Урок истории по теме "Характеристика личности Николая I"

Разделы: История и обществознание


Курс: “История государства и народов России в XIX веке” 8-й класс.

Раздел: “Россия во второй четверти XIX века”.

Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно правильно организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Актуальность изучения личности в истории определяется многими факторами: “Большинство из личностей, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, сословий, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем и как это проявляется – вот что не всегда попадает в поле зрения учащихся, а без этого личность входит в историю только через имя, а не через деяния… Многие личности не всегда на всю жизнь оставались приверженцами какой-то одной идеи. Одни их меняли через осознание и интерпретацию реалий, другие – потому что их вынуждали это сделать, третьи – чтобы “идти в ногу” с государственной властью… Исторические личности, особенно выдающиеся, попав на страницы новых учебников истории, публикаций и трудов, часто “преображаются” авторами до неузнаваемости” [3]. Поэтому важно, чтобы учащиеся умели самостоятельно описать историческую личность, пользуясь историческими источниками. Насколько актуальны и востребованы дискуссии о роли личности в истории, показал известный телепроект “Имя России” (на телеканале "Россия" с участием Института российской истории РАН, фонда "Общественное мнение", 2008, сайт: http://www.nameofrussia.ru/about.html). Проекты, аналогичные “Имя Россия”, прошли во многих странах мира. Методики работы по составлению характеристик помогают формированию нашего национального менталитета и идентичности.

Развернутая целевая установка урока.

Обучающие: познакомить учащихся с личностью Николая I, 2. его внутренней политикой, ее основными направлениями, причинами и следствиями реформ, проводимыми в его царствование,

Развивающие: 1)совершенствовать умения учащихся работать с учебником, документами, видеоматериалом, 2) развивать навыки анализа документов, 3) совершенствовать умения выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, знакомство с методикой критики источников, умение строить причинно-следственные связи, развитие коммуникативной культуры.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям, формировать активную гражданскую позицию, ценности патриотизма, своей идентичности.

Это соответствует следующим ценностным ориентирам ФГОС:

  1. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
  2. Освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
  3. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

План изучения новой темы:

  1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу.
  2. Мотивация: значение изучения исторических личностей (проект “Имя России”).
  3. Характеристика личности императора Николая I по документам, с которыми учащиеся работали дома по опережающему заданию: цитаты различных авторов о Николае I (А. И. Герцен, фрейлина А. Ф. Тютчева, А. де Кюстин, сам Николай I, историк С. М. Соловьев) и статья В. C. Соловьева “Памяти императора Николая I). Учащиеся заранее готовят вопросы к документам в соответствии с многоуровневым подходом к документам (паспортизация документа, историко-логические вопросы, аксиологические, с критикой документа, праксеологические). Описание работы с документами в соответствии с многоуровневым подходом к их анализу, включающим в себя систему типологических вопросов к источникам можно найти в методическом пособии для учителя О. Ю. Стреловой и Е. Е. Вяземского [5, с. 66 – 75].
  4. Небольшие доклады об А. де Кюстине и В. Соловьеве с целью атрибуции документов и высказываний и выяснения аксиологических подходов к авторам документов и ценностям самого императора Николая I. Как взгляды авторов отражаются на их отношении к Николаю I?
  5. Просмотр небольшого фрагмента из фильма, посвященного Николаю I из цикла “История Государства Российского” (где показано создание и значение бюрократической системы и неудачные военные эксперименты в царствование Николая I) [8)].
  6. Обобщение: деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной задачей поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укрепляет устои самодержавия и борется с существующими недостатками системы.

Дом.задание – написать характеристику личности Николая I по плану:

  1. Раскройте основные сведения о жизненном пути. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на формирование взглядов, убеждений личности.
  2. Вспомните или установите по учебнику, документу, когда, в какой стране жил и действовал, к какому классу / общественной группе принадлежал, какое воспитание получил.
  3. Опишите внешность исторического героя.
  4. Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, от целей.
  5. Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека?
  6. Охарактеризуйте цели и планы исторического деятеля. Какой класс был заинтересован в исполнении этих планов? Какими средствами этот человек добивался поставленной цели?
  7. Соотнесите между собой цели и способы действия этой исторической личности.
  8. Как личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые) способствовали достижению поставленных целей?
  9. Перечислите, в каких крупных исторических событиях он участвовал, его решающие дела, поступки?
  10. Выявите противоречия в личности, в ее деятельности.
  11. Оцените роль этой личности в истории. Каковы результаты и значение этой деятельности?
  12. Оцените его деятельность: кому она была полезна? Помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народа?
  13. Выясните, как к этому человеку относились современники и потомки.
  14. Каково Ваше отношение к этому историческому деятелю? Дайте нравственную оценку его деятельности.
  15. Выскажите свое отношение к нему: какие поступки вызывают восхищение или неодобрение? Как Вы относитесь к средствам, которыми он добивался цели? Каким чертам характера Вы хотели бы подражать?
  16. Выясните, какая художественная, публицистическая и научная литература содержит сведения о данном человеке?

Документы учащимся на дом для многоуровневого анализа источников: мнение А. И. Герцена, портрет императора Николая (1839 г.) французского маркиза Астольфа де Кюстина, мнение французского поверенного в делах в Петербурге Мерсье, историка С.М. Соловьева, фрейлины А. Ф. Тютчевой, императора Николая I о себе и своей деятельности, а также статья В. С. Соловьева “Памяти императора Николая I”: Приложение 1

Вопросы для анализа источников:

  1. Как называются документы и к каким видам источников они относятся?
  2. В какое время они были составлены?
  3. Назовите авторов этих документов и высказываний? Каковы были их взгляды?
  4. Каковы, по вашему мнению, положительные и отрицательные стороны личности Николая 1?
  5. Как вы думаете, Николай 1 осознавал обстановку, сложившуюся в России?
  6. Какую роль он отводил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
  7. Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи? Сравните задачи Николая 1 с задачами Александра 1.
  8. Как взгляды императора отразились на положении Российского общества, армии, международном авторитете страны?
  9. Какими красками описывает Кюстин императора? На что он, прежде всего, обращает свое внимание? Можно ли его взгляд считать взглядом всей Европы на Россию и ее положение в мире?
  10. Как вы думаете, если бы царствование Николая 1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?
  11. Как взгляды авторов отражаются на их отношении к императору? Почему В. Соловьев в отличие от своего отца историка С. Соловьева так восторженно пишет об императоре?
  12. Почему В. Соловьев обращает наше внимание именно на примеры отношения царя к Самарину и Пушкину?
  13. Приведите конкретные примеры отношения императора к своему служению в качестве царя, к сотрудникам, декабристам, семье, России, революции, Пушкину, национальностям, населявшим Россию.
  14. Каковы были идеалы императора? Как они отражались на его внутренней политике?
  15. Какова внешность императора? Почему она представлена так по-разному в разных источниках?
  16. Что нового эти документы добавляют к вашему представлению об императоре, тех авторах, которые писали о царе?

Задания формата ЕГЭ по эпохе Николая I: Приложение 2

Библиография:

  1. Выскочков. Л. В. Николай I. – М.: Мол. гвардия, 2003.
  2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ??? век: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009.
  3. Путинцева Е. В., учитель истории и обществознания МОУ СОШ Инжавинская объединенная школа (Тамбовская область). Методика изучения исторической личности// http://do.gendocs.ru/docs/index-97423.html
  4. Николай Первый и его время: Тт. 1-2. М., 2000.
  5. Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя/ О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Тарасов Б. Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность// “Первое сентября. История”. 2006. № 9 (1-15 мая).

Медиаресурс:

Иллюстрированная история Российского государства. В 26 сериях. Режиссеры: А. Громов, С. Зезюльков, В. Беляков, И. Малахов. Комитет по телекоммуникациям и массовой информации Правительства Москвы. ЗАО Кинокомпания “Пигмалион”, 2005.