Интегрированный урок (математика + литературное чтение) по теме "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями"

Разделы: Начальная школа


Параметры урока Содержание параметров
Программа, учебник, особенности Образовательная программа “Школа России”

Математика. Авторы : М.И.Моро, Ю.М. Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология разноуровневого обучения.

Место урока в системе уроков Урок 87 в разделе “Умножение и деление”.
Форма и тип урока Интегрированный урок математики и литературного чтения в разновозрастной группе (3-4 кл). Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения – урок-путешествие.

Образовательная цель и задачи Основная цель: закрепить навыки умножения чисел, которые оканчиваются нулями; формировать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить умение умножать на числа, которые оканчиваются нулями;
  • закрепить умение решать задачи;
  • вырабатывать навык выразительного чтения;
  • познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к “Сказке о царе Салтане...”.

Развивающие:

  • развивать вычислительные навыки;
  • развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
  • развивать память, мышление, воображение;
  • развивать художественный вкус;
  • развивать умение работать в разновозрастной группе.

Воспитывающие:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к сказкам; пробуждать эмоциональные чувства учащихся;
  • воспитывать волю и желание достигнуть положительного результата.
Ресурсы урока
  • Портрет А.С.Пушкина;
  • отрывки из "Сказки о царе Салтане..." А.С. Пушкина;
  • отрывок из оперы Римского-Корсакова “Три чуда”;
  • иллюстрации художников: И.Я. Билибин "Чудный остров", Б. В Зворыкин "Черномор и богатыри", М.А. Врубель "Царевна-лебедь";
  • индивидуальные карточки;
  • мультимедийный проектор ;
  • компьютер;
  • презентация.
Структура урока I этап. Мотивация к учебной деятельности.

II этап. Актуализация опорных знаний.

III этап. Сообщение цели и темы урока.

IV этап. Работа над новым материалом.

V этап. Первичное закрепление.

VI этап. Рефлексия учебной деятельности.

VII. Итог урока.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Мысленно скажите себе: я сосредоточен, внимателен, догадлив, сообразителен, уверен в себе.

II. Актуализация опорных знаний.

10 февраля, как вы знаете, очень грустная дата нашего народа – дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (Слайд1). Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства.

Ребята, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”, “ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”)(Слайд2)

А какую сказку вы любите больше всего?

III. Сообщение цели и темы урока.

Сегодня на уроке, закрепляя навыки умножения чисел, которые оканчиваются нулями, мы ещё раз прикоснёмся к творчеству великого поэта, отправимся в "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" (Слайд 3 )и станем ее непосредственными участниками.

Запишите в тетрадях число. Классная работа.

IV. Работа над новым материалом.

Какие числа встречаются в сказке? (3 – три девицы, 33 – тридцать три богатыря).

На сколько 3 меньше, чем 33 (На 30).

Во сколько раз 33 больше, чем 3?(В 11 раз).

Какой величины родился ребенок у царицы. Прочитайте первый отрывок из сказки.

“...Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин...”

Аршин – старая мера длины, равная 71см.

Запишите в тетрадях: 1 аршин – 71см

А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.(Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр – единицы длины).

(Слайд 4)

“ ...В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...”

Как рос ребенок царицы? (Не по дням, а по часам).

Правильно!

“...И растет ребенок там
Не по дням, а по часам...”

(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)

Решите задачи.

Деятельность учащихся 4 класса Деятельность учащихся 3 класса
(Ученик решает задачу у доски)

Царевич родился ростом 71 см. За 5 ч он вырос на 40см. Каким он будет через 24ч?

Родился - 71см

5ч-40см

24ч-?

1) 40:5=8 (см)- за1ч

2) 8 * 24= 192 (см)- за 24ч

3) 71+ 192= 263 (см) – рост царевича

Ответ: 263см

(Ученики решают самостоятельно)

Царевич родился ростом 71см. Через два часа он станет на 16см больше. Каким станет рост царевича?

Родился - 71см

Станет -? на 16 см больше., чем родился

71+16=87(см)- станет

Ответ: 87см

Переведите результат в м и см (2м 63см)

Высоким вырастет царевич за сутки? (Да)

А как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки? (Славным и могучим богатырем!)

А каким станет рост царевича через 2 часа. Илья, прочитай условие задачи и ответь нам на вопрос.

Где стали жить царица с царевичем? ( В городе на острове, который подарила царевна – лебедь).

Прочитайте.

Дети читают отрывок из сказки:

 “...Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей...”

Посмотрите, какой "чудесный остров" нарисовал старейший советский художник Иван Яковлевич Билибин еще в 1905 г.(Слайд 5)

До сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке.

Перед нами "чудный остров" (так в сказке называет его царь Салтан). Царевич и царица изумленно смотрят на него. А город, действительно, сказочно чудесен.

Найдите отрывок из сказки, соответствующий следующей иллюстрации (Слайд 6)

Дети читают отрывок из сказки:

“..Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...”

Куда продолжат путь корабельщики? Прочитайте.

Дети читают отрывок из сказки:

“...Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана...”

(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)

Решите задачи.

Деятельность учащихся 4 класса Деятельность учащихся 3 класса
(Ученики решают задачу самостоятельно)

Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь затратило на 3 ч больше. С какой скоростью судно двигалось на обратном пути?

U t S
Туда.20км/ч

Обр. ?

?на 3ч б.

Одинак.

1) 20 * 7= 140 (км)- S

2) 7+ 3= 10 (ч)- t обр.

3) 140:10=14 (км/ч)-U обр.

Ответ: 14 км/ч

(Ученик решает задачу у доски)

Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч, а на обратный путь на 3ч больше. Сколько всего времени затратило судно?

Туда - 7ч

Обратно - ? на 3 ч. больше, чем туда

1) 7+3=10 (ч)- обратно

2) 7+10=17 (ч)- всего

Ответ: 17 часов

  • Почему такая разница в скорости? (По течению и против течения скорость различна).
  • На обратном пути скорость ветра уменьшилась, ведь раньше корабли ходили под парусами.
  • Илья посчитал, сколько времени затратило судно на весь путь, туда и обратно). (Судно затратило 17 часов)(Слайд 7)
  • Какие три чуда были в городе князя Гвидона? (Первое чудо-белка )

Давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке, которую нарисовал ученик нашего класса. Найдите в тексте слова о белке.

Дети читают отрывок из сказки:

“...Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть...”

Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход, решив задачу.

(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)

Решите задачи.

Деятельность учащихся 4 класса Деятельность учащихся 3 класса
(Ученик решает задачу у доски)

В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызала за 2 дня?

I - 120ор.

?

II - ? в 2 раза больше, чем в I день

1)120 * 2= 240 (ор.)- во IIдень

2) 120+ 240= 360 (ор.)- всего

Ответ: 360 орехов.

(Ученики решают самостоятельно)

За 5ч белка разгрызла 50 орехов. Сколько орехов она разгрызала за 1 час?

Разгрызла в 1 час Кол-во часов Всего разгрызла
? 50ор.

50:5=10 (ор.)- в 1 час

Ответ: 10 орехов.

 Сергей вычислил нам количество орехов, которые разгрызла белка за 1 час. Прочитай нам свою задачу и скажи ответ (За 1 час белка разгрызла 10 орехов).

Какое еще чудо есть в городе князя Гвидона? (33 богатыря).(Слайд 8)

Перед вами иллюстрация Бориса Васильевича Зворыкина "Черномор и богатыри". Наиболее выразительно он рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены как древние воины.

Прочитайте отрывок из сказки, соответствующий данной иллюстрации.

Дети читают отрывок из сказки:

“...Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит...”

  • Что значит "попарно"? Сколько пар богатырей? Запишите выражением. 33 : 2 = 16 (ост. 1)
  • А кто это остался один? (Дядька Черномор. Он идет впереди отряда).
  • О каком чуде мы еще не сказали? (О прекрасной царевне-лебеди).
  • Как описывает Пушкин царевну-лебедь?

Дети читают отрывок из сказки:

“....Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит...”

Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? (Слайд9)

Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX – начала ХХ в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, черноволосую и темноглазую царевну, с нежным и печальным лицом.

В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля) (Слайд10)

Физкультминутка:

“...Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром”.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног – всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился”.

Дети садятся за парты (Слайд11).

Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых?  (Быстро. Он догонял корабль).

Что можно сказать о скорости корабля и скорости комара (мухи, шмеля)?

(Скорость комара, мухи, шмеля больше скорости корабля).

Давайте и мы также быстро расскажем таблицу умножения на 7.

Как вы понимаете выражение Пушкина:

“...А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят...”

  (У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, ведь шмель ужалил ее в нос).

Дети, каким характером были наделены эти три женщины? (Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом).

Вот и сейчас гонец привез нам грамоту, но тетки опять подменили ее. В ней примеры на умножение, а ответы неверные. Давайте, мы исправим ошибки.

V. Первичное закрепление.

(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)

Решите задачи.

Деятельность учащихся 4 класса Деятельность учащихся 3 класса
(Ученики решают самостоятельно)

Ответы: 48 4200, 3612, 438000

(Ученик решает самостоятельно)

5? 20=50 12? 3? 2=14 23? 3=66

Ответы: 100, 72, 69

Проверим, все ли нашли ошибки.

Сказки Пушкина не оставляют равнодушным никого. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком Пушкина русский композитор Римский-Корсаков пишет оперу "Сказка о царе Салтане". Послушайте отрывок из этой оперы – "Три чуда".

А вы, дети, откиньтесь на спинку стула, закройте глазки и представьте себе картины, которые навеет вам музыка. Звучит запись (Слайд 13).

Какие картины возникали в вашем воображении, что вы представляли, когда слушали музыку?

VI. Рефлексия учебной деятельности.

1. Обобщение

Какими словами заканчивается сказка?

“...Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил...”

Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретитесь с произведениями А.С. Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлёкшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.

Итак, сделайте каждый свой вывод о том, что мы повторили на уроке.

2. Оценки за урок.

VII. Итог урока.