Тема посвящена 166-й годовщине со дня рождения В.И. Сурикова (фото 1).
Пояснительная записка
Приобщение современных школьников к изучению исторического прошлого города Красноярска и истоков русской живописи, является актуальной проблемой в наше время.
В нашем городе достаточно учреждений культуры (музеев, театров, библиотек), но с каждым днём их посещает все меньше и меньше людей, хотя численность населения города Красноярска превышает один миллион человек. Почему это происходит?
На современном этапе в общеобразовательных учреждениях мало времени отводится ознакомлению с культурным наследием Красноярского края прошлых столетий, в семьях родители не всегда могут уделить достаточное внимание изучению исторической культуры города, края.
Методическая разработка “Мы наследники великого творца” направлена на формирование интереса обучающихся начальной школы к историческому прошлому города Красноярска и изучение творчества Василия Ивановича Сурикова.
Творчеству Василия Ивановича Сурикова посвящено немало монографий и библиографий: Н. Г. Машковцева [8], В. А. Аференко [2], В.С. Кеменова, И. В. Евдокимова [7], В. Я. Шанина [9], А. Д. Демкина [6].
В Интернет-ресурсах размещены презентации о Василии Сурикове, но все они имеют повествовательный характер. Данная информация, из-за возрастных особенностей, большинством обучающихся начальной школы усваивается слабо.
Методическая разработка игры-путешествия позволяет педагогу использовать в практической деятельности (при проведении занятий по изобразительной деятельности, внеклассного мероприятия о творчестве В.И. Сурикова) игровые формы взаимодействия детей через разные виды познавательного и художественного творчества.
Ключевые моменты игры-путешествия направлены на воссоздание картины прошлого, через изучение наиболее известных полотен художника, памятников архитектуры, изменения их во времени. Особое внимание в игре уделено изучению самых известных работ мастера, вариативному их рассматриванию и восприятию: обыгрыванию (инсценировке сюжета картины), совместному творческому конструированию (из различных материалов) одного из полотен художника, самим изобразить природу Сибири.
Цель: изучение творчества В.И. Сурикова через игру-путешествие в разных видах познавательной и художественной деятельности.
Задачи
- Закрепить знания об основных картинах Василия Ивановича Сурикова через просмотр и обсуждение видеофрагментов.
- Продолжать знакомить детей с историческими местами города Красноярска, которые существовали в конце XIX – начала XX веков, знать название основных памятников архитектуры.
- Воспитывать любовь к своей малой родине, бережное отношение к наследию сибирского художника Василия Сурикова, вызвать у детей чувство гордости за великого сибиряка.
- Взаимодействовать в команде.
Используемые методы:
- словесные: беседа-диалог, игровое общение;
- наглядные: использование фотографий, репродукций, рисунков, иллюстраций;
- практический: игровые задания по командам, художественное творчество.
Оборудование, материалы:
- ноутбук, экран, проектор;
- репродукции картин В. И. Сурикова;
- фотографии архитектурных памятников города Красноярска – конца 19 века – начала 20 века и сегодняшнее состояние этих зданий;
- книги о городе Красноярске;
- вата, мыло, вода.
Форма проведения: игра-путешествие.
Место проведения: кабинет изостудии.
План проведения мероприятия:
- Просмотр видеофильма “Русская живопись. Суриков Василий Иванович”. Беседа – диалог о творчестве великого художника.
- Игра – путешествие “Мы наследники великого творца!”
- Рефлексия
Ход проведения
1. Просмотр фрагментов видеофильма “Русская живопись. Суриков Василий Иванович”
(приложение 1). Беседа – диалог о творчестве великого художника.Вопросы для обсуждения:
- Когда, где и в какой семье родился В.И. Суриков? (Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском).
- Когда начал рисовать великий художник, кто был его учителем? (Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища).
- Где дальше учился Василий Иванович? (После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств. 11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова.).
- Какие из картин прославили великого художника?
– В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной “Утро стрелецкой казни” (приложение 2). Картина была завершена в 1881 году.
– В Красноярске художник создаёт полотно “Взятие снежного городка” (приложение 3), которое было завершено в 1891 году, в настоящее время хранится в Русском музее. Игру “Взятие снежного городка” Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.
– В 1881 году Суриков сделал первый эскиз “Боярыни Морозовой”, в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Картина “Боярыня Морозова” экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года.
– В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину “Переход Суворова через Альпы” (приложение 4). Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Работа над картиной “Переход Суворова через Альпы” завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве.
2. Игра-путешествие “Мы наследники великого творца!”
Обучающимся предлагается игра-путешествие по городу Красноярску 19 – начала 20 века. Ребята делятся на 2 команды и соревнуются между собой. Командам нужно пройти все этапы игры-путешествия, за каждый из которых вручается карточка с фрагментами иллюстраций, чем больше команда соберет фрагментов, тем легче ей будет выполнить последнее задание.
- Игра “Разрезные картинки” (фото 2).
Каждой команде предлагается собрать картину из фрагментов, побеждает команда быстрее составившая картину “Взятие снежного городка”.
- Игра: “Найди пару” (фото 3).
Командам предлагается найти по 3 пары фотографий памятников архитектуры 19-20 веков города Красноярска, имеющие отношение к творчеству В.И. Сурикова и назвать современные их аналоги в 21 веке.
- Игра-инсценировка “Ожившая картина” (фото 4).
Каждой команде дается иллюстрация известной картины В.И. Сурикова, которую нужно обыграть перед командой соперников, а соперникам нужно отгадать название картины.
- “Макет снежного городка” (фото 5).
Каждая из команд делает макет снежного городка из ваты, мыла, воды.
Побеждает та команда, которая наиболее полно отобразила сюжет картины.
- “Сибирский уголок”
Каждая команда составляет на листе ватмана уголок природы, используя собранные во время прохождения этапов игры фрагменты.
Победителем становится команда участников, правильно составившая из фрагментов “Сибирский уголок” и назвавшая картину великого художника.
3. Рефлексия
Методические рекомендации по проведению игры-путешествия:
- При проведении игры “Найди пару” желательно использовать цветные ксерокопии иллюстраций картин.
- Во время практической части ребятам должно быть предложено как можно больше наглядного материала, не только всевозможных иллюстраций, но и предметов быта, для того, чтобы у детей сформировалось представление о прошлом города Красноярска.
Список используемой литературы:
- В. Ануфриева “Отрада суриковская”. “Сибирские промыслы”. Красноярск. 2007.
- В.А. Аференко “Суриков в Сухобузимском”. Железногорск. 1999.
- Е. Безисвестных. Суриков и Сибирь. Красноярск. 1995.
- Г. Васильева-Шляпина Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника. Санкт-Петербург. 2002.
- И.В. Евдокимов. Жизнь замечательных людей. Суриков. Львов. 1933.
- А.Д. Демкин. Ненаписанный дневник. Санкт-Петербург. 2013.
- В.С. Кеменов. Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е годы. Москва. 1963.
- Н.Г. Машковцев. В. И. Суриков. Москва. 1994.
- В.Я. Шанин. Суриков, или Трилогия страданий. Красноярск. 2010.