Тип урока: Закрепление пройденного материала по теме “Склонение имён существительных”.
Уметь:
- Определять склонение имён существительных по роду и окончанию;
- Определять склонение имён существительных во множественном числе;
- Составлять связный текст по картине.
Цель: повторить и закрепить знания о склонениях имён существительных
Задачи:
Образовательные:
закрепить умение определять склонение имён
существительных по роду имени существительного
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание и память; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности
Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету,
- воспитывать усидчивость, аккуратность
Оборудование: Сигнальные карточки, картинки с изображениями разных предметов, карточки с заданиями, картина из цикла времена года “Весна”.
Ход урока
Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся:
Мы друг другу улыбнулись
И на стульчиках уселись.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем мы внимательны
И, конечно, же старательны,
Чтобы много знать
И “пятёрки” получать.
Здравствуйте, ребята! Мы с вами все внимательные и заметили, что на доске у нас название начала темы урока закрыли разные рисунки, и мы можем только прочитать “... имён существительных”. Наша задача с вами узнать, какое же слово спряталось за картинками. Сейчас мы с вами назовём, что изображено на рисунках, а первую букву этих слов будем записывать на доске. На рисунках изображены: соль кошка лось окно небо ель носорог иголка енот. Получилось слово “склонение”. Записываем в тетрадях. Мы с вами вспомним, что мы знаем о склонениях, как умеем определять склонение имён существительных. Запись в тетрадях слов с картинок и определить род имён существительных и выделить окончания. Давайте вспомним, что нам помогает определить род и окончание имён существительных?
– По роду и окончанию имени существительного мы определяем склонение имён существительных.
2. На доске слова, написанные в 3 столбика.
Задание: Найди лишнее слово:
Лошадка лошадник лошадь ленивица лентяй лень злоба зло злость медведица медвежонок медведь пенёк пень
Учащиеся называют лишние слова: медведь пень опята
- Ребята, давайте теперь скажем, как вы определили, что эти слова являются лишними? - По окончаниям и по роду имени существительного.
Постановка проблемы: обратите внимание на существительное опята. Существительное множественного числа. Как определить склонение имени существительного во множественном числе?
- Почему существительное “опята” мы не можем отнести к 1-му склонению, а слова “медведь” и “пень” не можем отнести к 3-му склонению?
- “Опята”- существительное множественного числа, а если существительное поставить в единственном числе, то оно будет мужского рода с нулевым окончанием. Получиться существительное “опёнок”. Существительное 2-го склонения. Существительные “медведь” и “пень”- мужского рода, значит они относятся к существительным 2-го склонения.
3. Тренировочное упражнение на закрепление учебных навыков. Работа с сигнальными карточками. На карточках записаны: 1 скл, 2 скл., 3 скл. У каждого учащегося по 3 карточки. Нужно отгадать загадки. Если отгадкой к загадке является существительное 1 склонения, учащиеся поднимают сигнальную карточку, на которой написано “1 скл.” и т.д.
Загадки:
Жёлтое и круглое,
На небе сидит
улыбается и на нас глядит. (Солнце)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза).
Воздух чистый, кругом тишь
Рада всему этому маленькая, полевая ... (Мышь)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеёк)
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл.... (Апрель)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём , ни окон,
Но птенцам жить в нём тепло,
Дом такой зовут .... (Гнездо)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла....(Весна)
Задание на развитие творческих способностей.
Делаем вывод: О чём отгадки всех наших загадок? ( О весне).
4..Посмотрите на картину и назовите существительные, определите склонение. Картина о весне.
– Используя названные существительные, составьте несколько предложений так, чтобы получился связный текст о весне.
Физпауза.
“Хомка”.
Хомка, Хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Щёчки моет, ушки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать.
5. Работа с учебником. Упражнение 431 на странице 162. Задание:
1 ряд пишут в тетрадях существительные 1 склонения, 2 ряд – существительные 2 склонения, 3 ряд - существительные 3 склонения.
6. Работа в группах. Задание на карточках:
Найти в тексте имена существительные и определить склонение. Определить главную мысль текста.
1 группа.
Пруд был маленький. Весь зарос травой и тиной. Жили в нём карасики и улитки. Житьё у них было скучное. Однажды в пруду поселился рак. Все обитатели водоёма собрались на него посмотреть.
2 группа.
Июль-середина лета. Лес стоит зелёным. Поля и луга сильно посветлели. Созрели хлеба. Светлым, золотистым стало поле. Хороша нива. Видны шапки дубов и берёз, острые кроны елей. 3 группа.
Цветёт берёзка в мае. Тогда листики на ней ещё маленькие. А на концах веток появляются маленькие серёжки. В середине лета их почти не видать. Листья погрубели, потемнели.
Домашнее задание. Написать существительные с мягким знаком на конце: 10 существительных женского рода и 10 существительных мужского рода с шипящей на конце. Написать в 2 столбика.
Итог урока. Выводы.
- Что мы сегодня повторяли на уроке?
- Закрепили изученный материал по теме “Склонение имён существительных”.
- Сколько склонений бывает у существительных?
- У существительных бывает три склонения.
- Как можно определить склонение существительных?
- Склонение у существительных можно определить по окончанию и по роду. К существительным 1-го склонения относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а и -я. Например: мама папа дядя тётя К существительным 2-го склонения относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о и -е. Например: дом снег конь окно солнце.
К существительным 3-го склонения относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. Например: ночь тишь.
- Как можно определить склонение у существительных множественного числа и у существительных, которые стоят не в именительном падеже?
- Существительное нужно поставить в единственном числе. Например: берега - существительное множественного числа. В единственном числе- берег. Существительное “берег” мужского рода. Значит, относится ко 2-му склонению. Существительное нужно поставить в именительный падеж единственного числа. Например: тишина в лесах. Что? Лес - существительное мужского рода (2 склонение).
Используемая литература:
1. Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для V–IX классов. Москва “Просвещение” 2003 г. Научный руководитель И.М. Бгажнокова.
2. В.В.Воронкова “Русский язык”.Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва “Просвещение” 2005 г.