Цели урока:
- создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения;
- развивать умение характеризовать лирического героя.
Предметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся умения:
- выразительного чтения на примере стихотворений В. Берестова; – совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;
- анализировать: видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта.
Метапредметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся
- представлений о дружбе, чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывать интерес к предмету, культуру общения;
- умения согласовывать совместную деятельность учащихся друг с другом, работать самостоятельно;
- умения планировать свою деятельность, проводить рефлексию.
Оборудование: учебник “Литературное чтение”, 4 кл. (авт. В.Ю.Свиридова) 2011 г., карточки с заданиями для групп, презентация “В. Берестов”.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I этап. Создание эмоционального настроя |
|
– Cейчас мы поиграем в игру
“вспомни и назови”. Я прочитаю вам строки из
стихотворения, а вы назовите автора
стихотворения.
– Назовите тему урока. |
Ученики вспоминают автора
стихотворения – В. Берестов. Перечисляют
названия стихотворений Дети называют тему урока |
II этап. Сообщение темы и постановка учебных задач урока |
|
– Ребята! Сегодня наш урок посвящён
творчеству поэта В.Берестова. Тема урока: “ Мир друзей в лирике В. Берестова” Сегодня мы с вами проведём исследование и увидим, что ценит в друзьях поэт? – Почему нам интересны стихи поэта? |
|
III этап. Изучение нового материала |
|
– О жизни и творчестве В.Берестова расскажет ученик… |
Выступает подготовленный ученик (Приложение 1) |
– А теперь давайте послушаем стихотворение “Драконил” | Один ученик читает наизусть стихотворение “Драконил” |
– Кто же такой Драконил? | – Мальчик, которому доставляло удовольствие подставлять приятеля, поиздеваться над ним, а вся фантазия уходила на очередную пакость. |
Прочитайте стихотворение самостоятельно | Дети читают стихотворение самостоятельно |
– Как ещё его называет лирический герой? Почему? | – “Он”. Не хочет называть его по имени, потому что с “ним” связаны самые неприятные воспоминания детства. |
– Подтвердите своё мнение чтением отрывков. | – “Негодяй” (эпизод с теплицей, с любимыми журналами, поход в кино) |
– Почему же лирический герой продолжал с ним дружить? | – Дружил, значит, его привлекала изобретательность и неуёмная фантазия этого мальчика. |
– Мы вместе анализировали
стихотворение, где поэт делился своими детскими
переживаниями. |
|
– Какие правила работы в группах вы используете? | Правила работы в группах: – внимательно выслушать задание учителя – обдумать самому – обсудить в группе (сохраняя тактичность и спокойствие). – прийти к окончательному ответу Выбрать одного отвечающего |
– Сегодня будем делиться на 4 группы | |
Работа в группах (приложение 2, см. в конце статьи) |
|
Вопросы: – Что можете сказать о героине этого стихотворения? | – Она командирша, заводила, любит играть с мальчишками, не боится опасностей, отчаянная и смелая |
Как относится к девочке лирический герой | – Он восхищается ею, ведь она обладает не только храбростью, но и фантазией. |
После работы в группах ученики, выбранные в каждой группе, представляют свою работу. |
|
– Давайте послушаем ещё два стихотворения В. Берестова “Разлука” и “Фантики” | Чтение стихотворений наизусть |
– Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение? | Грусть, обида… |
– Почему же друзья расстались? | – Они разъехались в разные города, это жизненные обстоятельства. Изменить которые дети не в силах. |
– Какой вывод делает лирический герой? | – А без игры и дружбы нет, когда друзьям по десять лет. |
– Основой детской дружбы является игра. Вы согласитесь с выводами лирического героя? | – Игра – это основной способ общения ребёнка со сверстниками. А значит основа детской дружбы. |
– Послушаем стихотворение “Фантики” – Поделитесь своими впечатлениями. |
Дети делятся своими впечатлениями. |
– Что же оказалось самым важным? – Что привлекает маленького ребёнка в конфете? |
Повторное чтение стихотворения. Сначала её вкус. Потом обёртка. Наконец – игра, дружба, что является самым важным |
– Кто из вас сейчас попробует выразительно прочитать стихотворения. | Ученики по желанию читают стихи |
IV этап. Рефлексия |
|
– Кто из вас узнал себя в героях
стихотворений? – От чьёго имени ведётся повествование? |
Лирического героя |
– Кто он? | Сам автор |
– Какие у него ценности? | Общение, дружба, игра, чтение, мир фантазии, храбрость |
– Что такое дружба в вашем понимании? 1 Дружба
Вы составили синквейн |
Прочитайте свои синквейны |
V этап. Домашнее задание– Научиться выразительно читать
понравившееся стихотворение. |
Приложение 2
|