Урок-аукцион по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Предметные:

  • формировать у учащихся представление об употреблении разделительных ъ и ь и правописании слов с ними,

Развивающие:

  • Способствовать развитию умения видеть проблему, исследовать ее и добиваться ее разрешения,
  • Способствовать постановке и реализации целей урока,
  • Способствовать раз витию орфографической зоркости,
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков(умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью)

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручки;
  • Содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, позитивному отношению к учебе.

Оборудование: презентация к уроку, карточка слова аукцион, названия команд, листки с тестом, сигнальные карточки, опорные схемы, магниты, красочные иллюстрации с изображением лотов,

Предварительная подготовка: распределение на 2 команды, рассаживание группами.

Ход урока

I. Организация внимания.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Поприветствуйте гостей, пришедших на наш урок. Садитесь.

II.Актуализация знаний учащихся.

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы проведём урок русского языка в форме “аукциона знаний”

Карточка слова

Что обозначает слово “аукцион”?

(Ответы учащихся.)

Как точно узнать лексическое значение слова?(посмотреть в словаре, в интернете).

Представители команд подойдите ко мне, ты … должен найти значение слова в словаре, выбери нужный. Ты… найди значение слова в интернете.

Пока ребята работают, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Проверим по словарю С. И. Ожегова.

“Аукцион - продажа какого-нибудь имущества или товара с публичного торга, имущество достаётся предложившему наивысшую цену”.

Сегодня вы сможете приобрести различные предметы, но не за деньги, а за прочные знания по русскому языку.

Я представляю команду “Грамотеев” и команду “Знатоков” .

2. Тестирование по теме “Правописание слов с шипящими”

Начало торгов, как и их окончание, объявляется ударом гонга.

Прежде, чем начнется аукцион, каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою состоятельность, способность участвовать в аукционе. Каждый из вас должен выполнить тест по изученной теме. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

3. Индивидуальный опрос.

По одному человеку от каждой команды потребуется для работы у доски.

  • 1 уч. – выполни разбор предложения, выпиши словосочетания,
  • 2 уч. – разгадай ребусы и запиши словарные слова.

4. Самопроверка теста с доски

Проверьте свою работу, используя ключ. Покажите результат, используя сигнальные карточки. Могу сказать, что ваши знания высоки. Вы можете участвовать в аукционе.

5. Проверка индивидуальной работы.

Проверим работу ребят у доски. Покажите с помощью сигналов.

Ты … справился лучше, твоя команда начнет торги.

III. Открытие аукциона знаний.

Наш урок пройдет под девизом: “Учен.е – путь к умен.ю”

Как понимаете эти слова?

Посмотрите на запись этих слов и попробуйте сформулировать тему урока.

Действительно, мы сегодня будем наблюдать над особенностями правописания разделительных ъ и ь.

Звучит удар гонга.

Аукцион объявляется открытым.

6. Упражнение в чистописании.

На продажу выставляется первый лот “Разделительный ъ и ь”

Начальная цена 3 балла. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Что объединяет эти буквы?

  • Не обозначают звука
  • В составе есть овал
  • Отделяют согласный от гласного

В каких буквах еще есть овал?

Выпишите эти буквы в чередовании, особое внимание обратите на соединение ъ с другими буквами.

Команда, которая справится с этим заданием быстро, и самое главное напишет каллиграфически верно, получит 2 балла.

Микроитог.

Первой справилась команда.. Лот №1 продан. Удар гонга.

Давайте уточним тему урока.

Как называются эти буквы? Сегодня мы узнаем, что разделяют эти буквы.

IV. Совместное открытие новых знаний.

1. Постановка учебной цели через решение проблемной задачи

Удар гонга. Лот № 2 – сказка “Маша и медведь” начальная цена 5 баллов.

На экране:

А дорога – далека,
А дорога – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
А. Шибалева

Какой сюрприз есть в этом стихотворении? Какие похожие по написанию слова вас заинтересовали?

Сесть – съесть

  • Чем они похожи? (буквами, написанием)
  • Чем отличаются (наличием ъ, значением, произношением)
  • Проверим ваши предположения, выполнив звукобуквенный разбор.

По одному уч-ся от каждой команды (на доске оба слова, класс работает вместе с 2 уч-ся, слово съесть)

Проверка звукобуквенного разбора 1 ученика с помощью сигналов.

Коллективный разбор 2 слова.

Что разделяет ъ?

На доске опорная схема (Приложение, Рисунок 1)

Рис. 1

Удар гонга. Лот приобрела команда…

2. Решение проблемной задачи через наблюдение над орфографическим материалом.

Удар гонга . Лот № 3 “Загадки деда Буквоеда”

Начальная цена 5 баллов.

На экране: лучше на интерактивной доске, чтобы можно было бы писать цветными фломастерами.

Солю - солью

Воробей – воробьи

Полет – польет

  1. Сравните произношение звуков, обозначенных выделенными буквами. Твердые они или мягкие? (мягкие)
  2. Слитно или раздельно произносятся они со следующими за ними звуками?  (в первом слове – слитно, во втором слове - раздельно)
  3. Какой звук слышится при раздельном произношении после согласного звука? (звук й)
  4. Какой буквой показано на письме раздельное произношение звуков? (ь)
  5. Опрос детей сочетаю с записями на доске, говорю: запишите любую пару слов.
  6. Сделаем вывод: что разделяет ь?

На доске опора: (рисунок 2)

Рис. 2

В ходе всей работы над темой на отдельной части доски поэтапно заполняется опорная схема:

Что разделяет ъ и ь?
Ъ Ь
#ъ й, #, ь й,

Итак, что показывают ъ и ь?

3. Чтение правила на с. 79

Удар гонга. Лот продан команде…

V. ФЗМ

Проверю ваше внимание и потренирую его заодно. Я буду произносить слова. Если в них есть разделительный ь – приседаете, ъ – подпрыгиваете.

На доске схема - подсказка движений схематично

Будьте внимательны, возможны провокации.

Счастье, съезд, лето, съемка, льется, семья, осень, перья, объявление, подъезд, стулья.

Молодцы, вы были внимательны.

VI . Первичное закрепление. Включение в систему знаний.

1. Списывание с орфографическим заданием.

Удар гонга. Лот №4 “Знак вопроса” - проблемное задание

Приобретет та команда, которая лучше справится с заданием.

Спишите эти предложения, вставьте, где необходимо ъ или ь.

2. Взаимопроверка по образцу.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу по образцу. Поставьте товарищу знак согласия или несогласия с его работой.

Микроитог. Быстрее справились представители команды… Лот продан. Гонг.

3. Творческая работа.

Наш аукцион подходит к концу. Хорошее настроение всегда способствует творчеству. Поставьте знак творческой работы: солнышко.

Составьте и запишите 2 предложения, объединенных темой, используя слова, написанные на карточках разного цвета, которые прикреплены в классе. Если вы сомневаетесь в написании слов, можно проконсультироваться у учителя.

По всему периметру класса висят слова на карточках двух цветов:

  • 1 группа – осен.ю, лист.я, л.ют, дерев.я.
  • 2 группа – под.езд, об.явление, с.емка, фильм.

На выполнение задания отводится 4 минуты.

  • 1 группа: Осенью часто льют дожди. На деревьях пожелтели листья.
  • 2 группа: На подъезде висит объявление. Во дворе будет съемка фильма.

4. Проверка творческой работы, заслушивание ответов детей.

VI I. Итог. Рефлексия.

1. Учебный итог.

Что показывает разделительные ъ и ь?

(что согласный звук и следующий за ним звук й произносятся раздельно)

2. Контрольная минутка с использованием средств обратной связи.

На столах карточки ъ и ь.

Работа в интернете с коллекцией цифровых образовательных ресурсов.

2 кл. №14, №5 тема “Нужны ъ или ь?”

К доске приглашаю 2 уч-ся, на них шапочки ъ и ь.

  • Называют слово, класс сигналами показывает нужную букву, ученик соглашается или нет.
  • Как понимаете пословицу?

3. Рефлексия. Методика “Дерево чувств”

Покажите сигналом свое мироощущение на уроке.

VIII. Домашнее задание.

По выбору:

  • Упр. 150,
  • 2 пословицы с ъ и ь.