Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения. Этикет". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Задачи:

  • Образовательная. Познакомить обучающихся с понятием “однородные члены предложения”. 
  • Развивающая. Развивать познавательные интересы обучающихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная. Способствовать профилактикедевиантного поведения, формированию высоких нравственных качеств.
  • Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей ребёнка

Оборудование:

  • Презентация, выполненная в MicrosoftOfficePowerPoint2003  “Однородные члены  предложения”.
  • Распечатки материалов для самостоятельной работы обучающихся, наглядно-практический материал для составления схемы предложения.

Тест

Записи на доске:

1) Этикет – (фр. – ярлык, этикетка) установленный порядок поведения.

2) Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И. Ожегова)

3).Жестикуляция - выражение чувств и мыслей с помощью жестов. По этикету нельзя в беседе излишне жестикулировать. Это производит впечатление недостаточно воспитанного человека.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Презентация.

Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Садитесь. Записываем в тетрадях число.

Ежедневно мы общаемся с большим количеством людей.

Для чего нужно общаться?

Большинство из нас не задумывается над тем, как мы общаемся друг с другом. А общение имеет свои правила. Это правила речевого этикета, которые нам предстоит усвоить.

А что такое этикет?

Входит профессор Буковкин. Здравствуйте, ребята. Я с удовольствием помогу вам постичь тайны общения. Ведь так важно знать, как правильно поздороваться или попрощаться, как вести себя в той или иной ситуации. А поможет в этом знание этикета.

Слово “этикет” произошло от французского слова, что в переводе означает ярлык, этикетка. Это установленный порядок поведения. Этикет определяет правила поведения человека на все случаи жизни: дома и на работе, в театре и в библиотеке, в кругу друзей и на улице.

II. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения

Слово профессоруБуковкину. Я хочу вам рассказать сказку.  Жил да был медвежонок. Мама изо всех сил старалась научить сына правильно вести себя за столом, но получалось плохо. Всё, что ему говорили, слушал он не всегда, пока однажды не произошёл случай, который изменил его в лучшую сторону:  

Медвежонок хлеб жевал –
Крошки хлебные ронял,
Говорил с набитым ртом,
Поперхнулся, а потом...,
После взялся за компот
Стол облил и свой живот...,
Мылом мылся вечер целый,
Изменился, стал умелый. (Слайд 2)

III. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом

  • Понравилось ли вам это стихотворение?
  • Чем?
  • Каким вы себе представили главного героя?
  • Можно ли эти качества медвежонка перенести на человека?
  • А можно ли исправить недостатки, о которых говорится в стихотворении?

Взгляните на это предложение глазами знатоков русского языка и ответьте на вопросы.  Я предлагаю вам в группах обсудить и сделать записи в тетрадях.

1. Что необычного в этом стихотворении?

2. Найдите грамматическую основу предложения.

3. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

4. С какой интонацией они читаются?

5. Как называются подобные члены предложения?

(Слайд 3)

Проверка (Слайд 4)

IV. Целеполагание

Слово учителя.Продолжаем работу в тетрадях. (Слайд 5)

Тема нашего урока “Однородные члены предложения”.  А как вы думаете: “Что нам необходимо знать об однородных членах? Что мы должны уметь?”

Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: “Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться”. (Слайд 6)

Работа со слайдом. Что надо знать и что надо уметь.

А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест.

V. Актуализация знаний

1. Цифровой диктант

1 словосочетание

2 предложение

Доброе утро, приятного аппетита, я улыбаюсь, Маша поздоровалась, счастливого дня, свеженькой воды, с лёгким паром, улыбка помогает, спокойной ночи, хорошего дня.

1,1,2,2,1,1,1,2,1,1

Проверка в парах. (Слайд 7)

Приветствие – один из признаков воспитанности. На Руси было принято здороваться с древних времён. И в наше время приятно услышать приветствие в свой адрес. Увидев знакомого человека, можно сказать “доброе утро”, “счастливого дня”, “хорошего дня”, “добрый вечер”, “здравствуйте”. Друзьям можно сказать “привет”. Наши предки говорили “свеженькой воды”, здороваясь с тем, кто несёт воду. И всё это делалось с улыбкой.

Учащийся (в это время) у доски выполняет синтаксический разбор предложения.
Открытая улыбка помогает людям. (Пр-е повеств.,невоскл.,распр,)

Посмотрите на предложение, которое разбирали на доске. Проверьте правильность разбора.

VI. Объяснение нового материала.

Запись предложения на доске и в тетрадях, разбор.

Посмотрите на предложение, которое учащийся разбирал на доске.

Давайте уточним, какая улыбка называется открытой?

Для чего нужна улыбка?

Поблагодарить, выразить хорошее настроение, расположить человека к себе;

Измените предложение, используя однородные члены предложения. (Предложение диктует ученик, записывающий его на доске).

Открытой улыбкой мы выражаем настроение, благодарим, располагаем к себе.

Признаки однородных членов:

Найдите в этом предложении однородные члены. Задайте к ним вопрос.

Отвечают на один и тот же вопрос;

Подчеркните их как члены предложения.

Являются одним и тем же членом предложения;

От какого слова задаём вопрос?

Относятся к одному и тому же слову в тексте;

Определите, какой частью речи являются однородные члены?

Являются одной частью речи;

Прочитайте это предложение выразительно. Что вы заметили?

Произносятся с перечислительной интонацией.

(Слайд 8)

VII. Закрепление полученных знаний.

Продолжите предложения, соблюдая интонацию. Запишите их.

На уроке мы не ..., ...,! (шумим, отвлекаемся, спорим)

... и ... нашего класса не ссорятся? (девочки и мальчики)

Мои одноклассники ..., ..., ... . (вежливые, воспитанные, дружные)

На день рождения я прихожу с ..., ..., ... . (подарком, цветами, хорошим настроением)

Я слушаю одноклассника ..., ..., ... . (внимательно, спокойно, доброжелательно)

Проверка результатов. (Обучающиеся из каждой группы читают по одному предложению, по очереди).

Какие члены предложения могут быть однородными?

бывают любым членом предложения (Слайд 8)

VIII. Физкультминутка “Минутка доброты”

У меня в руках символический предмет. Это символ доброты.

– Почему? Потому что к кому в руки он попадёт, тот человек начинает другому говорить комплименты.

Слово профессору Буковкину. Что такое комплимент?

Комплимент - это любезные, приятные слова, которые говорит один человек другому. Это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения, восхищение внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом.

Передаём предмет из руки в руки и говорим друг другу комплименты.

У тебя умный и сосредоточенный взгляд.

У тебя доброжелательная улыбка.

2. Графическое изображение однородных членов

А). Работа с учебником.

Страница 79.

Б). Составление схемы предложения, записанного на доске.

В). Работа с макетами

Попробуйте графически изобразить предложения с однородными членами из предыдущего упражнения (построение схем предложения в группах по одному предложению). Результат вывешиваем на доску.

IX. Тест

Продолжаем работу. В начале нашего урока мы говорили о том, что нам предстоит выполнить тест, но прежде чем мы с вами приступим к его выполнению давайте ещё раз вспомнить признаки однородных членов предложения. Это нам нужно для того, чтобы правильно найти их в тексте.

Тест

Укажите правильную формулировку.  Однородные члены отвечают...

А. на разные вопросы

В. на один и тот же вопрос

С. на какие хотят

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены ...

А. относятся к одному и тому же члену предложения

В. читаются без перечислительной интонации

С. относятся к разным членам предложения

3. Найдите предложение с однородными членами

А. Хохот и песни слышались повсюду.

В. На весенней лужайке расцвели колокольчики.

С. Мы любим свою Родину.

4. Найдите предложение с однородными подлежащими:

А. Ослепительное солнце заглянуло в окно.

В. В лесу живут разные звери.

С.В лесу весело поют соловьи и кукушки.

5. В предложении (Чаще всего ворона таскала сахар, печенье, колбасу.) однородными членами являются:

А. Сказуемые

В. Подлежащие

С. Дополнения

Взаимопроверка в парах: 1. В, 2. А, 3. А, 4. С, 5. С

  • 0 ошибок – “5”
  • 1 ошибка – “4”
  • 2-3 ошибки – “3” (Слайд 9)

X. Итог урока

Учитель. Итак, ребята, подведём итоги:

– Что такое однородные членыпредложения?

– Какие признаки однородных членов вы запомнили?

– Чему научились сегодня на уроке?

-- Что об этикете узнали нового?

(Слайд 10, 11)

XI.  Рефлексия

Смайлы. Понял отлично. Понял хорошо. Сомневаюсь. Не понял.

Образцы выводим на доску, а дети выбирают себе смайл и делают зарисовку карандашом в тетради.

(Слайд 12)

XII. Выставление оценок (дети аргументируют).

XIII. Домашнее задание.

Упражнение  192.

Подобрать пословицы, в которых есть однородные члены предложения.

Творческое задание.

Слово учителя. (Слайд 13).   Ребята, вам нравится учиться в нашей школе? Каждый день вы приходите с хорошим настроением. Вас всегда с нетерпением ждут учителя. Мы хотим, чтобы вы всегда с желанием  и радостью шли учиться, своими успехами и достижениями прославляли нашу школу. Используя однородные члены предложения, напишите небольшое сочинение на тему “Моя родная школа”

На уроке мы убедились в том, что все однородные члены живут в добрых отношениях друг с другом. Они живут в дружбе, равенстве, потому что срединих нет главных и зависимых, а поясняют они одно и то же слово. Мыдолжны тоже жить в мире, согласии, братстве, добре, любви. Мы все:Петров, Иванов, Васечкин, учитель, директор – однородные члены школы,класса, сидим за одинаковыми партами, любим русский язык!

Резерв. Работа на доске.

Списать. Найти грамматическую основу. Составить схемы предложений с однородными членами.

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла....

В гостях ведём себя тихо, спокойно, вежливо.

Младший всегда первым приветствует старших, уступает им место в транспорте.

Хорошие манеры - скромность, сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательность.

Дурные манеры – громкая речь, активная жестикуляция, неряшливый внешний вид, недоброжелательность к окружающим, унизительные клички и прозвища.

Слово профессору Буковкину

Жестикуляция – это выражение чувств и мыслей с помощью жестов. По этикету нельзя в беседе много жестикулировать, то есть размахивать руками, строить рожицы, кривляться. Это производит впечатление не совсем воспитанного человека.