Цель урока: ознакомление с основными видами волн, причинами их образования.
Задачи:
- сформировать понятия: “волна”, “прилив”, “отлив”, “цунами”;
- сформировать знания о причинах возникновения разных видов волн;
- развивать память, логическое, критическое мышление, творческие способности, самостоятельность учащихся;
- развивать умение самостоятельно работать с источниками географической информации;
- развивать умение работать в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы урока: фронтальная беседа, работа в группах.
Оборудование: карта, раздаточный материал (тексты), компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Стадия вызова. Не объявляя темы урока предлагаю учащимся определить, что объединяет данные слова: зыбь, рябь, прибой, цунами, приливы, отливы.
Таким образом, учащиеся подводятся к изучаемой теме “Волны в океане”.
Используя прием “кластеры” систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков. Прошу учащихся предположить, по каким смысловым блокам будем изучать волны в океане. Учащиеся предполагают, что главными блоками изучаемой темы станут ветровые волны, цунами, приливы и отливы.
– Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о волнах?
Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме.
На доске вырисовывается кластер “предположений”.
– Ребята, вы считаете это исчерпывающая информация о волнах в океане? (Нет)
– Что бы вы еще хотели узнать?
Сейчас мы с вами обратимся к тексту, проверим свои предположения и дополним наш кластер новой информацией. Приложение 1.
Стадия осмысления содержания. Для того, чтобы расширить знания по изучаемому вопросу учащиеся в группах работают с текстовыми фрагментами. У каждого участника свой фрагмент текста.
1 группа – тексты про ветровые волны;
2 группа – тексты про цунами;
3 группа – тексты про приливы и отливы. Результаты работы участники группы обсуждают и оформляют в кластерах (вырисовывая их в тетради можно на ватмане), ту часть, которая относится к прочитанному.
Стадия рефлексии. Возвращаемся к первоначальным записям на доске (кластерам).
Каждая группа проводит презентацию своей работы, используя демонстрационный материал. В процессе отчета группы остальные ученики дополняют ранее составленные кластеры в тетради, задают вопросы.
На втором этапе рефлексии учащиеся делятся впечатлениями об уроке:
- насколько проделанная работа была интересной и эффективной;
- помогала ли лучшему пониманию материала работа в группе;
- каким образом участники группы договаривались о порядке работы.
III. Домашнее задание.
§ 26, вопрос № 4. Отметить на контурной карте полушарий штриховкой районы, где часто случаются цунами.
По желанию: подобрать загадки, стихи про волны.
Литература:
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011
- http://www.oceanology.ru/how-wind-waves-form
- http://www.stepandstep.ru/catalog/know/129529/interesnye-fakty-pro-cunami.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki