Цели | Образовательные:
Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Понимать, что значит
вычитать числа. Умения различать ситуации, когда
нельзя выполнить вычитание чисел. Уметь решать
задачи. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:
|
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности
(3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует актуализацию требований к
ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. |
1. Громко прозвенел звонок. Вспомним правила поведения ученика на уроке. 2. Великий математик Джорж Пойа (показ портрета) сказал: “Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому”. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - А чтобы узнать что-то новое, мы должны?... (вспомнить то, что уже знаем). А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.) Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? (“Что я не знаю?”, “Сам найду способ”) |
Уметь совместно договариваться о
правилах поведения и общения в школе и следовать
им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии
(10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения(работа в парах) |
Выполняют задание.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). |
Организует актуализацию умений решать
задачи на нахождение целого или частей. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. |
- Сколько фигур изображено? (6). На какие
группы можно разделить данные фигуры (плоские и
объёмные). Какие фигуры попадут в группу
“плоские фигуры”? Какие в группу “объёмные”?
Фигур какой группы больше? На сколько? Как узнали?
(составили пары и узнали, скольким фигурам пары
не хватило) У нас появились числа 2 и 4 . Придумайте
задачу с этими числами и фигурами. Фиксация индивидуального затруднения. У вас на партах лежат листочки. На них я написала все возможные математические выражения с этими числами. Выполните вычисления. 2+4= 2-4= 4+2= 4-2= 4х2= 2х4= 4:2= |
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке
(Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Выявление места и причины
затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Под руководством учителя выявляют
место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места
затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
- Поднимите руку те, кто решил все
примеры. - В каком месте возникло затруднение? (не смогли решить пример 2-4). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, можно ли переставлять числа при вычитании). |
Уметь оформлять свои мысли в устной
форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из
затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. |
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. |
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. |
- Разделим выражения на 2 группы (+ и -)
Какой секрет мы знаем про сложение чисел?
(складывать числа можно в любом порядке) - Что значит + число; - число?(идёт работа с каждым выражением) - Какую цель ставим? (можно ли переставлять числа при вычитании). 3. Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: составим модель с помощью фишек или воспользуемся линейкой. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Физкультминутка |
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке;
(Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других
(Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта
(10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. |
Под руководством учителя выполняет
составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. |
Организует реализацию построенного
проекта в соответствии с планом. Организует
подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. |
Предлагаю провести исследование.
Согласны? В толковом словаре слово “Исследовать”
значит понять, установить. Посмотрите на это
слово , что вы заметили в написании
слова(удвоенный согласный)? Тогда начнём. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Как будем работать?(дружно, старательно, внимательно, с уважением) Работа в группах. Каждая группа получает карточки с числами. Все получают план работы. 1. Составьте два примера на вычитание. 2. Смоделировать ситуацию с помощью счётных палочек. 3. Выполните вычисления с помощью линейки.. 4. Сделайте вывод. Дети работают в парах. У нас получились примеры.... Мы заметили, что ... (из меньшего числа нельзя вычесть большее) - К какому выводу мы пришли? (Числа при вычитании переставлять нельзя. Из меньшего числа нельзя вычесть большее). Выставляется эталон. Проверим правильность нашего вывода по учебнику с.17 |
Уметь добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Учебник с. 18 №7-8 Образец рассуждения: 1-2= 1) определяю, какие числа даны 2) сравниваю числа 3) смотрю, какое из чисел (меньшее или большее) стоит на первом месте 4) применяю правило 5) если это возможно, выполняю вычисление |
Уметь вычитать числа, используя
правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполняют задание самостоятельно в
тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку |
Организует выполнение учащимися
самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку |
Самостоятельная работа с проверкой по
эталону) Тетрадь №4, 5 с.12-13; №9 с.14 Эталон для самопроверки. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму. (с использованием смайликов) |
Уметь вычитать числа, используя
правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выполнять работу по предложенному плану. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку |
Организует фиксирование нового
содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. |
- Мы хорошо потрудились и теперь
подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? Я знаю.... Я понял... Я научился... Я могу... - Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики. |
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке
(Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). |