Занятие кружка "Слово о малой родине"

Разделы: Внеклассная работа


Тема занятия: Памятные места родного края. Церкви слободы Котово.

Цель занятия: формирование духовно-нравственного сознания детей через знакомство с памятными местами родного края (церквями слободы Котово)

Задачи занятия: познакомить с историей возникновения и восстановления Михаило-Архангельской церкви; формировать представление детей о церкви как общем доме для молитвы и святыни для православных людей; познакомить с внешним архитектурным устройством церкви.

Оборудование: весы, таблички со словами зла, сердечки, таблички с датами, открытки с изображением храма, детали для позолоты куполов, клей, ножницы, кроссворд, компьютер, телевизор.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступление. Звон колоколов (праздничный). (1 мин)

– Вы узнаете этот звон? Что за инструмент их издает? (Звонят колокола.) (Слайд №1 Колокола)

– О чём они возвещают (говорят)? (о начале божественной службы, о празднике, о торжественных моментах или даже об опасности (набат))

– Какое чувство вызывает у вас этот звон? (ответы детей)

– Колокольный звон – один из самых лучших звуков на Земле – как шум ветра в ветвях деревьев, или звук родника, или смех ребенка.

Зонят колокола по всей Руси,
Сердца и души счастьем наполняют,
В надежде землю грешную спасти,
Нас исцеляют радугою рая.

– Где их устанавливают? Где вы их видели? (В церкви. Это место в церкви называют колокольня.)

– Как вы думаете, о каком памятном месте нашего Котова будем сегодня говорить? (о церкви)

3. Постановка темы и цели занятия.

– Мы продолжаем знакомиться с памятными местами родного края. Тема сегодняшнего занятия “Церкви слободы Котово” (Слайд №2. “Церкви слободы Котово”)

– Дети, а что значит “слободы” Котово (ответы детей)

– Раньше, Котово был не город, а небольшое поселение, слобода.

Слободам — вид поселения: на момент его основания жители, перевозившие соль для государства, имели освобождение (“свободу”) от какой либо государственной повинности (например, освобождались от службы в Армии, от уплаты налогов за дорогу)

– Молодцы. Ну а что такое церковь? (Ответы детей)

– Давайте обратимся к толковому словарю.

(Церковь – (от греч. Дом Господа) – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Главная церковь города или монастыря называется собором, соборным храмом, храмом.)

– А для чего они нужны? Зачем люди ходят в церковь? (ответы детей)

– Какие бы жизненные невзгоды ни касались людей, они обращаются к Богу за помощью. Так студенты ходят перед экзаменами в храм помолиться и поставить свечку, матери молятся за сыновей, ушедших в армию, родственники – за своих попавших в беду или умерших близких. Иногда люди ходят в храм поблагодарить Бога за избавление от беды или за то, что у них в жизни всё идёт хорошо.

4. Церкви слободы Котово (презентация-рассказ)

Посмотрите.

Фото церкви (Слайд №3)

– Это наша церковь. Какая она красивая! Но так она выглядела не всегда.

Церковь в слободе Котово была построена в 1791 году (табличка с датой) в форме креста, во имя святого Архангела Михаила. Это была первая каменная церковь. “Она была богато обставлена. Иконостас (главное место) сиял от позолоты и золота, особенно когда горели свечи. Иконы были расписаны дорогими масляными красками. Ярко горела люстра, освещая эти иконы и картины на религиозные сюжеты. Вообще, в церкви, – куда ни глянешь, – всюду горят свечи, лампады. Священник в сияющей ризе (одежде) с блестящим кадилом в руке… Его могучий голос перекатывается по всем пределам храма. Чудесное пение певчих. Всё это так захватывало, что забывались все земные невзгоды. Так описывают старожилы церковь.

Вторую церковь в слоболе Котово начали воздвигать в 1903 году (табличка с датой). Строили её долго, основательно, не спеша. Была она огромных размеров, высокая, с четырьмя главами, т.е. куполами. И хотя церковь ещё не достроили, там начали проводить богослужение.

Наступил 1929 год (табличка с датой). (Государство проводило политику атеизма, т.е. против религии.) Обе церкви закрыли. Сняв кресты, купола и колокола, помещение первой малой церкви превратили в клуб, а затем в Дом культуры. А большую, новую церковь, приспособили под гараж для тракторов. По настилу из досок загнали в церковь колёсные тракторы. В последующие годы церковь окончательно разрушили: полностью выровняли бульдозером место, где она находилась (на этом месте разместили “Сельхозтехнику”). Так осквернили и загубили прекрасный храм.

А вот что произошло с первой (малой) церковью. Посмотрите на экран. Вот каким было здание Дома культуры в старой части Котова. (Слайд №5 Дом культуры.)

Прошло 60 лет (Слайд №4)

1989 году (табличка с датой) верующим возвращено здание первой Котовской церкви Михаила Архангела. Началось возрождение единственного в городе и районе православного храма. Не сохранилось изображений старого здания церкви и поэтому восстанавливался храм на основании воспоминаний старожилов и вновь разработанного проекта архитектора А. И. Лотникова. (Слайд № 6, 7 Наброски.) Настоятелем церкви назначен Анатолий Карпец.

Вот идут восстановительные работы. (Слайд №8 Подъём купола.)

В 1995 году внешний облик церкви был восстановлен. На куполах поставлены кресты. (Слайд №9 Церковь, кресты поставлены)

Расписан центральный иконостас – главное место в церкви. (Слайд №10 Иконостас)

Возле церкви посажено много цветов, разбит сад, построены хозяйственные помещения, сторжка, сооружена детская площадка.

Без преувеличения можно сказать: вся большая работа по восстановлению церкви и всей ее территории проведена благодаря огромному трудолюбию священника Анатолия Михайловича Карпеца. (Фото Слайд №11, 12) Нашей церкви уже 22 года.

5. Физкультминутка

    Нас ждёт работа впереди, 
    Но чтобы справиться смогли, 
    Отдохнуть мы все должны. 
    Ветер тихо клён качает 
    Вправо, влево наклоняет, 
    Раз – наклон, два – наклон, 
    Зашумел листвою клён.

6. Беседа “Как участвует церковь в жизни людей”.

– Сейчас  церковь – это хороший храм и полноценный приход. Ежедневно совершаются богослужения. При храме действует Воскресная школа, которую посещают дети от 7 до 15 лет.

– Кто из вас посещает Воскресную школу? Чем вы там занимаетесь?

– Кто был в церкви? По какому поводу? (на празднике, крещение ребенка).

– А где еще вы могли встретиться с работой церкви? (в магазине есть церковная лавка, где продают крестики, иконы, православную литературу)

Обобщение учителя

  • В центральной больнице действует молельная комната, где каждую среду священник встречается с больными и проводит с ними душеполезные беседы. Здесь имеется православная литература для чтения.
  • Священнослужитель напутствует и благословляет призывников перед отправкой в армию. Каждому дается нательный крестик и икона.
  • Частый гость священник в детском доме, интернате, в школе, техникуме, в библиотеке.
  • Совершаются благотворительные крещения, венчания, отпевания, оказывается помощь в погребении усопшего.
  • Поддерживается связь с людьми, находящимися в местах лишения свободы. Им высылаются посылки с духовной литературой и предметами личной гигиены.

– Везде проповедуется Слово Божие. Как вы думаете, о чем это слово? (о добре)

– Да, делать добро – это одна из Божьих заповедей.

В Библии она звучит так: “И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было”. Ещё в Библии сказано: "Уклоняйся от зла и делай добро", "Во всём показывай в себе образец добрых дел". Бог всегда помогает человеку совершать добрые дела. Помните об этом.

7. Эксперимент “Добро и зло на чашах весов”.

– Но, к сожалению, на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

– Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? (показываю чашечные весы.)

– На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь.)

– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою “капельку” (приготовленные заранее сердечки). Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

8. Изготовление открытки “Золотые купола”

– Ребята, проверим, какие вы наблюдательные. А какого цвета купола на нашей церкви? (синие, золотые) (Золотой купол – восхваляет Христа, небо, а синий, со звездами, означает, что храм посвящен святой Богородице, а звезда символизирует рождение Христа от Девы Марии). (Слайд №12 купол церкви.)
– Предлагаю сделать красивую открытку и позолотить купола этого храма. Вырежьте по начерченным линиям детали, снимите пленку и наклейте на место купола.

– Как красиво получилось! Куда же вы денете такую “красоту”? (Оставлю себе на память. Можно подарить.)

– Да, приятно получать подарки. А любите ли вы дарить подарки другим?

– Что вы испытываете при этом? (радость, приятно видеть радостную улыбку другого человека…) – А давайте подарим гостям эти открытки.

9. Закрепление.

1. Самостоятельная групповая работа (распределить детей не 2 группы)

– Разгадать кроссворд. (Слайд №13 Кроссворд 1.) (у детей на партах распечатки)

2. Проверка. Что не смогли разгадать. (Слайд №14 Кроссворд 2.)

Ступеньки, ведущие в храм, – паперть (возможно дети, занимающиеся в приходской школе, знают) (Слайд №15. Церковь, вход – паперть.)

10. Итог занятия.

– Что нового и интересного вы узнали?

– Сходите с родителями в церковь. …

В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!

Презентация