, зашифровала. Кто уже догадался, что значит “закодировать информацию”?
– И сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию – шифровать и декодировать информацию – расшифровывать. (Слайд № 1)
– А при помощи чего была закодирована тема урока? (При помощи букв. Учитель вывешивает под темой урока “Кодирование информации” табличку с надписью БУКВАМИ)
III. Работа по теме урока.
1. Вам предстоит отгадать тайну одной девочки. А для этого вам нужно прочитать закодированный текст. (Слайд № 2)
– При помощи чего зашифрованы некоторые слова текста? (При помощи рисунков. Учитель вывешивает табличку с надписью РИСУНКАМИ)
2. Давайте мысленно перенесёмся на улицы нашего города. Где же люди используют кодирование с помощью рисунков? Открыть Слайд №3. Правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков. Для чего? (Лучше хранить информацию, легче запоминать).
3. При создании правил дорожного движения люди использовали ещё один способ кодирования информации. Его вы мне назовёте сами, когда отгадаете загадку.
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета,
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый … (светофор). Слайд № 4.
– Что же означают света светофора? С помощью чего люди закодировали информацию? (С помощью цвета). Есть еще один вид светофора. На нём тоже информация закодирована с помощью цвета. Кому служит этот светофор? (Пешеходам) На доске появляется табличка ЦВЕТОМ.
4. Пока мы с вами гуляли по улицам города, нам пришло секретное сообщение.
Слайд № 5. Попробуйте его расшифровать. Что вам понадобится для расшифровки? (Ключ к шифру или код). Рабочая тетрадь №1 по информатике Н.В.Матвеева, 2 класс, с.52
(Дети работают в парах и расшифровывают сообщение: “Помогите! Я попал в беду!”)
– Вам понятно, кому мы должны помочь? Давайте раскодируем информацию до конца.
5. Цифровое кодирование. Слайды № 6, № 7. Индивидуальная работа.
– Восстановите рисунок по заданному коду: необходимо раскрасить только клеточки с цифрой 1. (Кодирование ЦИФРАМИ)
6. В какую же беду мог попасть Колобок? (Его хочет съесть лиса) Слайд № 8.
– Лиса сегодня добрая. Она отпустит Колобка, если он споёт её любимую песню. Но сначала эту песню нужно отгадать. При помощи чего зашифрована любимая песня Лисы? (При помощи НОТ. Табличка помещается на доску.)
– Колобок нот не знает, вот и просит у вас помощи. Кто же сможет помочь Колобку? (Тот, кто знает ноты. Попросить его сыграть мелодию на музыкальном инструменте).
– Итак, какая же у лисы любимая песня? (“Жили у бабуси два веселых гуся”)
– А мы с вами, хоть и не музыканты, но зашифровать слова с помощью нот попробуем. Ведь на уроках музыки мы знакомились с нотным станом. (Учитель раздает каждой паре по 1 ноте)
БУЛЬ____Г | _____Р | ЧЕ___ПАХА |
КАРА ____ | ПО ____НА | _____ _______ ФАСОЛЬ |
7. Закодированная физкультминутка (Как живешь? Вот так!)
– Скажите, пожалуйста, с помощью чего вы мне отвечали на мои вопросы? ( С помощью движений или ЖЕСТОВ). Значит, с помощью жестов тоже можно зашифровать информацию. А кому нужна информация, закодированная с помощью жестов? (Глухонемым людям)
8. Работа в группах.
– Существуют и другие виды кодирования: Пляшущие человечки, Флажковая азбука, Индейская азбука (Рабочая тетрадь по информатике Н.В.Матвеева, 2 класс, с.34) и слайды
№ 9, №10.
– Предлагаю вам сейчас поработать в группах.
Задание 1 группе. Декодировать сообщение, переданное с помощью флажковой азбуки.
Задание 2 группе. Декодировать сообщение индейца, воспользовавшись индейской азбукой.
Задание 3 группе. Закодировать слово с помощью пляшущих человечков.
IV. Компьютерный практикум. Самостоятельная работа.
– Пришло время заняться шифрованием информации за компьютером.
– Но прежде, чем сесть за компьютеры, давайте вспомним правила работы с ним. Я их буду называть, а вы, если со мной согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. Какие слова я закодировала движениями? (Да и нет)
- Нельзя включать компьютер без разрешения учителя.
- Во время работы за компьютером можно дотрагиваться до монитора руками.
- Во время работы за компьютером на парте не должно находиться посторонних предметов.
- За компьютером можно работать мокрыми руками.
- Во время работы за компьютером можно разговаривать и передвигаться по классу.
- Можно сидеть близко от экрана компьютера.
- Нельзя включать неисправный компьютер.
- Перед выполнением работы нужно внимательно изучить порядок действий.
– Мы познакомимся с вами с еще одним видом кодирования – АДРЕСОМ. (После объяснения учителя дети расшифровывают информацию с помощью адреса). Приложение 2.
V. Подведение итогов.
– Давайте вспомним, что такое кодирование? И
с помощью чего мы кодировали информацию?
– Вы так хорошо сегодня потрудились, что мне
очень хочется закончить урок следующими словами,
которые я зашифровала с помощью цветов радуги.
– Если вы расставите слоги в соответствии с
цветами радуги, то сможете узнать, что я вам так
хотела сказать! (Слоги выдать ученикам)
Спасибо за работу! Слайд №11
VI. Рефлексия.
– Сегодня я узнал (а)…
– У меня получилось …
– Теперь я могу …
– Было интересно …