Параметры урока | Содержание параметров |
Программа, учебник, особенности | Образовательная программа “Школа
России” Математика. Авторы : М.И.Моро, Ю.М. Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология разноуровневого обучения. |
Место урока в системе уроков | Урок 87 в разделе “Умножение и деление”. |
Форма и тип урока | Интегрированный урок математики и
литературного чтения в разновозрастной группе
(3-4 кл). Урок обобщения и систематизации знаний. Форма проведения – урок-путешествие. |
Образовательная цель и задачи | Основная цель: закрепить навыки
умножения чисел, которые оканчиваются нулями;
формировать интерес к творчеству А.С.Пушкина. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Ресурсы урока |
|
Структура урока | I этап. Мотивация к учебной
деятельности. II этап. Актуализация опорных знаний. III этап. Сообщение цели и темы урока. IV этап. Работа над новым материалом. V этап. Первичное закрепление. VI этап. Рефлексия учебной деятельности. VII. Итог урока. |
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Мысленно скажите себе: я сосредоточен, внимателен, догадлив, сообразителен, уверен в себе.
II. Актуализация опорных знаний.
10 февраля, как вы знаете, очень грустная дата нашего народа – дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (Слайд1). Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства.
Ребята, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”, “ Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”)(Слайд2)
А какую сказку вы любите больше всего?
III. Сообщение цели и темы урока.
Сегодня на уроке, закрепляя навыки умножения чисел, которые оканчиваются нулями, мы ещё раз прикоснёмся к творчеству великого поэта, отправимся в "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" (Слайд 3 )и станем ее непосредственными участниками.
Запишите в тетрадях число. Классная работа.
IV. Работа над новым материалом.
Какие числа встречаются в сказке? (3 – три девицы, 33 – тридцать три богатыря).
На сколько 3 меньше, чем 33 (На 30).
Во сколько раз 33 больше, чем 3?(В 11 раз).
Какой величины родился ребенок у царицы. Прочитайте первый отрывок из сказки.
“...Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин...”
Аршин – старая мера длины, равная 71см.
Запишите в тетрадях: 1 аршин – 71см
А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.(Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр – единицы длины).
(Слайд 4)
“ ...В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...”
Как рос ребенок царицы? (Не по дням, а по часам).
Правильно!
“...И растет ребенок там
Не по дням, а по часам...”
(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)
Решите задачи.
Деятельность учащихся 4 класса | Деятельность учащихся 3 класса |
(Ученик решает задачу у доски) Царевич родился ростом 71 см. За 5 ч он вырос на 40см. Каким он будет через 24ч? Родился - 71см 5ч-40см 24ч-? 1) 40:5=8 (см)- за1ч 2) 8 * 24= 192 (см)- за 24ч 3) 71+ 192= 263 (см) – рост царевича Ответ: 263см |
(Ученики решают самостоятельно) Царевич родился ростом 71см. Через два часа он станет на 16см больше. Каким станет рост царевича? Родился - 71см Станет -? на 16 см больше., чем родился 71+16=87(см)- станет Ответ: 87см |
Переведите результат в м и см (2м 63см)
Высоким вырастет царевич за сутки? (Да)
А как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки? (Славным и могучим богатырем!)
А каким станет рост царевича через 2 часа. Илья, прочитай условие задачи и ответь нам на вопрос.
Где стали жить царица с царевичем? ( В городе на острове, который подарила царевна – лебедь).
Прочитайте.
Дети читают отрывок из сказки:
“...Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей...”
Посмотрите, какой "чудесный остров" нарисовал старейший советский художник Иван Яковлевич Билибин еще в 1905 г.(Слайд 5)
До сих пор его рисунок один из лучших не только в его творчестве, но и среди многочисленных рисунков других художников к этой сказке.
Перед нами "чудный остров" (так в сказке называет его царь Салтан). Царевич и царица изумленно смотрят на него. А город, действительно, сказочно чудесен.
Найдите отрывок из сказки, соответствующий следующей иллюстрации (Слайд 6)
Дети читают отрывок из сказки:
“..Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...”
Куда продолжат путь корабельщики? Прочитайте.
Дети читают отрывок из сказки:
“...Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана...”
(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)
Решите задачи.
Деятельность учащихся 4 класса | Деятельность учащихся 3 класса | ||||||
(Ученики решают задачу
самостоятельно) Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь затратило на 3 ч больше. С какой скоростью судно двигалось на обратном пути?
1) 20 * 7= 140 (км)- S 2) 7+ 3= 10 (ч)- t обр. 3) 140:10=14 (км/ч)-U обр. Ответ: 14 км/ч |
(Ученик решает задачу у доски) Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч, а на обратный путь на 3ч больше. Сколько всего времени затратило судно? Туда - 7ч Обратно - ? на 3 ч. больше, чем туда 1) 7+3=10 (ч)- обратно 2) 7+10=17 (ч)- всего Ответ: 17 часов |
- Почему такая разница в скорости? (По течению и против течения скорость различна).
- На обратном пути скорость ветра уменьшилась, ведь раньше корабли ходили под парусами.
- Илья посчитал, сколько времени затратило судно на весь путь, туда и обратно). (Судно затратило 17 часов)(Слайд 7)
- Какие три чуда были в городе князя Гвидона? (Первое чудо-белка )
Давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке, которую нарисовал ученик нашего класса. Найдите в тексте слова о белке.
Дети читают отрывок из сказки:
“...Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть...”
Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход, решив задачу.
(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)
Решите задачи.
Деятельность учащихся 4 класса | Деятельность учащихся 3 класса | ||||||
(Ученик решает задачу у доски) В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызала за 2 дня? I - 120ор. ? II - ? в 2 раза больше, чем в I день 1)120 * 2= 240 (ор.)- во IIдень 2) 120+ 240= 360 (ор.)- всего Ответ: 360 орехов. |
(Ученики решают самостоятельно) За 5ч белка разгрызла 50 орехов. Сколько орехов она разгрызала за 1 час?
50:5=10 (ор.)- в 1 час Ответ: 10 орехов. |
Сергей вычислил нам количество орехов, которые разгрызла белка за 1 час. Прочитай нам свою задачу и скажи ответ (За 1 час белка разгрызла 10 орехов).
Какое еще чудо есть в городе князя Гвидона? (33 богатыря).(Слайд 8)
Перед вами иллюстрация Бориса Васильевича Зворыкина "Черномор и богатыри". Наиболее выразительно он рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены как древние воины.
Прочитайте отрывок из сказки, соответствующий данной иллюстрации.
Дети читают отрывок из сказки:
“...Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит...”
- Что значит "попарно"? Сколько пар богатырей? Запишите выражением. 33 : 2 = 16 (ост. 1)
- А кто это остался один? (Дядька Черномор. Он идет впереди отряда).
- О каком чуде мы еще не сказали? (О прекрасной царевне-лебеди).
- Как описывает Пушкин царевну-лебедь?
Дети читают отрывок из сказки:
“....Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит...”
Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? (Слайд9)
Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX – начала ХХ в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, черноволосую и темноглазую царевну, с нежным и печальным лицом.
В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля) (Слайд10)
Физкультминутка:
“...Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром”.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног – всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился”.
Дети садятся за парты (Слайд11).
Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых? (Быстро. Он догонял корабль).
Что можно сказать о скорости корабля и скорости комара (мухи, шмеля)?
(Скорость комара, мухи, шмеля больше скорости корабля).
Давайте и мы также быстро расскажем таблицу умножения на 7.
Как вы понимаете выражение Пушкина:
“...А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят...”
(У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, ведь шмель ужалил ее в нос).
Дети, каким характером были наделены эти три женщины? (Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом).
Вот и сейчас гонец привез нам грамоту, но тетки опять подменили ее. В ней примеры на умножение, а ответы неверные. Давайте, мы исправим ошибки.
V. Первичное закрепление.
(Ученики 3 и 4 классов получают индивидуальные карточки)
Решите задачи.
Деятельность учащихся 4 класса | Деятельность учащихся 3 класса |
(Ученики решают самостоятельно)
Ответы: 48 4200, 3612, 438000 |
(Ученик решает самостоятельно) 5? 20=50 12? 3? 2=14 23? 3=66 Ответы: 100, 72, 69 |
Проверим, все ли нашли ошибки.
Сказки Пушкина не оставляют равнодушным никого. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком Пушкина русский композитор Римский-Корсаков пишет оперу "Сказка о царе Салтане". Послушайте отрывок из этой оперы – "Три чуда".
А вы, дети, откиньтесь на спинку стула, закройте глазки и представьте себе картины, которые навеет вам музыка. Звучит запись (Слайд 13).
Какие картины возникали в вашем воображении, что вы представляли, когда слушали музыку?
VI. Рефлексия учебной деятельности.
1. Обобщение
Какими словами заканчивается сказка?
“...Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил...”
Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретитесь с произведениями А.С. Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлёкшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.
Итак, сделайте каждый свой вывод о том, что мы повторили на уроке.
2. Оценки за урок.
VII. Итог урока.