В условиях современной школы для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями государственного стандарта в учебной деятельности школьников необходимо выделить пять основных составляющих: учебно-познавательные мотивы (для чего мне необходимо изучить этот объект?), действие целеполагания (каким будет результат?), планирование решения (какие шаги необходимо выполнить в ходе решения задачи?), выполнение учебных действий и рефлексивно-оценочные действия(все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?).
Главной целью педагога становится не изложение материала, а организация познавательной деятельности школьников. Правила организации собственной познавательной деятельности для учащихся могут быть сформулированы следующим образом:
- изучи предмет в целом, дай его общую характеристику;
- раздели предмет на части, изучи каждую отдельно;
- соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют.
Использование этих правил позволяют учащимся самостоятельно продвигаться в освоении учебного материала.
Организуя активную познавательную деятельность учащихся, педагог использует различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Групповая работа учащихся применяется для решения основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, выполнение дифференцированных групповых заданий формирует навыки коллективной работы, а общение является одним из условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Применение названных форм и методов обучения в их оптимальном сочетании в рамках деятельностного подхода обеспечивает практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создает условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Далее приведен пример проектирования урока информатики деятельностного типа.
Информационная карта урока информатики
Тип урока: изучение нового материала.
Первый урок по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» (всего 15 часов).
Задачи урока |
||
Образовательные 1. Изучить процесс кодирования графической информации. 2. Дать научное объяснение фактам окружающей действительности, связанным с кодированием графической информации. 3. Обеспечить связь нового и ранее изученного материала, определить его место в практической деятельности человека |
Развивающие
1. Развивать ключевые компетентности (информационную, коммуникационную, учебно-познавательную. 2. Развивать логическое мышление (сравнение, анализ, построение рассуждений, выведение следствий). 3. Активизировать мыслительную деятельность через организацию проблемного (подводящего) диалога. |
Воспитательные Создать условия для: 1. приобретения опыта самостоятельной познавательной деятельности; 2. осознания ценности знания; 3. развития оценочных умений; 4. развития речи, коммуникативных навыков; 5. развития позитивной «Я-концепции»: я - знаю, я - умею, я – могу. |
Содержание 1. Информационные процессы, кодирование информации. 2. Принципы кодирования графической информации. 3. Применение кодирования графической информации в технике и профессиональной деятельности |
Методический инструментарий 1. Методы: По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский. По виду источника знаний: словесный, наглядный, практический. По форме совместной деятельности: фронтальная, групповая (парная) работа. 2. Средства: Технические: компьютерный класс с мультимедийным проектором, цифровая камера. ЭОР: презентация по теме урока, электронный учебник «Компьютерная графика», ресурсы Интернет. Организационно-педагогические: Рабочие листы, «Подсказка», памятка «Самое главное», учебник Н.Д. Угринович «Информатика-9», таблица «Информационные процессы». 3. Способы оценки учащихся: Наблюдение Беседа Самооценка, соотнесение результатов самооценки учащихся и оценки учителя. |
Результаты Учащиеся будут знать/понимать: Принципы кодирования графической информации. Параметры качества компьютерной графики. Системы цветопередачи. Учащиеся будут уметь: Объяснять процесс преобразования графической информации. Учащиеся будут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Записи графической информации с помощью цифровой камеры. Управления качеством графической информации. |
Формирование УУД 1. Личностные, на основе развития мотивации, «я-концепции», самооценки; осознания ценности знания. 2. Регулятивные, на основе целеполагания, планирования и организации деятельности, самоконтроля и самооценивания. 3. Познавательные, на основе поиска и переработки информации, работы с научными понятиями. 4. Коммуникативные, на основе межличностного взаимодействия, кооперации. |
Проект урока информатики «Кодирование графической информации», 9 класс. (Приложение)
Приложение 1
«Подсказка»
1. Минимальный элемент изображения §1.1, с. 10
1. Название минимального элемента изображения, определение.
2. Способ получения минимальных элементов изображения, определение.
2. Параметры качества §1.1, с11-12
1. Разрешающая способность, определение.
2. Глубина цвета, определение.
3. Связь глубины цвета и количества цветов.
3. Системы цветопередачи RGB, CMYK, HSB §1.1, с.15-20
1. Базовые параметры системы цветопередачи.
2. Способ формирования цветов в системе цветопередачи.
3. Где применяется каждая из систем цветопередачи?
Приложение 2
Приём «Самое главное»
Быстро и внимательно прочти учебный текст (фрагмент текста).
Найди одно главное слово, которое определяет смысл учебного текста.
От главного слова построй одну главную фразу, которая определяет смысл учебного текста.
Найди в тексте «секрет», без которого текст был бы лишен смысла.
Обсудите в группе, выберите самые точные ответы.
Приложение 3
Планирование работы со слабоуспевающими
5. Вовлечение в обсуждение, обращение к источнику информации (учебнику, таблице, схеме).
6. Включение в группы (пары) со средними учащимися, возможность задать вопрос и проговорить материал.
7. Использование «Подсказки» - примерного плана ответа, помощь учителя и одноклассников при выполнении задания.
8. Проговаривание по опорной схеме.
9. Анализ листа самооценки, положительное подкрепление результата, планирование ликвидации затруднений.
Рабочий лист
Фамилия, имя _____________________________
Тема: | |||
Цель: | |||
Вопросы: | 1) | 2) | 3) |
Результаты обсуждения |
Лист самооценки Оцени свой результат и поставь соответствующий знак в ячейки таблицы, если: + – твой результат полностью соответствует критериям ± – испытываешь затруднения, соответствие критериям частичное – -- твой результат не соответствует критериям |
|||
Самооценка |
Взаимооценка |
Оценка учителя |
|
Я ЗНАЮ Пиксель Дискретизация Растровое изображение Параметры качества Системы цветопередачи |
|||
Я ПОНИМАЮ Устанавливаю связи между понятиями |
|||
Я ПРИМЕНЯЮ
Объясняю процесс кодирования Решаю расчетные задачи |
|||
Домашнее задание: §1.1, Ресурсы интернет, «Помощь друга» |