В современной России, пожалуй, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что выпускники школ, которым предстоит принимать ответственные решения, как в повседневной, так и в общественной жизни страны, должны знать основы рыночной экономики. Для многих наших соотечественников рынок является одновременно и притягательным, завораживающим и непонятным пугающим феноменом. Тем важнее уже в школе начинать объяснять смысл, значение и роль рынка в жизни общества.
Современная действительность требует формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, гражданско-общественной и социальной деятельности. Данные компетенции позволяют осознанно и успешно выполнять роли гражданина, избирателя, потребителя, необходимы для успешной социализации в будущей взрослой жизни. Они развивают экономическое мышление современного человека, расширяют общую культуру личности, готовят школьника к хозяйственной деятельности в условиях сложной рыночной экономики современной России и мира в целом.
В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников – предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.
В связи с этим одной из основных целей перехода к профильному обучению является расширение возможности социализации учащихся, в частности создание более эффективной системы подготовки выпускников к профессиональному самоопределению в новых экономических условиях. От того, насколько молодые люди будут готовы к жизни и активной работе в условиях рынка, зависит путь развития нашего общества в настоящем и будущем.
Любой, желающий определить свое место в жизни страны, должен обладать знаниями о функционировании новой экономической системы. Ведь в условиях рыночной экономики каждый гражданин должен выполнять различные функции (например, функции предпринимателя, потребителя, владельца капитала, избирателя, представителя различных объединений, менеджера, политика). Позицию каждого гражданина можно определить только с учетом общих экономических взаимосвязей, а также индивидуальных и коллективных интересов других лиц, групп людей и организаций. С этой точки зрения изучение данного элективного курса можно рассматривать как необходимый духовный ресурс не только для понимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики.
Все вышесказанное обуславливает актуальность изучения элективного учебного курса “Ты и Рынок”.
Настоящая программа предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов в объеме 34 учебных часа.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся путем приобретения ими специальных знаний и представлений о рынке и рыночных отношениях, знакомство с рыночными механизмами и инструментами, которые составляют основу рыночной экономики.
В соответствии с данной целью в программу курса включен материал, способный вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющий для них несомненную ценность. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- формировать начальный уровень рыночной грамотности, понимания рыночных законов жизни современного общества, а также важнейших механизмов рыночного регулирования;
- содействовать социальной адаптации учащихся и адекватности их поведения на рынке, уметь соизмерять свои потребности и реальные возможности в условиях рыночных отношений;
- развивать навыки принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни;
- формировать творчески мыслящих людей, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поиску;
- осуществлять профессиональное самоопределения в условиях рынка труда и профессий, экономической направленности.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятия “рынок”, “рыночный механизм”, “ограниченность ресурсов”, “альтернативная стоимость (издержки)”;
- историю возникновения и развития рынка;
- основные условия функционирования рыночного механизма;
- виды рынков;
- основные модели современного рынка и особенности ценообразования на рынках разной структуры;
- участников рыночной деятельности взаимосвязь между ними.
- закон спроса, факторы, влияющие на спрос, характер изменения спроса, в зависимости от изменения влияющих на него факторов.
- понятия: “предложение” и “величина предложения”, закон предложения, факторы, формирующие предложение.
- понятие: “рыночное равновесие”, механизм формирования рыночных цен.
- определение предприятия, основные признаки предприятия;
- постоянные и переменные издержки производства, понятия: “выручка”, “прибыль”, условие максимизации прибыли.
- типы профессий; как определить сферу профессиональной деятельности, типичные ошибки при выборе профессии;
- сущность и содержание предпринимательской деятельности;
- характерные черты и качества предпринимателя, факторы, влияющие на предпринимательский успех;
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса;
- приводить примеры элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем, в том числе, из российской практики;
- анализировать плюсы и минусы рынка;
- анализировать причины рыночных событий и явлений;
- принимать решения в типичных жизненных ситуациях с учетом альтернативной стоимости;
- приводить примеры рынков, близких к рынку совершенной конкуренции олигополии, монополистической конкуренции, монополии из российской и зарубежной практики;
- строить простейшую модель кругооборота деловой активности.
- анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- анализировать изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения;
- находить на условных примерах равновесную цену и равновесное количество;
- анализировать признаки, характеризующие предприятие;
- рассчитывать разные виды издержек, вычислять на условных примерах общую, среднюю и предельную выручку и прибыль фирмы;
- ориентироваться в мире современных профессий, связанных, в частности, с экономикой, многими ее отраслями и направлениями.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе, основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, решением ситуационных задач, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как деловая игра.
Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме итогового тестирования.
Тематическое планирование курса “Ты и Рынок”
№ п/п |
Наименование тем |
Количество |
I |
Современная рыночная система. | 10 |
1.1. |
Введение. Цели и задачи курса. | 1 |
1.2. |
Понятие рынка и его функции. | 1 |
1.3. |
История возникновения и развития рынка. | 1 |
1.4 |
Основные факторы рыночного саморегулирования. | 1 |
1.5 |
Проблемы выбора и ограниченности ресурсов. | 1 |
1.6 |
Плюсы и минусы рынка. | 1 |
1.7 |
Виды рынков. | 1 |
1.8 |
Модели современного рынка и их признаки. | 2 |
1.9 |
Участники рыночной деятельности. Модель кругооборота деловой активности. |
1 |
II |
Механизм функционирования рынка: спрос и предложение. | 10 |
2.1. |
Понятие о спросе. Закон спроса. | 1 |
2.2. |
Факторы, влияющие на изменение спроса и величины спроса. | 1 |
2.3. |
Взаимосвязанные (дополняющие и заменяющие) товары. | 1 |
2.4. |
Эластичность спроса по цене. | 1 |
2.5. |
Понятие о предложении. Закон предложения. | 1 |
2.6. |
Факторы, влияющие на изменение предложения и величины предложения. | 1 |
2.7. |
Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. | 1 |
2.8 |
Анализ взаимосвязанных рынков. | 2 |
2.9 |
Анализ спроса и предложения на конкретном рынке. | 1 |
III |
Предприятие в рыночной системе. | 7 |
3.1. |
Понятие о предприятии (фирме). Основные признаки предприятия. | 1 |
3.2. |
Общая производственная структура предприятия. | 1 |
3.3. |
Понятие производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда. | 1 |
3.4. |
Расчет и анализ производительности труда, в зависимости от заданных условий. | 1 |
3.5. |
Понятие стоимости производства (издержках). | 1 |
3.6 |
Понятие о выручке и прибыли. | 1 |
3.7 |
Расчет издержек, выручки и прибыли предприятия, исходя из конкретных условий. | 1 |
IV |
Профессиональное самоопределение и карьера в условиях рынка. | 7 |
4.1. |
Типы профессий. Тест “Профессиональные предпочтения” (ДДО) (по классификации типов профессий Е.А. Климова). | 1 |
4.2. |
Рынок и его требования к профессионалу. | 1 |
4.3. |
Виды профессий экономической направленности. | 1 |
4.4. |
Предпринимательство – профессия или призвание? | 1 |
4.5 |
Характеристика предпринимателя. Его роль в социально-экономической жизни общества. | 1 |
4.6 |
Азбука предпринимательского мышления. | 1 |
4.7 |
Итоговое занятие-зачет по курсу “Ты и Рынок”. | 1 |
Итого: |
34 |
Содержание курса “Ты и Рынок”
I. Современная рыночная система.
Введение. Цели и задачи курса. Понятие рынка, его функции. История возникновения и развития рынка. Основные вопросы рыночной экономики (что производить, как производить, кто получит результаты). Основные факторы рыночного саморегулирования. Ограниченность ресурсов по сравнению с потребностями. Необходимость выбора. Плюсы и минусы рынка. Виды рынков. Основные модели современного рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Участники рыночной деятельности. Модель кругооборота деловой активности.
Написание рефератов на тему:
- Типы экономических систем: от традиционной до смешанной.
- Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода;
- Рынок, его структура и инфраструктура.
Выполнить задание:
1. Подготовка презентации на тему: “Основные типы экономических систем и их отличительные черты”.
II. Механизм функционирования рынка: спрос и предложение.
Понятие о спросе. Закон спроса. Величина спроса. Спрос. Шкала спроса. Кривая спроса. Факторы, формирующие спрос. Изменение величины спроса и изменение спроса. Факторы,
влияющие на изменение величины спроса и спроса. Взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары
Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса по цене. Основные факторы, определяющие эластичность спроса по цене. Типы эластичности спроса по цене.
Понятие о предложение. Закон о предложении. Величина предложения. Предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Изменения величины предложения и изменение предложения.
Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на равновесные цены и равновесное количество.
Практическая работа.
“Анализ взаимосвязанных рынков”.
“Анализ спроса и предложения на конкретном рынке” (деловая игра “Market game”).
III. Предприятие в рыночной системе.
Понятие о предприятии (фирме). Основные признаки предприятия.
Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства
Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
Понятие о стоимости производства: постоянные и переменные издержки производства. Общие (валовые), средние и предельные издержки. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства.
Выручка фирмы: общая, средняя и предельная выручка фирмы. Прибыль фирмы. Условие максимизация прибыли: равенство предельных издержек и предельного дохода.
Практическая работа.
“Расчет производительности труда, в зависимости от конкретных условий” (деловая игра “Книжная фабрика”).
“Расчет издержек производства”.
Написание рефератов на тему:
1. Методы расчета производительности труда.
IV. Профессиональное самоопределение и карьера в условиях рынка.
Типы профессий. Типичные ошибки при выборе профессии. Тест “Профессиональные предпочтения (ДДО) (по классификации топов профессий Е.А.Климова).
Структурная перестройка экономики. Понятие о менеджменте, маркетинге, предпринимательстве. Рынок труда. Безработица, ее виды. Кто может считаться безработным.
Предпринимательство – профессии или призвание? Характеристика предпринимателя, его роль в социально-экономической жизни общества. Основные черты и качества современного предпринимателя. Азбука предпринимательского мышления.
Практическая работа.
“Выявление и оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности”.
Итог: Итоговое занятие-зачет по курсу “Ты и Рынок”
Литература:
Учебники:
- Иванов С. И. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов / С.И. Борисов – М. Вита-Пресс, 2002. – 325 с.
- Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
- Борисов, Е.Ф. “Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации: учеб. пособие / Е.Ф. Борисов – М.: Высшая школа, 2001 – 304с.
- Куликов, Л.М. Основы экономической теории: Учеб. Пособие /Л.М.Куликов – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400с.
- Носова, С.С. Экономическая теория Дистанционное обучение: учеб. пособие / С.С.Носова. – М.: КНОРУС, 2008 – 256с.
- Рябикина А.А., Быкова Т.В. “Основы микроэкономики” / А.А. Рябикина., Т.В.Быков – Санкт-Петербург “Петербургская книга”, 2000. – 262 с.
- Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
Методическая литература:
- Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 314с.
- Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории /В.Д.Камаев – 2-е изд., стер. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 272с.
- Слагода, В.Г. Экономическая теория: учеб. пособие /В.Г.Слагода. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005. – 368с – (Профессиональное образование).
- Сборник программно-методических материалов по экономике и праву. Составитель Л. Н. Поташева, Москва, “Вита-Пресс”, 2008 г.
Дополнительная литература:
- Журнал “Экономика. Вопросы школьного экономического образования”.
- Журнал “Экономика в школе” с вкладкой “Школьный экономический журнал” и “Финансовым приложением”.