Курс: “История государства и народов России в XIX веке” 8-й класс.
Раздел: “Россия во второй четверти XIX века”.
Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно правильно организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Актуальность изучения личности в истории определяется многими факторами: “Большинство из личностей, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, сословий, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем и как это проявляется – вот что не всегда попадает в поле зрения учащихся, а без этого личность входит в историю только через имя, а не через деяния… Многие личности не всегда на всю жизнь оставались приверженцами какой-то одной идеи. Одни их меняли через осознание и интерпретацию реалий, другие – потому что их вынуждали это сделать, третьи – чтобы “идти в ногу” с государственной властью… Исторические личности, особенно выдающиеся, попав на страницы новых учебников истории, публикаций и трудов, часто “преображаются” авторами до неузнаваемости” [3]. Поэтому важно, чтобы учащиеся умели самостоятельно описать историческую личность, пользуясь историческими источниками. Насколько актуальны и востребованы дискуссии о роли личности в истории, показал известный телепроект “Имя России” (на телеканале "Россия" с участием Института российской истории РАН, фонда "Общественное мнение", 2008, сайт: http://www.nameofrussia.ru/about.html). Проекты, аналогичные “Имя Россия”, прошли во многих странах мира. Методики работы по составлению характеристик помогают формированию нашего национального менталитета и идентичности.
Развернутая целевая установка урока.
Обучающие: познакомить учащихся с личностью Николая I, 2. его внутренней политикой, ее основными направлениями, причинами и следствиями реформ, проводимыми в его царствование,
Развивающие: 1)совершенствовать умения учащихся работать с учебником, документами, видеоматериалом, 2) развивать навыки анализа документов, 3) совершенствовать умения выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, знакомство с методикой критики источников, умение строить причинно-следственные связи, развитие коммуникативной культуры.
Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям, формировать активную гражданскую позицию, ценности патриотизма, своей идентичности.
Это соответствует следующим ценностным ориентирам ФГОС:
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- Освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
- Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
План изучения новой темы:
- Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу.
- Мотивация: значение изучения исторических личностей (проект “Имя России”).
- Характеристика личности императора Николая I по документам, с которыми учащиеся работали дома по опережающему заданию: цитаты различных авторов о Николае I (А. И. Герцен, фрейлина А. Ф. Тютчева, А. де Кюстин, сам Николай I, историк С. М. Соловьев) и статья В. C. Соловьева “Памяти императора Николая I). Учащиеся заранее готовят вопросы к документам в соответствии с многоуровневым подходом к документам (паспортизация документа, историко-логические вопросы, аксиологические, с критикой документа, праксеологические). Описание работы с документами в соответствии с многоуровневым подходом к их анализу, включающим в себя систему типологических вопросов к источникам можно найти в методическом пособии для учителя О. Ю. Стреловой и Е. Е. Вяземского [5, с. 66 – 75].
- Небольшие доклады об А. де Кюстине и В. Соловьеве с целью атрибуции документов и высказываний и выяснения аксиологических подходов к авторам документов и ценностям самого императора Николая I. Как взгляды авторов отражаются на их отношении к Николаю I?
- Просмотр небольшого фрагмента из фильма, посвященного Николаю I из цикла “История Государства Российского” (где показано создание и значение бюрократической системы и неудачные военные эксперименты в царствование Николая I) [8)].
- Обобщение: деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной задачей поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укрепляет устои самодержавия и борется с существующими недостатками системы.
Дом.задание – написать характеристику личности Николая I по плану:
- Раскройте основные сведения о жизненном пути. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на формирование взглядов, убеждений личности.
- Вспомните или установите по учебнику, документу, когда, в какой стране жил и действовал, к какому классу / общественной группе принадлежал, какое воспитание получил.
- Опишите внешность исторического героя.
- Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, от целей.
- Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека?
- Охарактеризуйте цели и планы исторического деятеля. Какой класс был заинтересован в исполнении этих планов? Какими средствами этот человек добивался поставленной цели?
- Соотнесите между собой цели и способы действия этой исторической личности.
- Как личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые) способствовали достижению поставленных целей?
- Перечислите, в каких крупных исторических событиях он участвовал, его решающие дела, поступки?
- Выявите противоречия в личности, в ее деятельности.
- Оцените роль этой личности в истории. Каковы результаты и значение этой деятельности?
- Оцените его деятельность: кому она была полезна? Помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народа?
- Выясните, как к этому человеку относились современники и потомки.
- Каково Ваше отношение к этому историческому деятелю? Дайте нравственную оценку его деятельности.
- Выскажите свое отношение к нему: какие поступки вызывают восхищение или неодобрение? Как Вы относитесь к средствам, которыми он добивался цели? Каким чертам характера Вы хотели бы подражать?
- Выясните, какая художественная, публицистическая и научная литература содержит сведения о данном человеке?
Документы учащимся на дом для многоуровневого анализа источников: мнение А. И. Герцена, портрет императора Николая (1839 г.) французского маркиза Астольфа де Кюстина, мнение французского поверенного в делах в Петербурге Мерсье, историка С.М. Соловьева, фрейлины А. Ф. Тютчевой, императора Николая I о себе и своей деятельности, а также статья В. С. Соловьева “Памяти императора Николая I”: Приложение 1
Вопросы для анализа источников:
- Как называются документы и к каким видам источников они относятся?
- В какое время они были составлены?
- Назовите авторов этих документов и высказываний? Каковы были их взгляды?
- Каковы, по вашему мнению, положительные и отрицательные стороны личности Николая 1?
- Как вы думаете, Николай 1 осознавал обстановку, сложившуюся в России?
- Какую роль он отводил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
- Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи? Сравните задачи Николая 1 с задачами Александра 1.
- Как взгляды императора отразились на положении Российского общества, армии, международном авторитете страны?
- Какими красками описывает Кюстин императора? На что он, прежде всего, обращает свое внимание? Можно ли его взгляд считать взглядом всей Европы на Россию и ее положение в мире?
- Как вы думаете, если бы царствование Николая 1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?
- Как взгляды авторов отражаются на их отношении к императору? Почему В. Соловьев в отличие от своего отца историка С. Соловьева так восторженно пишет об императоре?
- Почему В. Соловьев обращает наше внимание именно на примеры отношения царя к Самарину и Пушкину?
- Приведите конкретные примеры отношения императора к своему служению в качестве царя, к сотрудникам, декабристам, семье, России, революции, Пушкину, национальностям, населявшим Россию.
- Каковы были идеалы императора? Как они отражались на его внутренней политике?
- Какова внешность императора? Почему она представлена так по-разному в разных источниках?
- Что нового эти документы добавляют к вашему представлению об императоре, тех авторах, которые писали о царе?
Задания формата ЕГЭ по эпохе Николая I: Приложение 2
Библиография:
- Выскочков. Л. В. Николай I. – М.: Мол. гвардия, 2003.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ??? век: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009.
- Путинцева Е. В., учитель истории и обществознания МОУ СОШ Инжавинская объединенная школа (Тамбовская область). Методика изучения исторической личности// http://do.gendocs.ru/docs/index-97423.html
- Николай Первый и его время: Тт. 1-2. М., 2000.
- Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителя/ О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2006.
- Тарасов Б. Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность// “Первое сентября. История”. 2006. № 9 (1-15 мая).
Медиаресурс:
Иллюстрированная история Российского государства. В 26 сериях. Режиссеры: А. Громов, С. Зезюльков, В. Беляков, И. Малахов. Комитет по телекоммуникациям и массовой информации Правительства Москвы. ЗАО Кинокомпания “Пигмалион”, 2005.