Цель: создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения:
- "Учить читать – учить жить".
С. Михалков - "Как читает человек – так и учится. Как
читает – так и учит".
В.Быков - "Основная задача взрослых – открыть в
ребенке талант чтения".
С. Маршак - "Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя"
В. Сухомлинский
Этапы подготовки:
- Опрос обучающихся и анкетирование родителей на тему.
- Подготовка данных социологов.
- Подготовка памяток для родителей.
Ход собрания
Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания посвящена детскому чтению.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.
В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.
Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?
На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
Немного статистики:
- Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;
- Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;
- Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.
Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам.Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.
Работа в группах.
Обсудить и найти 5 причин, которые указывают на необходимость чтения книг детьми.
Варианты ответов:
- Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;
- Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;
- Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;
- Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;
- Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.
В преддверии собрания был проведен опрос детей и анкетирование родителей. (Приложение 1)
Вот какой результат получили:
- Любят читать 55% детей;
- К сожалению, каждый второй родитель отмечает, что ребенок читает больше по необходимости;
- Порадовало, что у всех дома есть книги для детей;
- Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвали книгу, которую читает ребенок;
- Обсуждают прочитанное ребенком произведение – 68% родителей;
- Считают себя активными читателями – 48% родителей.
А вот данные социологов о детском чтении:
- Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;
- Не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10% школьников;
- Читают развлекательную литературу – 40% детей;
- Читают познавательную литературу – 21% детей;
- Читают для самообразования – 10 % школьников.
Представленные цифры говорят о тенденции снижения интереса к чтению младшего школьного возраста к старшему. Кем бы ни стали выпускники школ – им жить среди людей, а значит уметь понимать их, общаться с ними, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению.
Варианты ответов :
- Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- томоментам;
- Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;
- Родители сами должны показывать пример чтения;
- Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.
Конечно, этот список можно продолжить. А пока я предлагаю Вам памятки с полезными советами "Как привить интерес к чтению?" (Приложение 2)
Итак, давайте помнить, что книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книга обогащает знаниями, организует мировосприятие ребенка, дает возможность познать и выразить себя в слове.
Решение родительского собрания:
- Учитывая важную роль родителей в привитии у детей интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи: систематически читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное;
- Организовать в своей семье вечера семейного чтения;
- Систематически посещать библиотеку.
Литература:
- Родительское собрание по детскому чтению/ сост. Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.