Цель урока: Познакомить учащихся с химическими свойствами воды и рассмотреть их по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”, рассмотреть условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, рассмотреть понятия электролиз, фотолиз, гидролиз, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.
Задачи:
Образовательные задачи:
- применение знаний, умений и навыков в новых условиях - создание проблемной ситуации;
- контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
- уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
- уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов
Развивающие задачи:
- развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
- формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
- воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
- воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Элементы содержания: электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз
Оборудование: натрий, карбид кальция, оксид кальция, оксид железа, вода, медиапроектора, наборы для лабораторной работы, фенолфталеин, пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль знаний.
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: подготовиться к проведению урока, к наиболее эффективной работе на уроке.
Проверяется готовность к уроку, раздаются план урока (Приложение 1), листы с тестом (Приложение 2), инструкции для выполнения лабораторной работы (Приложение 5), лотки с демонстрационным материалом, лист наблюдений (Приложение 5), объявляются этапы урока.
Организовывается работа учащихся на начальном этапе урока, класс слабоподготовленный, обучающиеся с повышенной моторной активностью, поэтому вспоминаются советы учителя о том, как лучше организовать работу на уроке, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье одноклассников.
1. Как удобней и полезней для здоровья сидеть на уроке?
2. Почему на уроке учитель просит тишины?
Вступительное слово учителя. На этом уроке мы рассмотрим новую тему “Типы химических реакций на примере свойств воды”. Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”. Сейчас мы выполним тест по этим темам.
II. Промежуточный контроль знаний по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения” по технологии “Взаимопередачи заданий”
Цель: проверить умения составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов и продолжить формировать эти умения в случае недостаточной сформированности..
Учащиеся выполняют тест – 5 минут (Приложение 2). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо проверить работу соседа и поставить оценку, затем тесты передать на проверку учителю. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске или на экране медиапроектора открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.
Для медиапроектора, правильные варианты
Тест по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”
Время выполнения - 5 минут
I вариант
Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”
1 часть карточки
1. 2 Cu + O2 —> 2 CuO реакция соединения
2. 2 Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3 H2O реакция разложения
2 часть карточки
3. 2 AL + 3 CuBr2 —> 2 AlBr3 + 3 Cu реакция замещения
4. 3 Ca(OH)2 + 2 Na3PO4 —> Ca3(PO4)2 + 6 NaOH реакция обмена
II вариант
Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”
1 часть карточки
1. 2 Cr(OH)3 —> Cr2O3 + 3 H2O реакция разложения
2. Si + 2 F2 —> SiF4 реакция соединения
2 часть карточки
3. 2 Fe(OH)3 + 3 H2SO4 —> Fe2(SO4)3 + 6 H2O реакция обмена
4. 2 FeBr3 + 3 Zn —>3 ZnBr2 + 2 Fe реакция замещения
III. Изучение нового учебного материала.
Учебная цель: В результате этого урока мы должны рассмотреть химические свойства воды. В ходе урока мы узнаем, в каких реакциях разложения, соединения, замещения и обмена участвует вода. Вывод цели с помощью учеников
Слово учителя: Моя цель на уроке рассказать вам об этом, помочь вам запомнить эти реакции, и мы продолжим учиться составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.
Основные положения нового учебного материала, который вы сегодня должны освоить.
Самое удивительное вещество на нашей планете - оксид водорода H2O
Доклад ученика (Приложение 3), возможно презентация, индивидуальная форма работы
В это время ученики составляют конспект доклада в объеме пяти предложений.
Примерное содержание конспекта
Россия занимает первое место в мире по запасам пресной воды.
Вода в России сосредоточена в реках, озерах, водохранилищах
40% суши – это засушливые и полузасушливые регионы мира, имеют только 2% мировых запасов пресной воды
Наш регион также относится к засушливым регионам
Вскоре 2/3 населения планеты будут жить в странах, испытывающих нехватку воды.
Химические свойства воды. Объяснение с опорой на знания учеников.
1. Реакция разложения. Что такое реакция разложения?
Сегодня мы познакомимся с новым типом реакций разложения - электролиз
Электролиз – реакция, протекающая под действием постоянного электрического тока
электрический ток
2H2O —> 2H2 + O2
Давайте вспомним процесс фотосинтеза.
Доклад ученика (Приложение 4), возможно презентация, индивидуальная форма работы
Здесь мы познакомимся с еще одним типом реакции разложения
Фотолиз – разложения воды под действием света
свет, пластиды
2H2O —> 2H2 + O2
H2 + CO2 —> C6H12O6 (схема процесса)
Совокупность этих процессов называют фотосинтезом
Уравнение реакции фотосинтеза (реакция синтеза)
свет, пластиды
6CO2 + 6H2O —> C6H12O6 + 6O2
Коэффициенты в уравнении реакции выставляются с опорой на знания учеников фронтально или у доски вызванным учеником
2. Реакции соединения. Фронтальный опрос класса: дать определение реакции соединения.
Сегодня мы рассмотрим реакции соединения на примере взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой
1. Реакция гашения извести
Запись реакции на доске, с помощью ученика, демонстрация ее учителем и демонстрация ЦОР, видео “Взаимодействие оксида кальция с водой”,
CaO + H2O негашеная известь |
—> | Ca(OH)2 гашеная известь |
гидроксид кальция, растворимое основание, щелочь
Обратить внимание учеников, что такое щелочь
Закрепление. Фронтальный опрос: Что такое щелочь? (Щелочи – это растворимые основания.)
Какие металлы и оксиды каких металлов образуют растворимые основания – щелочи? (Щелочи образуют металлы I группы, главной подгруппы, металлы II группы, главной подгруппы, начиная с кальция.)
2. Реакция образования растворимых, кислородсодержащих кислот из оксидов неметаллов
P2O5 + 3 H2O —> 2H3PO4 фосфорная кислота или гидроксид фосфора
Обратить внимание учеников, что гидроксиды – это не только основания, но и кислородсодержащие кислоты.
Составить схему
Правило – вода реагирует с оксидами металлов и неметаллов, если образуются растворимые гидроксиды (основания или кислоты)
Закрепление, фронтальный опрос: Посмотрите в учебник, страница 171, и объясните, почему в одном случае оксиды взаимодействуют с водой, а других случаях взаимодействие не происходит?
Выполнение Лабораторной работы “Исследование взаимодействия оксидов металлов с водой” (Приложение 5), работа в группах, по методу КСО
Организация работы класса. Перед началом работы один ученик напоминает правила техники безопасности всему классу.
Класс делится на малые группы по 4 человека, например, по скорости работы или по желанию учащихся.
Во всех группах учащимся раздаются инструкции лабораторной работы.
3. Реакции замещения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.
Что такое реакция замещения?
Уравнение реакции взаимодействия натрия с водой на доске записывает вызванный ученик, остальные ученики в Приложение 1. План урока. После этого демонстрируется ЦОР “Взаимодействия натрия с водой” и объясняются учителем особенности эксперимента.
4. Реакция соединения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.
Актуализация знаний. Что такое реакция соединения? Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки?
Гидролиз – это реакция обменного разложения вещества с водой. То есть это одновременно реакция и обмена и разложения.
Демонстрация опыта учителем и объяснение его результатов с записью уравнения на доске учеником
CaC2 + карбид кальция |
2H2O —> | C2H2 + ацетилен |
Ca(OH)2 гидроксид кальция |
IV. Закрепление учебного материала
Учебная цель: Закрепить новые понятия и учебные навыки
Фронтальный опрос:
- Что такое электролиз воды?
- Что такое фотолиз воды?
- Что такое гидролиз?
- Что объединяет эти реакции?
Использование ЦОР
Интерактив. Химические свойства водыЗадание учащимся во время просмотра ресурса
1. Расставить коэффициенты
2. Определить тип реакции
V. Задание на дом
Представлено в рабочих листах.
Цель: выучить реакции соединения, разложения, обмена, замещения на примере реакций с участием воды, научиться писать эти реакции самостоятельно, уметь применять полученные знания в новой ситуации (проблемный вопрос).
Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок, уметь применять полученные знания в новой ситуации (проблемный вопрос).
Домашнее задание.
Проблемный вопрос. Как химические свойства воды зависят от строения молекулы воды и химической связи этой молекулы?
Параграф 33 “Типы химических реакций на примере свойств воды”, страница168-173, упражнение 1-3
VI. Рефлексия
Обсуждение с учащимися, что понравилось в проведенном уроке, а что вызвало затруднение.
Список литературы.
1. Химия 8, 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. Электронное учебное издание. ООО “Дрофа” 2011.
3. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2011.