Место занятия в учебном процессе. Раздел "Времена года"
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Ожидаемый результат:
- устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
- стремление к познанию и защите окружающего мира.
Используемые педагогические технологии:
- Личностно - деятельностного обучения;
- Информационно - коммуникационных;
- исследовательской деятельности;
- коммуникативного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).
Методы работы:
- проблемные;
- частично - поисковые;
- объяснительно - иллюстративные;
- принцип самоорганизации познавательной работы обучающихся.
Оборудование:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- карточки настроения;
- презентация "Зима. Покой".
- 3 словаря русского языка С.И.Ожегова.
Цели:
- Познакомить учащихся с зимними явлениями, научить отличать признаки зимы.
- Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: "Зима. Покой природы".
Формируемые УУД:
- Предметные: умение устанавливать с какими учебными задачами ученик может самостоятельно справиться (зимние явления, признаки зимы; осуществление взаимопроверки выполненного задания; умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (личностные УУД).
- Межпредметные: умение определять и формировать цель урока с помощью учителя; высказывание своего предположения (версии) на основе работы с учебником; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; работа по предложенному учителем плану (регулятивные УУД).
- Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (коммуникативные УУД).
- Уметь перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД)
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | Формируемые УУД | Время (мин) |
1. Мотивация. | Проверяет готовность класса к уроку |
Организует рабочее место | Регулятивные УУД (организуют рабочее место) | 1 | |
2. Эмоциональный настрой | Предлагает послушать музыку П.И.
Чайковского “Времена года. Зима. Январь. У
камелька. Задаёт вопрос: “Какое настроение передал нам композитор?” |
Слушают музыку.
Дают ответ |
Личностные УУД (нравственно- эстетическая оценка, собственная внутренняя позиция) Познавательные УУД (извлечение информации) Коммуникативные УУД (умение вести беседу) |
3 | |
3. Актуализация | Введение в тему урока. Читает
стихотворение Андрея Прокофьева “Всё бело”. Задаёт вопрос: “Какое настроение передал автор?” Задаёт вопрос : “Что объединяет музыку П.И. Чайковского и стихотворение А. Прокофьева?” |
Дают ответы Осмысливают услышанное, дают ответы |
Познавательные УУД (извлечение
информации) Личностные УУД Познавательные УУД (сравнивать предметы, находить общее) |
3 | |
4. Выявление места и причины (постановка проблемы) | Задаёт вопрос: “О чём же мы сегодня будем говорить?” Предлагает отгадать загадки, подводит к точной теме урока. Предлагает прочитать по учебнику. | Формулирует тему урока Читает тему урока в учебнике |
Использование в речи понятия “покой” | Познавательные УУД (ориентироваться в учебнике, словаре) | 2 |
5. Построение выхода из затруднения | Направляет учащихся на постановку
цели и задач урока, выявление направлений в
работе. Вопрос: “Чем будем заниматься на уроке?” Обобщает: а) будем изучать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных б) познакомимся с зимними явлениями в) научимся отличать признаки зим |
Ставит цели и задачи урока, планирует деятельность | Использование в речи терминов и понятий “похолодание”, “зимние явления” |
Регулятивные УУД (в сотрудничестве учитывается последовательность изучения) |
10 |
6. Реализация проекта | а) работа в группе по раздаточному материалу | 1. Обводят зимние месяцы,
комментируют свой выбор. 2. Читают, находят ответ на вопрос, соединяют |
Анализ и синтез, нахождение общей мысли | Личностные УУД (выдвижение собственных мыслей, исходя из внутренней позиции, самооценка), коммуникативные УУД (сотрудничество с товарищем), регулятивные УУД (сличение работы с заданием – эталоном и восстановление изменения) Личностные УУД (выдвижение собственных мыслей) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать) Личностные УУД (нравственно –эстетическая оценка) Познавательные УУД (извлечение информации) |
15 |
б) организует самостоятельную
работу с учебником индивидуально (стр.85) в) работа с рассказом “Летят снежные пушинки” В.Архангельского – чтение по 2-3 предложения учащимися. Вопрос: “Что запомнили об образовании снежинок?” |
Самостоятельно читают, осмысливают,
дают ответ По опорным словам рассказывают об образовании снежинок |
Самостоятельное построение своих
суждений Использование в речи терминов и понятий – шесть лучей; тончайшая пластина, кристаллики льда, водяной пар |
|||
7. Физкультминутка Мы снежинки Мы пушинки (руки в сторону) Покружиться мы не прочь (кружатся) Мы снежинки, балеринки (встать на цыпочки) Мы танцуем день и ночь (кружатся) Встанем вместе мы в кружок (встают , руки тянут вперёд, в стороны. Получается снежок. Налетел ветерок И умчался весь снежок (побежали по классу) |
Предлагает тематическую физкультминутку | Выполняют упражнения по смыслу текста и предлагаемым движениям вместе с учителем | 4 | ||
8. Первичное закрепление | Организует индивидуальную работу с
учебником Обведите правильную снежинку и объясните свой выбор |
Выполняют работу |
Виды снежинок (шесть лепестков, шесть лучей) |
Познавательные УУД (извлечение
информации) Личностные УУД (нравственно –эстетическая оценка) |
1 |
9. Включение в систему знаний | Творческая работа по теме урока, по рядам, используя учебники | Выполняют работу, делают вывод | Работа с усвоенными терминами и понятиями | Коммуникативные УУД (умение точно и
полно выражать свои мысли) Регулятивные УУД |
3 |
10. Рефлексия | Продолжи предложение:
|
Продолжают предложение | Личностные УУД Коммуникативные УУД (умение точно и полно выражать свои мысли) |
3 |
Методическая литература.
- Барышева Ю.А. Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. "Я и мир вокруг". 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.:Баласс, 2011
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. М. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". Я и мир вокруг для 1-го класса. - М:Баласс, 2011
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. "Окружающий мир". Учебник для 1-го класса, "Я и мир вокруг" в 2-х частях. Часть 1.-М: Баласс, 2011.
- Дьячкова Г.Т. "Окружающий мир" 2-4 классы: внеклассные занятия на тему "Времена года".- Волгоград: Учитель, 2011.
- Дьячкова Г.Т. "Окружающий мир" 2-4 классы: олимпиадные задания.
- -Волгоград: Учитель, 2010.
- Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Шорыгина Т.А. "Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы". Развитие речи. Москва, 2010.