Урок литературы по теме "Между любовью и любовью…" (Жизнь и творчество М.И. Цветаевой). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Я, словно бабочка к огню,
Стремилась так неодолимо
В любовь, в волшебную страну,
Где назовут меня любимой.
М.И.Цветаева

ЦЕЛИ:

  • Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.И.Цветаевой, показать сложный внутренний мир поэта.
  • Развивать умения выразительного чтения, чтения наизусть, умения связной монологической речи.
  • Воспитывать эстетический вкус, понимание красоты поэтического слова, любовь к поэзии, музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет М.И.Цветаевой.
  • Оформление доски (запись темы урока “Между любовью и любовью”, высказывание поэта).
  • Выставка книг М.И.Цветаевой, её любимых писателей, поэтов.
  • Музыкальное оформление.
  • Презентация “Марина Ивановна Цветаева”.
  • Свечи рядом с портретом поэта.

ТИП УРОКА: урок новелла.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Я рада видеть вас, мы начинаем наш урок.

(Звучит первый куплет романса “Я, словно бабочка к огню)

В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил “Вечер поэтесс“. Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читали свои стихотворения. Публика заметно скучала.

Как вдруг... Словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини, платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. И вся она дышала каким-то внутренним протестом, внутренним напором. Она прочитала, чеканя каждое слово :

Я расскажу тебе – про великий обман:
Я расскажу тебе, как ниспадает туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни...

- Как вы думаете, кто была эта женщина в чёрном платье, стоптанных валенках и военной сумкой через плечо?

Это была Марина Цветаева. (СЛАЙД №2)

Сегодня мы с вами обратимся к творчеству ещё одного поэта серебряного века – М.И. Цветаевой. Я предлагаю нам вместе сочинить новеллу, которая будет называться “Между любовью и любовью”. Именно так звучит тема урока, запишите её в тетрадях. И строки, которые мы слышали в начале урока, будут являться эпиграфом к сегодняшнему разговору.

Попытаемся посмотреть на личность Марины Цветаевой через призму её стихотворений.

Всё было “между любовью и любовью”: и смерти, и трагедии, и холод, и голод, и революции, и вся её жизнь была между любовью и любовью. Хотя эти строки, написаны молодой Цветаевой. “Лежат они, написанные наспех,/ Тяжёлые от горечи и нег./ Между любовью и любовью распят/ Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век...” Именно эти слова являются самым верным определением всей её жизни. Она всегда знала, что будет именно так. Кажется, что знала про своё будущее всё. “Я до последних дней буду писать сильно”, - говорила она. Так оно и было.

Марина Ивановна Цветаева!.. Мы на уроках почти не говорили о ней. (СЛАЙД №3)

- Какой она вам представляется? Какие смысловые ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите это имя? (Творец, трагедия, судьба-легенда, стихия, свобода, любовь, цветы, цветение, тайна, обнажённая душа, израненное сердце, глубина моря, сердце бьётся в каждой строчке, поёт стихи...)

Первое, на что я хотела бы обратить внимание – это то, что М.И. Цветаева была поэтом вне групп и направлений, т.е. она не относилась ни к поэтам-символистам, ни к акмеистам, ни к футуристам.

Марину Ивановну как-то неловко называть “поэтессой”.
Она была великим русским поэтом. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова “поэтесса” по отношению к себе, она называла себя: “Поэт Марина Цветаева”. Вся её жизнь – это роман с собственной душой, отражённый в стихах.
Судьба Марины Ивановны, как и судьбы многих ее соратников по перу, необычна и трагична.

Дух непокорности, протеста, напористости в достижении поставленной цели был присущ Марине Ивановне с детства.

(3 девушки рассказывают биографию М.И.Цветаевой до 1917 года, читают её стихи)

1 Ученица:

(СЛАЙД №4)Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года,( с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова,) в уютном особняке одного из старинных московских переулков, в интеллигентной дворянской семье. Отец - Иван Владимирович Цветаев – сын священника, европейский филолог, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского Музея изящных искусств. (СЛАЙД №5) Мать - Мария Александровны Мейн, из польского княжеского рода, ученица Рубинштейна, редкостно одарённая в музыке. (СЛАЙД №6)

2 Ученица:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний.
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

1 Ученица: “Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым, догодовалым словом оказалась “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”, - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: “До, Муся, до, а это ре, до-ре...”. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку, ...которая обернулась Лирикой“. Марина Ивановна с благодарностью вспоминала о музыкальных вечерах в родительском доме, игру матери на рояле, ее пение под гитару удивительных по красоте романсов. (СЛАЙД №7)

Матери не стало в 1906 году. Марина и её сестра Анастасия остались на попечении отца

...Всё бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим.

3 ученица:

Кто создан из камня, кто создан из глины -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
-В купели морской крещена - и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена -
Высокая пена морская!

1 Ученица:

(СЛАЙД №8) С детства Цветаева была очень самостоятельной, диковатой и резкой, застенчивой и конфликтной. Она не уживалась в гимназиях, меняя их: за пять лет – три. Вот что вспоминает о гимназических годах ее одноклассница Т.Астапова.

“В нашей гимназии Цветаева проучилась два года. Вернее было сказать: пробыла два года. Это была ученица особого склада. Не шла к ней ни гимназическая форма, ни тесная школьная парта. Она была как экзотическая птица, случайно залетевшая в стайку пернатых северного леса.

...В гимназию Цветаева приходила с перерывами: походит несколько дней, и опять ее нет. А потом смотришь, вот снова сидит на самой последней парте и, склонив голову, читает книгу. Только изредка вдруг приподнимет голову, заслышав что-то стоящее внимания, иногда сделает какое-нибудь замечание и снова погрузится в чтение“.

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз.

Позднее Марина Ивановна вспоминала: “Стихи пишу с 16 лет. Писала и французские и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие...

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.”

Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть - книги.

Марина очень любила книги, жила жизнью героев. К 18 годам прочитала Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Льва Толстого... Немецких и французских романтиков, Гюго, Ницше. Романы Чарской, пьесы Ростана, Гейне, Гёте, книги, связанные с жизнью Наполеона и это далеко не всё, что прочла будущий поэт.

В возрасте 16 лет совершила поездку в Париж, где в Сорбонне прослушала курс лекций по истории французской литературы.

Марина Ивановна писала много. Это били не только стихи, но и рассказы. Она вела свой дневник.

Однажды Марина собрала стопку своих стихов, исповедь души за последние два года, отнесла в издательство и за собственные деньги напечатала первый сборник “Вечерний альбом“. Было тогда Цветаевой 18 лет. Любовь наполняет эту книгу: любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго будет это длиться)

2 Ученица:

“В пятнадцать лет“

Звенят, поют, забвению мешая,
В моей душе слова “Пятнадцать лет“.
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!
Еще вчера в зеленые березки
Я убегала, вольная, с утра.
Еще вчера шалила без прически,
Еще вчера!
Весенний звон с далеких колоколен
Мне говорил: “Побегай и приляг!“
И каждый крик шалунье был позволен,
И каждый шаг!
Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет!
– Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать лет.

1 Ученица: (СЛАЙД № 11) Из воспоминаний Т. Астаповой:

Будучи гимназистками 8-го класса, мы держали в руках ее первый сборник стихов, и нам вспоминались брошенные вскользь Мариной слова: “Вскоре я вас всех удивлю“. Я читала и перечитывала стихи из “Вечернего альбома“ и вышедшего вслед за ним “Волшебного фонаря“.

Мне нравились поэтические образы ее юной фантазии и хотелось лучше понять душу поэта.

В декабре на заре было счастье,
Длилось – миг!
Настоящее, первое счастье,
Не из книг.
В январе на заре было горе,
Длилось – час.
Настоящее, горькое горе,
В первый раз!

Цветаева не окончила гимназию и в 1911 году уехала в Крым, где жила в Коктебеле у поэта Волошина, старшего и верного друга. (СЛАЙД №12) Максимилиан Волошин не только писал стихи, но и создавал необычные пейзажи Крыма. Марина была очарована этим талантливым человеком. (СЛАЙД №13)

В Коктебеле она встретила и своего будущего мужа Сергея Эфрона
Он был круглый сирота, сын революционных деятелей, близких к народническим кругам. (СЛАЙД №14)

Их встреча была и случайной, и предопределенной судьбой. Однажды, гуляя по берегу моря, рассматривая ракушки и отшлифованные морскими волнами камни, она заметила идущего ей навстречу, высокого, красивого юношу и загадала: “Если подойдет и заговорит – выйду за него замуж“. Он подошел и заговорил...

Эфрон вспоминал:

"Я был очарован ею. Необыкновенно красивая – золотистая от загара, с сияющими глазами, развивающимися кудрями...– она была похожа на нимфу. И сердце, забившись гулко, сказало: "Это – судьба!" Я влюбился в Марину мгновенно и навсегда. Только любовь и полное доверие друг к другу. И невозможность существовать врозь".

Письма, которые писали друг другу Марина и Сергей, это потрясение, невозможный накал страстей.

Сергей – Марине: “Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы...

Берегите себя, заклинаю Вас... Храни Вас Бог. Ваш С.”

Марина – Сергею: “Мой Серёженька!.. Не знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам...”

Вот так, на “ВЫ”, они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, но на “ВЫ”. И в этом слове звучало необыкновенное уважение, гордость за ближнего.

27 января 1912года в Москве состоялось вечание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

Именно ему, любимому мужу и верному другу, посвятила свои лучшие стихи:

3 Ученица:

С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в Вечности – жена, не на бумаге.–
его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

1 Ученица: (СЛАЙД №15) Семейная жизнь Марины и Сергея складывалась счастливо.

5 сентября 1912 года в половине шестого утра, под звон колоколов родилась Аля – Ариадна Эфрон.

- Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил:- Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла,-
Девочку мою встречали
Ранние колокола.

- Я назвала ее Ариадной, - вопреки Сереже, который любит русские имена.

Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.

Рождение дочери Ариадны, множество встреч, взаимопонимание с мужем, его сестрами – все это вдохновляло Цветаеву радостью бытия. Ее стихи стали более четкими, появилась энергия и ритмы, она с нетерпением ждала своего звездного часа.

2 Ученица:

“Моим стихам“

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитаным стихам!–
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам , как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

1 Ученица: Многие стихотворения 1915-1916 годов Марина Ивановна посвятила своим товарищам по перу. (СДАЙД № 16)

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы еще в детстве вошел А.С.Пушкин Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений “Стихи Пушкину“ и эссе “Мой Пушкин“, “Пушкин и Пугачев“.

Особые отношения связывали ее с Александром Блоком глубокое уважение, преклонение перед его талантом, восхищение.

Марина Ивановна посвящает стихи и Анна Ахматовой:
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
– И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова – и сердце свое в придачу.

Рассказ учителя:

(СДАЙД №17) С весны 1917 года для Цветаевой наступает трудный период. Она хотела жить исключительно частной, личной жизнью, а время неустанно вторгалось в ее судьбу.

В апреле она родила вторую дочь. Собиралась назвать ее в честь Ахматовой Анной, но потом передумала: “Ведь судьбы не повторяются“, – и назвала ее Ириной.

В этом же году началась и личная драма Марины: долгая разлука с мужем, белым офицером армии Корнилова. Он превратился для нее в мечту, в прекрасного “белого лебедя“, героического и обреченного.

Ее духовное одиночество становится невыносимым: “Все истрепала, изорвала, – только и осталось, что два крыла“.

Осенью 1919 года – в самое тяжелое, голодное время – Марина Ивановна отдала своих девочек, Алю и Ирину, в подмосковный приют, надеясь там сохранить их от голодной смерти. Вскоре забирает оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920 года потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения и тоски. Она даже не смогла присутствовать на похоронах дочери, так как боялась оставить больную дочь одну дома.

Это было настоящей трагедией – человеческой и материнской.

(Стихотворение читает подготовленная ученица)

Две руки, легко опущенные,
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла!
Старшую из тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.

Зато как много она писала в этот время! За три года она создала более 300 стихотворений, поэму-сказку “Царь-девица“, шесть романтических пьес, множество записей-эссе. И дело даже не в количестве, а в чуде многообразия, в поразительном расцвете творческих сил.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной.
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите –или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке лишь горстка пепла!
И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой, произошло 14 апреля 1921 года. В этот день она получила первое за четыре с лишним года письмо из-за границы от мужа, где он находился после разгрома белого движения. И она принимает мгновенно и бесповоротно решение ехать к Сергею Яковлевичу. Без него она не мыслит своего существования.

И в мае 1922 года вместе с дочерью покидает Россию . (СЛАЙД №18)

Вначале был Берлин. Здесь она встретилась, наконец, с мужем. Здесь же произошли и другие, не менее примечательные встречи: с Есениным, Андреем Белым, Борисом Пастернаком.

Позже семья приезжает в Чехию, где Эфрон учился в университете. Здесь Марина Цветаева выросла в поэта, который в наши дни причислен к великим. Ее поэзия говорила о бессмертном творческом духе; заветной темой становится щемящая тоска по Родине.

И конечно же, тема, которая проходит через все ее творчество, – это философия и психология любви.

Поэтесса требовала достоинства в любви и достоинства при расставании, гордо загоняя свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая.

Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времён:
“Мой милый, что тебе я сделала?!”

Во многих стихотворениях звучат романсовые ритмы, передавая всю сложную, порой трагическую гамму чувств любящей женщины.

(Исполнение романса “Не отрекаются любя” ученицей)

В феврале 1925 г. у Цветаевой родился давно желанный сын Георгий, в семье его будут называть Мур. (СЛАЙД № 19). “Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть.

Мальчиков нужно баловать,- им, может быть, на войну придется.” – писала Марина.

А осенью семья переехала во Францию, где ей суждено было пробыть 13 с половиной лет.

(СЛАЙД №20) Время шло. Жизнь постепенно налаживалась. Но Сергей Яковлевич и дочь Ариадна рвались на родину, в Советский Союз. Марина Ивановна этому противилась. Ее родные упрекали в политической слепоте. Но она-то как раз оказалась самой зрячей из семьи, чувствовала внутреннюю тревогу, протест против возвращения в страну, где разрушен храм Христа Спасителя, уничтожается цвет интеллигенции, царит тотальная слежка.

(СЛАЙД № 21)В марте 1937 г. Ариадна уехала в Москву, а осенью по политическим мотивам (он был тайным агентом НКВД) Сергей Эфрон вынужден был срочно покинуть Францию.

Таким образом, отъезд Цветаевой с сыном был предрешен.
В июле 1939 г. муж и дочь ждали ее в подмосковном поселке Болшево на даче. За дачей следили. И спустя три месяца после возвращения Марины Ивановны ночью арестовали дочь Алю. А через два месяца – в октябре 1939? года – и Сергея Яковлевича. (СЛАЙД №22)

Оставшись с сыном без крова, средств к существованию, Цветаева не теряла головы. Она готовит передачи родным, добивается выдачи багажа из Франции, даже готовит книгу стихов для издательства.

Вокруг неё арестовали самых близких – дочь, мужа, сестру, стихи не печатали.

Ее не арестовали, но казнили медленно и жестоко – незамечанием, нищетой, непечатанием. В дневнике она писала: “Живу, никому не показываюсь... Не за кого держаться“.

Великая Отечественная война застала поэтессу в Москве за переводом Гарсия Лорки. Ее с несколькими писателями отправили в эвакуацию в камский город Елабугу. Их провожал Борис Пастернак. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан. Хвалил ее прочность, шутил, что “она все выдержит, хоть вешайся“. Ему впоследствии передали, что Марина Ивановна повесилась именно на этой веревке, и он не мог простить себе эту роковую шутку.

В Елабуге навис ужас остаться без работы и средств на жизнь. И она написала заявление с просьбой принять ее судомойкою в столовую в Чистополе, соседнем городке, но ей отказали.

По свидетельству хозяев дома, где жила Марина Ивановна с сыном, ее подкармливала местная милиционерша, которой та помогала при стирке.

Жить было очень сложно. Нет никаких известий от дочери и мужа (а он был уже расстрелян), чувство забытости и покинутости ее угнетало. И постоянное ощущение чьего-то пристального, сверлящего взгляда...

И вот то роковое воскресенье (СЛАЙД №23), 31 августа 1941 года. Все ушли из дому по делам: хозяйка с Муром на работу, хозяин с внуком – на рыбалку. Марина Ивановна осталась одна. С утра она была в фартуке, как обычно, когда занималась домашними делами.

Вернувшись, сын и хозяева нашли ее висящей в сенях на крюке. Притронуться к ней боялись. Кто-то побежал в милицию, кто-то к врачу. Из петли ее вынул прохожий. Накрыли простыней и увезли в усыпальницу.

РЯБИНУ РУБИЛИ ЗОРЬКОЮ.
РЯБИНА – СУДЬБИНА ГОРЬКАЯ.
РЯБИНА – СЕДЫМИ СПУСКАМИ.
РЯБИНА! СУДЬБИНА РУССКАЯ

Сделали обыск в комнатушке за перегородкой. Нашли три записки, написанные второпях: сыну, друзьяи и эвакуированным..

Сыну: “Мурлыга, прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что я попала в тупик“.

Друзьям: “Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Я хочу, чтобы он жил и учился. Со мною он пропадет. Не похороните живой, хорошенько проверьте. А меня простите – не вынесла”.

Мур не смог ничего передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич скоро (16 октября 1941 года) будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте. (СЛАЙД №24)

Похороны состоялись 2 сентября 1941 года.Из морга Марину в казенном гробу повезли на кладбище. Могила затерялась.

(Звучит запись песни “РЕКВИЕМ”)

Марина Ивановна – неоплатная наша вина, но и любовь наша вечная. Ещё и поэтому тема урока звучит “Между любовью и любовью”, её любовью ко всему человечеству и нашей к ней.

“Памяти Марины Цветаевой“

Открою книгу я в тяжелом переплете,
А с фотографии – знакомые черты.
И буковки, все в золотом налете, гласят:
Цветаевой Марины здесь мечты”.
За переплетом тем знакомые мотивы:
Тоска по родине и первые мечты.
За переплетом тем любимые картины
И образ Пушкина, его узнаешь ты.
Так пусть земля ей будет мягкою постелью,
Пусть слезы грусти застилают вновь глаза,
Порыв души нашел свое стремленье –
В стихах живет ее душа.
Цветаевой не будет повторенья.
И пусть стремительно покинула наш мир,
Но не найдут стихи ее забвенье,
Они продлятся, как и жизни пир!

3. Вывод.

- Подводя итог разговора, скажите, какой была Марина Ивановна Цветаева?

(Для меня это глубоко несчастная и очень счастливая женщина, потому что ей выпало любить.)

- Художественный мир Цветаевой разнообразен. Какие основные темы можно выделить в творчестве поэта?

  • Тема детства.
  • Тема дома.
  • Образ Матери.
  • Тема души.
  • Тема бессонности.
  • Поэты-современники Цветаевой.
  • Пушкинская тема.
  • Тема любви.
  • Стихи, посвященные родным и близким.

УЧИТЕЛЬ: “Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами гиганты”, - писал Б.Пастернак.

Действительно, через много лет мы лучше понимаем гениальность тех, кто творил в прошлом, чьи имена вошли в историю.