Урок русского языка по теме "Части речи. Повторение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • совершенствовать знания о частях речи;
  • совершенствовать умения в составлении предложений;
  • совершенствовать навык отличать сложное предложение от простого предложения;
  • формировать интерес к слову;
  • формировать прочные навыки работы в группах;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитывать интерес к процессу познания;
  • воспитывать интерес и любовь к родной природе, к литературным произведениям.

Оборудование: доска, портреты русских поэтов, писателей, иллюстрации зверобоя, рябины, ласточки, раздаточный материал: набор карточек со словами для составления предложения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Всем говорю я: “Здравствуйте!
С добрым днем, друзья!
День у нас прекрасный,
Потому что в нём ВЫ и Я!

Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку?

2. Актуализация знаний.

С чем знакомились на прошлых уроках? (С частями речи)

Чему учились? (Учились различать части речи, разбирать слова как части речи, работали с текстом, предложениями, … )

Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы запишем словосочетание Русские писатели и поэты

Объясните орфограммы.

(Правописание двойной согласной, окончание прилагательного, правописание безударных гласных в корне слова)

Каких русских писателей и поэтов вы знаете? (Ответы обучающихся)

Посмотрите на портреты и назовите русских писателей и поэтов.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)

Словарная работа.

– Вставьте пропущенные буквы в слова: Ж_лтый, пр_стор, п_нимать, выр_жать, обл_ко, тр_вы, степ_, п_счаный, _лмазный.

– Распределите слова на группы

1) простор, облако, травы, степь,
2) желтый, песчаный, алмазный,
3) понимать, выражать.

– Назовите части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы)

3. Формулирование темы, цели урока.

Чему будем учиться сегодня на уроке?

Что необходимо сделать, чтобы урок прошел успешно?

4. Повторение об имени существительном.

– Определите род и число имен существительных первой группы. (Простор – муж. род, ед. число, облако – ср.род, ед. число, травы – жен. род, множ. Число, степь – жен. род, ед. число.)

– Определите склонение. (Простор – 2 склонение, облако – 2 склонение, травы – начальная форма: трава – 1 склонение, степь – 3 склонение.)

– Назовите несколько имен существительных 3 склонения (ночь, дочь, печь, ...)

– Назовите имена существительные 2 склонения в Родительном, Дательном, Предложном падежах:

Р.п.

простора

облака

Д.п.

простору

облаку

П.п.

о просторе

об облаке

– Как проверить безударное падежное окончание имени существительного?

Например: о просторе (е или и?)

  1. Ставлю существительное в начальную форму. Простор.
  2. Определяю склонение. Простор – 2 склонение.
  3. Подбираю слово – помощник. Конь.
  4. Пишу такое окончание, как у слова – помощника. О коне, о просторе.

– Составьте и запишите предложение с любым неодушевленным им. сущ.

5. Повторение об имени прилагательном.

На доске слова: зверобой, прекрасное утро, теплые деньки.

Какими частями речи являются эти слова?

(Зверобой, утро, деньки – им. сущ, прекрасное, теплые – им. прилаг.)

Что такое зверобой?

img5.jpg (11061 bytes)

Зверобой продырявленный – произрастает по всей территории России, за исключением Крайнего Севера. Зверобой вызывает сильное отравление у животных, отсюда, вероятно, и его название. Зверобой был широко известен своими целебными свойствами у многих народов. На Руси это растение считали волшебным. Издавна его применяли внутрь в качестве кровоостанавливающего и противовоспалительного средства, при заболеваниях печени, почек, дыхательных путей. Использовали траву зверобоя и в качестве наружного средства при лечении ран, аллергии, сыпи.

Разберите слово прекрасное как часть речи:

Прекрасное (утро) – (какое?), н.ф. прекрасный, им. прил., с.р., ед.ч., Им.п., второст. член предл.

Физминутка.

А сейчас мы отдохнём!
Руки вверх мы поднимаем, раз
А потом их опускаем, два
Снова поднимаем вверх
Снова опускаем вниз
А теперь их развернём,
И скорей к себе прижмём,
Снова развернём, раз
И скорей к себе прижмём, два
Голову опустим вниз
Наклон влево
Наклон вправо
Влево
Вправо
Вниз
Отдохнули мы на славу!
Все встают
Руки поднимаем
Руки опускаем вниз
Руки поднимаем
Руки опускаем вниз
Руки вперед, перед собой
Руки назад
Руки вперед, перед собой
Руки назад
Наклон головы вниз
Наклон головы влево
Наклон головы вправо
Наклон головы влево
Наклон головы вправо
Наклон головы вниз

6. Повторение о глаголе.

– Определите спряжение глаголов:   сверкать, зеленеть (I спряжение), заметить (II спряжение)

– Составьте предложения с этими словами. (На небе сверкает солнце. На лугу зеленеет трава. В небе можно заметить птиц.)

– Назовите глаголы – исключения I спряжения (брить, стелить)

– Назовите глаголы – исключения II спряжения (смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать)

– Что обозначает глагол? (Действие предмета, состояние, отношение)

– Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)

– Как изменяются глаголы? (По временам, по числам, по лицам)

– Разберите по составу глагол: сверкать.

Работа в группах.

Вспомните правила работы в группах:

  1. Понять задание.
  2. Подумать о решении самостоятельно.
  3. Выслушать мнение каждого.
  4. Найти общее решение.
  5. Выбрать выступающего.

У каждой группы на столе – карточки со словами. Составьте предложение. Запишите.

(Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.)

– Сложное предложение или простое? (Сложное)

– Выделите грамматические основы (Солнце зашло, лучи освещали)

– Какими частями речи являются эти слова? (им. сущ., глаголы)

– Определите время глаголов (Прошедшее)

– Определите число глаголов (зашло – ед.ч., освещали – мн.ч.)

– Назовите местоимение (Его)

– Назовите предлоги и союзы (предлог – за, союз – но)

– Перед какими союзами всегда ставятся запятые? (А, но, да, перед повторяющимися союзами и)

Работа в группах.

Прочитайте предложения, определите: это текст?

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно. Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит насекомых на лету.

(Да, это текст. Все предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.)

– О чём этот текст? (О том, как ласточка ловит насекомых)

img6.jpg (4353 bytes)

Ласточки – семейство птиц отряда воробьиных. Широко распространены по всей территории России. Некоторые виды гнездятся в населенных пунктах. Ласточки истребляют мух и других вредных насекомых.

Народная примета гласит: высоко летают ласточки – быть хорошей погоде, низко – к дождю.

А написал этот текст – русский писатель, мастер лирической прозы – Паустовский Константин Георгиевич.

img7.jpg (2356 bytes)

– Найдите предложения с однородными членами. Выделите их. (Человек идёт по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков.Она летает около человека и ловит насекомых на лету.)

7. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Удалось ли нам справится со всеми заданиями?

Вам понравился урок?

Что особенно понравилось?

Где могут пригодиться знания, которые Вы получили?

8. Домашнее задание.

Составьте и запишите рассказ “Моя любимая часть речи”.

Урок окончен. Спасибо за работу!