Родительское собрание на тему "Чтение – это важно"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель: создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.

Форма проведения: диалог с элементами тренинга.

Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения:

  • "Учить читать – учить жить".
    С. Михалков
  • "Как читает человек – так и учится. Как читает – так и учит".
    В.Быков
  • "Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант чтения".
    С. Маршак
  • "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"
    В. Сухомлинский

Этапы подготовки:

  1. Опрос обучающихся и анкетирование родителей   на тему.
  2. Подготовка данных социологов.
  3. Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания посвящена детскому чтению.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.

В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Немного статистики:

  • Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;
  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;
  • Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.

Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам.Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Работа в группах.

Обсудить и найти 5 причин, которые указывают на необходимость чтения книг детьми.

Варианты ответов:

  1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;
  2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;
  3. Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;
  4. Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;
  5. Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.

В преддверии собрания был проведен опрос детей и анкетирование родителей. (Приложение 1)

Вот какой результат получили:

  • Любят читать 55% детей;
  • К сожалению, каждый второй родитель отмечает, что ребенок читает больше по необходимости;
  • Порадовало, что у всех дома есть книги для детей;
  • Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвали книгу, которую читает ребенок;
  • Обсуждают прочитанное ребенком произведение – 68% родителей;
  • Считают себя активными читателями – 48% родителей.

А вот данные социологов о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10% школьников;
  • Читают развлекательную литературу – 40% детей;
  • Читают познавательную литературу – 21% детей;
  • Читают для самообразования – 10 % школьников.

Представленные цифры говорят о тенденции снижения интереса к чтению младшего школьного возраста к старшему. Кем бы ни стали выпускники школ – им жить среди людей, а значит уметь понимать их, общаться с ними, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению.

Варианты ответов :

  • Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- томоментам;
  • Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;
  • Родители сами должны показывать пример чтения;
  • Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.

Конечно, этот список можно продолжить. А пока я предлагаю Вам памятки с полезными советами "Как привить интерес к чтению?" (Приложение 2)

Итак, давайте помнить, что книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книга обогащает знаниями, организует мировосприятие ребенка, дает возможность познать и выразить себя в слове.

Решение родительского собрания:

  1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи: систематически читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное;
  2. Организовать в своей семье вечера семейного чтения;
  3. Систематически посещать библиотеку.

Литература:

  1. Родительское собрание по детскому чтению/ сост. Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.